РЕШЕНИЕ
город Черкесск 11 сентября 2019 года
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Коцубина Ю.М., при секретаре судебного заседания Гергоковой Т.К.,
с участием истцов Эльбуздукаевой М.Х., Эльбуздакаевой А.М., Эльбуздакаевой М.А., представителя истцов – Карасовой Ф.К.-А., предста-вителей ответчиков: от Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации – ФИО13, от Правительства Карачаево-Черкесской Республики – Доценко Н.А., представителя третьего лица – Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности – Шебзуховой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № по иску Эльбуздукаевой Мархи Хусайновны, ФИО8, Эльбуздукаева Аслана Шамиль-Хажиевича, ФИО11, Эльбуздукаевой Эсет Шамиль-Хажиевны, ФИО10, Эльбуздукаевой Мадины Алиевны, ФИО9, ФИО12, Эльбуздакаевой Аминат Мухадиевны, Эльбуздакаева Рамазана Шамиль-Хажиевича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Правительству Карачаево-Черкесской Республики о признании жилого дома пострадавшим от стихийного бедствия, о признании пострадавшими от стихийного бедствия, о признании права на получение денежной компенсации на приобретение жилого помещения, о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия,
установил:
Эльбуздукаева М.Х., Эльбуздакаев А.-К.Ш., Эльбуздукаев А.Ш.-Х., ФИО11, Эльбуздукаева Э.Ш.-Х., ФИО10, Эльбуздукаева М.А., ФИО9, ФИО12, Эльбуздакаева А.М., Эльбуздакаев Р.Ш.-Х. обратились в суд с иском к МЧС России, Правительству РФ, Министерству финансов РФ и Правительству КЧР о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пострадавшим (повреждённым) в результате стихийного бедствия (ураганного ветра, сильного дождя с градом и подтоплением), произошедшего 29-31 мая 2012 года, о признании их пострадавшими от этого стихийного бедствия, о признании за ними права на получение денежной компенсации на приобретение жилого помещения и о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности Эльбуздукаевой М.Х. Все они проживали в этом доме до тех пор, пока 29-31 мая 2012 года не произошло стихийное бедствие в виде ураганного ветра, сильного дождя с градом и подтоплением. В результате этого стихийного бедствия жилой дом получил необратимые повреждения и пришёл в негодное для проживания состояние. Все они проживали в этом доме и являлись членами одной семьи, что установлено решением Адыге-Хабльского районного суда от 07 апреля 2017 года. Этим же решением суда установлено, что данный жилом дом являлся для них единственным жилым помещением. Согласно акту обследования от 26 октября 2012 года № 29, составленному межведомственной комиссией, созданной постановлением Главы администрации Адыге-Хабльского района от 22 января 2010 года № 12а, жилой дом, в котором они проживали, был признан непригодным для проживания. Однако жилой дом не был включен в реестр жилых домов, и никто из них не был включен в сводный список граждан Адыге-Хабльского района, пострадавших от чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата, что является незаконным. На основании решения Адыге-Хабльского районного суда от 07 апреля 2017 года Администрация Адыге-Хабльского района приняла постановление от 11 февраля 2014 года № 40 «О внесении изменений в постановление от 01 августа 2012 года № 176, которое было направлено в Правительство КЧР для включения в сводный список, утверждённый постановлением Правительства КЧР от 25 июля 2012 года № 307. Однако оно было возвращено в администрацию района без исполнения ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт регистрации в домовладении на дату чрезвычайной ситуации всех лиц, указанных в постановлении № 40. Данный отказ они считают незаконным, поскольку решением Адыге-Хабльского районного суда от 07 апреля 2017 года был установлен факт их проживания в доме. Апелляционным определением Верховного Суда КЧР от 07 сентября 2016 года решение Адыге-Хабльского районного суда от 07 апреля 2017 года было отменено, а заявление оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве и необходимостью разрешения спора в порядке искового производства. До настоящего времени их право на получение жилого помещения взамен утраченного не реализовано. С учётом приказа Минстрой России от 04 июля 2018 года № 387/пр размер компенсации на семью из 11 человек (за 198 кв.м) составляет 7 134 930 руб
Истцы просили суд: 1) признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> пострадавшим (повреждённым) в результате стихийного бедствия (ураганного ветра, сильного дождя с градом и подтоплением), произошедшего 29-31 мая 2012 года; 2) признать их пострадавшими от стихийного бедствия (ураганного ветра, сильного дождя с градом и подтоплением), произошедшего 29-31 мая 2012 года в Адыге-Хабльском районе Карачаево-Черкесской Республики; 3) признать за ними право на получение денежной компенсации на приобретение жилого помещения взамен утраченного; 4) взыскать с Министерства финансов России за счёт казны Российской Федерации в их пользу денежные средств в размере 7 134 930 рублей.
