Дело № 2а-706/19
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2019 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Петровой И.И.,
при секретаре Кезиной О.А.,
с участием: -,
в отсутствие: представителя административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Рамазановой Д.Р., УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области (ранее - Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р., просит освободить его от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ., в обоснование указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем принято решение о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000руб. за нарушение срока исполнения требования по исполнительному производству по исполнению решения Ульяновского районного суда Ульяновской области по делу 2-151/18 об обязании обеспечить Одинокую А.И. жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области в МО «Ульяновский район».
Министерство не согласно с указанным выше постановлением судебного пристава, считает его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Также считает, что обжалуемое постановление нарушает имущественные права Министерства, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора.
Для надлежащего уведомления судебного пристава Министерством в адрес судебного пристава были направлены письма с указанием о невозможности исполнить решение суда в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2018 год утверждённой Законом Ульяновской области от 27.11.2017 № 156-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда.
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 года № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».
Указанными нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансовоорганизационных мероприятий составляет около 2 месяцев.
По итогам проведенных аукционов заключены государственные контракты на строительство жилых помещений.
После исполнения данных государственных контрактов и оформления права собственности на данные квартиры Министерство будет предоставлять детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе и взыскатель.
Министерство не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего Законодательства для исполнения решения суда.
Кроме того, принято постановление Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (вместе с «Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»).
Взыскатель может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наём (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов.
На основании изложенного административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Судом в ходе рассмотрения дела в качестве административного соответчика было привлечено УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц прокурор Ульяновского района Ульяновской области, Одинокая А.И., Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне рассмотрения дела извещались.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26.04.2018г. суд обязал Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Одинокую А.И. на территории МО «Ульяновский район» жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебное решение вступило в законную силу 07.08.2018г.
На основании исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №.
В связи с неисполнением указанного решения судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора с должника Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в размере 50 000руб.
По мнению суда, заявленный административный иск является обоснованным, на основании следующего.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. В течение установленного пятидневного срока с момента возбуждения исполнительного производства реальное исполнение решения суда об обеспечении взыскателя специализированным жилым помещением за счет средств бюджета Ульяновской области невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Так, финансирование истца осуществляется за счет средств бюджета, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Истцом при этом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
При таких обстоятельствах суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░