Дело № 2-1056/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Карабанова А.С.,
при секретаре Федоровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игонина О.Л. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» о возложении обязанности по проведению текущего ремонта кровли дома, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Игонин О.Л. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к ООО «ЖЭК», в котором просит признать незаконным бездействие ответчика по не принятию мер к проведению текущего ремонта кровли многоквартирного дома по <адрес>, возложить обязанность устранить не герметичность кровли, а также взыскать в его пользу компенсацию морального вреда.
В обоснование иска указывает, что является собственником <адрес> в <адрес>. Управление указанным домом осуществляет ООО «ЖЭК».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. в результате протекания с крыши дома произошло пролитие принадлежащего ему жилого помещения.
Проведенным по инициативе истца экспертным исследованием установлено, что причиной пролития является не герметичность кровли. При этом экспертом установлено не соответствие качества монтажа кровли нормативным требованиям.
В связи с чем, он обратился в суд с настоящим иском.
Истец Игонин О.Л. в судебном заседании заявленные требования уточнил в соответствии с результатами судебной строительно-технической экспертизы, просил суд обязать ответчика устранить разгерметизацию слухового окна кровельного покрытия; устранить зазоры между листами, в том числе точечные, а также с расхождением более 3 мм; устранить частичное или полное отсутствие герметика во фланцевых соединениях; устранить выход герметика местами более 5 мм.
На уточненных исковых требованиях настаивал по доводам искового заявления.
Представители ответчика ООО «ЖЭК» в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Оспаривали факт пролития квартиры истца при изложенных в иске обстоятельствах. Результаты судебной строительно-технической экспертизы не оспаривали, считали, что кровля дома по <адрес> нуждается в капитальном ремонте, что не является обязанностью управляющей организации в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в доме.
Третье лицо Собенникова Н.А., представители третьих лиц администрации г. Ульяновска и АО КБ «Газбанк» в судебное заседание не явились, извещались о дне и времени судебного разбирательства.
Выслушав стороны, допросив эксперта, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Игонину О.Л. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, доля в праве – 2/3. Собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру является Собенникова Н.А.
Данный дом является многоквартирным домом, 2004 года постройки.
Дом находится в управлении и обслуживании ООО «Жилищно-эксплуатационная компания».
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.
Пунктом 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем показатели, приведенные в данной норме.
В соответствии с п.п. «а» п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу пп. «а» п. 2 Правил в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пп. «з» п. 11 указанных Правил содержание общего имущества включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В силу п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту уполномоченными управляющими (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
Согласно п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Приложение № 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Согласно данному Приложению к текущему ремонту крыши относится усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
Поскольку работы по ремонту гидроизоляции кровли относятся к текущему ремонту, на основании ст. 161 ЖК РФ обязанность по их проведению должна быть возложена на управляющую компанию.
Необходимость проведения ремонтных работ текущего характера кровли многоквартирного дома по <адрес> подтверждается материалами дела.
Так, по ходатайству представителя ответчика по делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам эксперта, изложенным в заключении №, в ходе экспертизы установлены следующие недостатки кровли дома по <адрес>.
В нарушение п. 5.9.7 СП 71.13330.2017. Свод правил. Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87, утв. Приказом Минстроя России от 27.02.2017 № 128/пр, имеется образование зазоров между листами, в т.ч. точечных, а также с расхождением более 3 мм; наличие на поверхности отдельных следов вмятин и выпуклостей; частичное или полное отсутствие герметика во фланцевых соединениях.
Вопреки п. 7.3 СП 71.13330.2017 выявлено наличие разреженной обрешетки.
В нарушение п. 7.4 СП 71.13330.2017 отсутствует диффузионная мембрана.
Вопреки п. 5.1.11 СП 71.13330.2017 отсутствует паро-гидроизоляционный слой.
В нарушение 7.8 СП 71.13330.2017 крепление листов выполнено частично саморезами.
Вопреки п. 7.13, 7. 14 СП 71.13330.2017 имеется образование зазоров в местах примыкания к вертикальным конструкциям стен, парапетов, вентиляционных каналов.
В нарушение п. 5.8.16 СП 71.13330.2017 выявлен выход герметика местами более 5 мм.
Вопреки п. 5.8.19 СП 71.13330.2017 высота подъема металла на вертикальные конструкции местами составляет менее 250 мм.
При этом эксперт приходит к выводу, что такие нарушения как зазоры между листами, в том числе точечные, а также с расхождением более 3 мм; частичное или полное отсутствие герметика во фланцевых соединениях; выход герметика местами более 5 мм являются устранимыми. Остальные недостатки являются неустранимыми.
Ввиду наличия неустранимых недостатков потребуется переустройство кровельного покрытия с устройством гидроизоляционного ковра по сплошному основанию с заведением на вертикальные конструкции высотой не менее 250 мм.
Кроме того, в исследовательской части заключения эксперт приходит к выводу, что возможной причиной пролития квартиры истца является разгерметизация слухового окна на техническом этаже жилого дома над квартирой истца, которое на момент осмотра имело следы увлажнения деревянных элементов.
Эксперт ФИО5, проводившая судебную экспертизу, была допрошена в судебном заседании. Эксперт подтвердила, что кровля в целом в доме требует капитальный ремонт. Текущий ремонт нецелесообразен. Во избежание возможного дальнейшего пролития квартиры истца возможно проведение частичного текущего ремонта кровли над квартирой истца и ремонта слухового окна, для чего необходимо устранить разгерметизацию слухового окна кровельного покрытия путем замены кровельного покрытия по периметру данного окна и переустройства самого окна; устранить зазоры между листами, в том числе точечные, а также с расхождением более 3 мм; устранить частичное или полное отсутствие герметика во фланцевых соединениях; устранить выход герметика местами более 5 мм.
Оснований не доверять заключению судебной строительно-технической экспертизы и выводам эксперта у суда не имеется. Экспертиза проведена специализированным экспертным учреждением, экспертом, обладающим достаточной квалификацией и необходимыми познаниями в области строительства, имеющим достаточный стаж работы, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а само заключение является полным, мотивированным, аргументированным.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт некачественности оказания ответчиком услуги по содержанию общедомового имущества – кровли дома, в результате чего происходит ее протекание.
Поскольку на настоящее время капитальный ремонт кровли не запланирован, решение о проведении капитального ремонта кровли собственниками помещений в доме не принято, но возможно проведение в рамках текущего ремонта работ для предотвращения дальнейшего протекания крыши над квартирой истца, как указывает судебный эксперт, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по проведению ремонтных работ текущего характера, а именно устранить разгерметизацию слухового окна кровельного покрытия; устранить зазоры между листами, в том числе точечные, а также с расхождением более 3 мм; устранить частичное или полное отсутствие герметика во фланцевых соединениях; устранить выход герметика местами более 5 мм.
Таким образом, исковые требования Игонина О.Л. подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования Игонина О.Л. о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в порядке законодательства о защите прав потребителей суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В судебном заседании установлено, что кровля дома, являющаяся частью общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> требует текущего ремонта, тем самым, нарушены права истца как потребителя, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Однако, суд с учетом фактических обстоятельств дела, степени вины ответчика, характера нравственных страданий истца, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, полагает обоснованной ко взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В связи с чем, в пользу истца следует взыскать с ООО «ЖЭК» штраф за нарушение прав потребителя в размере 1000 руб.
Расходы на проведение судебной строительно-технической экспертизы в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию в пользу <данные изъяты>» пропорционально удовлетворенным требованиям, то есть с ООО «ЖЭК» в полном объеме – в сумме 16 300 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 2 000 ░░░., ░░░░░ 1 000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 16 300 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░