Представитель ответчиков – Министерство финансов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации направил в суд письменные возражения на иск, в которых просил истцам в иске отказать. Указал, что решение Адыге-Хабльского районного суда от 24 декабря 2012 года об удовлетворении заявления об установлении факта проживания истцов определением Верховного Суда КЧР от 07 сентября 2016 года отменено и принято новое решение об оставлении заявления истцов без рассмотрения. Решением Адыге-Хабльского районного суда от 07 апреля 2017 года требования истцов о признании факта проживания удовлетворены. Однако законодательством не предусмотрено получение денежной компенсации на приобретение жилого помещения взамен пострадавшего. Акт обследования домовладения истцов на дату стихийного бедствия в деле отсутствует, в связи с чем не подтверждена причинно-следственная связь между причинением вреда домовладению истцов и стихийным бедствием. Нет доказательств того, что все истцы были зарегистрированы в жилом доме. Не предоставлены сведения об отсутствии у истцов в собственности жилых помещений, доказывающих, что пострадавшее жилое помещение является для них единственным. Необходимо также установить наличие родственных отношений. Установленный порядок обращения истцов с заявлением о выдаче жилищного сертификата не соблюдён. В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 жилищные сертификаты выдаются из расчёта по 18 кв.м на каждого члена семьи из трёх и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения. Согласно материалам дела площадь жилого помещения истцов составляет 36,1 кв.м.
Ответчик – Правительство Карачаево-Черкесской Республики направил в суд письменные возражения на иск, в которых просил истцам в иске отказать. Указал, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение ГЖС является установление того факта, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Выдача сертификатов производится на основании списков граждан, лишившихся жилых помещений, изначально формируемых органами местного самоуправления. В деле отсутствуют документы, подтверждающие факт обращения истцов в установленном порядке и в установленный срок в компетентный орган с заявлением о признании принадлежащего им жилого дома пострадавшим (утраченным) и о включении их в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС. В список, утверждённый постановлением Главы Администрации Адыге-Хабльского района от 01 августа 2012 года № 176, и в сводный список граждан, пострадавших от ЧС, ни домовладение <адрес> ни Эльбуздукаева М.Х. и члены её семьи, включены не были. Реализация гражданами права на ГЭС носит заявительный характер. Однако истцы с заявлением о выдаче ГЖС в компетентный орган в установленном порядке не обращались. Акт обследования частного жилого помещения от 26 октября 2012 года № 29 был составлен по истечении 6 месяцев после ЧС. В этом акте не указан адрес обследуемого домовладения. Указанный акт не может служить доказательством, подтверждающим право истцов на признание жилого дома пострадавшим от стихийного бедствия 29-31 мая 2012 года. Истцами не предоставлены документы, подтверждающие их регистрацию в пострадавшем жилом доме на момент ЧС или уважительность причин её отсутствия. Регистрация в пострадавшем жилом доме отсутствует у 9 членов семьи, в том числе у собственника пострадавшего помещения. Документов, подтверждающих, что утраченное (пострадавшее) домовладение являлось для истцов единственным, не представлено. Членами семьи собственника жилого дома являются не все истцы. Проживание истцов в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что они являются членами семьи собственника. Истцы требуют взыскать денежные средства на приобретение жилого помещения площадью 198 кв.м, однако площадь пострадавшего домовладения составляет 36,1 кв.м, и компенсация не может быть больше этой площади. Истцы не указали, в чём именно заключается нарушение их прав Правительством КЧР.
Ответчик – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставил суду письменные возражения на иск, в которых просил истцам в иске отказать. Указал, что удовлетворение заявленных истцами требований не входит в компетенцию МЧС России, поскольку МЧС России неправомочно осуществлять выдачу жилищных сертификатов. Основанием для выделения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат лицам, которым был причинён ущерб, является решение Правительства РФ. Учитывая, что событие имело место 29-31 мая 2012 года, истцы пропустили срок обращения в суд за восстановлением нарушенных прав. Истцы не доказали наличие у них права на получение сертификата и не обратились в органы исполнительный власти с соответствующим заявлением. Избранный истцами способ защиты своих прав путём признания за ними права на получение сертификата не повлечёт для них желаемых правовых последствий. Существующая нормативно-правовая база не наделяет МЧС России и Правительство РФ полномочиями по включению граждан в списки.
Третье лицо – Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности направило в суд письменные возражения на иск, в которых просило истцам в иске отказать. Указало, что истцы не подавали заявление с приложением документов, необходимых для включения их в списки на получение жилищных сертификатов, а потому у них не возникло право на получение сертификатов. Администрация Апсуанского сельского поселения своевременно не включила истцов в списки пострадавших граждан по причине бездействия самих истцов. Акт от 26 октября 2012 года № 29, согласно которому межведомственная комиссия обследовала дом и признала его непригодным для проживания, был составлен спустя 6 месяцев после стихийного бедствия. Состав комиссии был неполным, так как в неё не вошёл представитель Главного управления МЧС по КЧР. Форма акта по содержанию не соответствует утверждённым Методическим рекомендациям от 02 ноября 2010 года. Данные обстоятельства указывают на неправомерность предоставленного акта и отсутствие у него юридической силы, в связи с чем требования истцов являются необоснованными. Истцы просят взыскать денежные средства на приобретение жилого помещения площадью 198 кв.м, однако площадь пострадавшего домовладения составляет 36,1 кв.м, и субсидия в любом случае может быть выдана на приобретение жилого помещения площадью не более общей площади утраченного помещения. Кроме того, у 9 из 11 истцов отсутствовала регистрация в пострадавшем жилом помещении, а часть истцов не является членами семьи собственника. К тому же, внесение изменений в утверждённый список путём включения в него дополнительных граждан не допускается.
В судебном заседании истцы Эльбуздукаева М.Х., Эльбуздакаева А.М. и Эльбуздакаева М.А. поддержали свои требования, просили иск удовлетворить. При этом Эльбуздукаева М.Х. объяснила, что она сдала все документы, но они были потеряны в МЧС, и потому она так долго не обращалась в суд, надеясь на то, что документы найдутся.
Представитель истцов – Карасова Ф.К.-А. в судебном заседании поддержала заявленные истцами требования, просила иск удовлетворить. Объяснила, что факт проживания всех истцов в жилом доме был установлен решением суда, а факт отсутствия регистрации у некоторых из них не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидии, так как все истцы проживали в одном доме, и другого жилья у них нет. Есть постановление главы района, которым дом истцов был признан повреждённым. Сроки для обращения истцов с требованиями о предоставлении субсидии нет, и истцы могут обратиться с таким заявлением в любое время. Списки пострадавших граждан формировала администрация района, и истцы в эти списки были включены дополнительным постановлением, но этот список незаконно не утвердили. Поскольку сейчас сертификат истцам уже никто не выдаст, истцы требуют взыскания денежных средств. Иначе истцам потом придётся обращаться в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения.
Представитель ответчиков (Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации) – ФИО13 в судебном заседании иск не признала, просила в иске истцам отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика (Правительства Карачаево-Черкесской Республики) – Доценко Н.А. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица (Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреж-дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности) – Шебзухова М.Р. в судебном заседании иск не признала, просила в иске истцам отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав объяснения явившихся в суд истцов, представителей сторон и третьего лица, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о правомерности части заявленных истцами требований и необходимости частичного удовлетворения иска.
В соответствии с ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации (РФ) судопроизводство осуществляется на основе состязательности. Согласно ч.1 ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) принцип состязательности сторон является одним из основных принципов осуществления правосудия по гражданским делам. В силу ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений.
В соответствии с п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданское законодательство основывается в числе прочего на неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в числе прочего: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В силу п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. В числе способов защиты гражданских прав ст.12 ГК РФ называет: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; прекращение или изменение правоотношения; иные способы, предусмотренные законом.
В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашённые в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П и др.). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, предусматривая при этом, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2; ч.1 ст.21 Конституции РФ) и с учётом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий отдельным категориям граждан. К числу таких граждан относятся граждане, лишившиеся жилых помещений в результате стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на получение на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый в условиях чрезвычайных ситуаций (п.1 ст.18). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18). При этом названный федеральный закон уполномочил Правительство РФ на издание постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязал обеспечить создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определить порядок использования указанных резервов.
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство РФ приняло Постановление от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Согласно п.1 и п.2 этого постановления государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м для одиноких граждан, 42 кв.м на семью из двух человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек. Как указано в абз.2 п.2 названного постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Как установлено в судебном заседании, 29-31 мая 2012 года на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики произошло стихийное бедствие в виде ураганного ветра, сильного дождя с градом и подтопления. В результате этого стихийного бедствия пришёл в негодность для проживания принадлежавший Эльбуздукаевой М.Х. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> По состоянию на 29-31 мая 2012 года в указанном жилом доме помимо самой Эльбуздукаевой М.Х. постоянно проживали члены её семьи: сноха – Эльбуздакаева А.М. ДД.ММ.ГГГГ, внук ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ внук – ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, внучка ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, внучка – ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ, а также опекаемые (подопечные): Эльбуздукаева М.А. ДД.ММ.ГГГГ Эльбуздукаева Э.Ш.-Х. ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, Эльбуздакаев Р.Ш.-Х. ДД.ММ.ГГГГ, Эльбуздукаев А.Ш.-Х. ДД.ММ.ГГГГ Опекунство Эльбуздукаевой М.Х. в отношении перечисленных опекаемых (подопечных) было оформлено соответствующими постановлениями Главы Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, принятыми в 1999, 2005 и 2007 годах. Таким образом, всего с Эльбуздукаевой М.Х. в принадлежащем ей жилом доме на 29-31 мая 2012 года проживало 11 человек, включая собственника.
Согласно акту обследования частного домовладения от 26 октября 2012 года №, составленному межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 22 января 2010 года № 12а, в результате стихийного бедствия, произошедшего 29-31 мая 2012 года, принадлежавший Эльбуздукаевой М.Х. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> получил значительные повреждения, из-за которых проживание в нём людей было признано представляющим угрозу для их жизни. Этим актом комиссия установила, что восстановление жилого дома проводить нецелесообразно, так как домовладение находится аварийном состоянии. Данный акт был составлен и подписан Главой Администрации Адыге-Хабльского муниципального района ФИО3 как председателем комиссии, а также членами комиссии: начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации района ФИО6, начальником финансового управления администрации района ФИО2, начальником Адыге-Хабльского филиала ГУП «Техинвентаризация» ФИО4, начальником управления ООО «Росгосстрах-Юг» ФИО5, начальником отдела ГОиЧС, пожарной безопасности и мобилизации работы района ФИО1, главой Апсуанского сельского поселения ФИО7
Постановлением Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 01 августа 2012 года № 176 был утверждён сводный реестр (список) жилых домов и граждан Адыге-Хабльского района, пострадавших в результате стихийного бедствия 29-31 мая 2012 года, на получение государственных жилищных сертификатов. В этот реестр (список) Эльбуздукаева М.Х. и члены её семьи включены не были.
Решением Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 декабря 2012 года было удовлетворено заявление Эльбуздукаевой М.Х., Эльбуздакаева А.-К.Ш., Эльбуздукаева А.Ш.-Х., ФИО11, Эльбуздукаевой Э.Ш.-Х., Эльбуздукаева М.А., Эльбуздукаевой М.А., ФИО9 и ФИО12 об установлении факта их постоянного проживания на момент стихийного бедствия в принадлежавшем Эльбуздукаевой М.Х. жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>
На основании решения Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 декабря 2012 года постановлением Администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 11 февраля 2014 года № 40 в постановление Администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 01 августа 2012 года № 176 были внесены изменения, в результате которых в приложение № 1 к этому постановлению был внесён принадлежавший Эльбуздукаевой М.Х жилой дом, в приложение № 2 включены Эльбуздукаева М.Х. и члены её семьи, включая опекаемых (подопечных). Как следует из имеющего в деле письма врио главы Администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 21 октября 2014 года № 2-240, постановление Администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 11 февраля 2014 года № 40 и весь пакет документов были направлены в Правительство Карачаево-Черкесской Республики, которое вернуло весь пакет документов, ссылаясь на то, что решением суда не был установлен факт регистрации истцов на момент стихийного бедствия. Факт возврата указанных документов подтверждается и сопроводительным письмом Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15 апреля 2014 года № 02/1145, с которым эти документы были возвращены в Администрацию Адыге-Хабльского муниципального района. О возврате документов из Правительства Карачаево-Черкесской Республики в Администрацию Адыге-Хабльского муниципального района говорится также в письме Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской оборы, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности от 17 октября 2014 года № 1028-02-02.
Таким образом, имеющимися в деле документами подтверждается тот факт, что Эльбуздукаева М.Х. как собственник жилого дома, утраченного в результате стихийного бедствия, случившегося 29-31 мая 2012 года, принимала меры, направленные на реализацию своих прав на получение государственного жилищного сертификата, и что она не получила сертификат не в результате своего бездействия, как указали в своих возражениях ответчики и третьи лица, а в результате возврата пакета документов Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
При рассмотрении настоящего дела ответчики и третьи лица сослались на отмену решения суда, установившего факт проживания истцов в домовладении Эльбуздукаевой М.Х. по состоянию на 29-31 мая 2012 года. Действительно, решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 декабря 2012 года было отменено апелляционным определением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 07 сентября 2016 года. Однако причиной отмены этого решения было не неправильное установление судом фактических обстоятельств дела, а то, что установленный судом факт надлежало устанавливать в порядке искового, а не особого производства. Именно по этой причине решение Адыге-Хабльского районного суда от 07 апреля 2017 года было отменено, а заявление Эльбуздукаевых оставлено без рассмотрения. Не смотря на отмену решения суда от 24 декабря 2012 года, постановление Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 11 февраля 2014 года № 40 о внесении изменений в постановление от 01 августа 2012 года № 176 не отменено, незаконным либо недействительным не признано и порождает вытекающие из него правовые последствия в виде возникновения у истцов право на получение государственного жилищного сертификата. Кроме того, вступившим в законную силу решением Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07 апреля 2017 года были удовлетворены требования истцов о признании факта их постоянного проживания в домовладении Эльбуздукаевой М.Х. по состоянию на 29-31 мая 2012 года. В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ факты и обстоятельства, установленные этим решением суда, обязательными для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего гражданского дела.
То обстоятельство, что из одиннадцати истцов в домовладении Эльбуздукаевой М.Х. по состоянию на 29-31 мая 2012 года было зарегистри-ровано только трое, в данном случае не должно иметь решающего значения. Согласно ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
На недопустимость ограничения прав и свобод граждан в связи с отсутствием у них регистрации по месту жительства неоднократно обращал внимание в своих постановлениях и определениях Конституционный Суд РФ, указывая, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. В Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П Конституционный Суд РФ постановил, что признание пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не соответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, а положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами до приведения их в соответствие с этим постановлением.
Как указал Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009-2014 годах, утверждённом 21 октября 2015 года, при разрешении споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата, необходимо выяснять причины, в силу которых граждане – собственник жилого помещения или члены его семьи – не были зарегистрированы или отсутствовали в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. В случае признания таких причин уважительными судам следует удовлетворять исковые заявления о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия. При этом необходимо применять ч.2 ст.31 Жилищного кодекса РФ, в силу которой члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В данном случае судом учитывается то обстоятельство, что Эльбуздукаева М.Х., хотя и не была зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, однако с 27 сентября 2011 года является собственником этого дома, а потому является пострадавшей от стихийного бедствия, которое привело к непригодности этого дома для проживания. Эльбуздакаева А.М. является снохой Эльбуздукаевой М.Х. Четверо истцов доводятся Эльбуздукаевой М.Х. внуками: ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ. Как видно, все внуки Эльбуздукаевой М.Х., а также опекаемый ею ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, на момент стихийного бедствия, случившегося в мае 2012 года, являлись несовершеннолетними и не могли самостоятельно реализовывать свои права, в том числе зарегистрироваться в жилом доме, в котором они фактически проживали с матерью и бабушкой. Что касается Эльбуздукаева А.Ш.-Х. ДД.ММ.ГГГГ, Эльбуздукаева Э.Ш.-Х. ДД.ММ.ГГГГ, Эльбуздукаевой М.А. ДД.ММ.ГГГГ и Эльбуздакаев Р.Ш.-Х. ДД.ММ.ГГГГ, то они хотя и являлись совершеннолетними, однако фактически с 1999-2007 годов проживали одной семьёй с Эльбуздукаевой М.Х., её снохой и внуками и были вселены в жилой дом в качестве членов семьи, что позволяет суду применить второе предложение ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ и, руководствуясь п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», признать всех истцов членами одной семьи.
Эльбуздукаева М.Х. и члены её семьи являются лицами, лишившимися жилья вследствие стихийного бедствия, а потому истцов следует признать пострадавшими от стихийного бедствия (ураганного ветра, сильного дождя с градом и подтоплением), произошедшего 29-31 мая 2012 года в Адыге-Хабльском районе Карачаево-Черкесской Республики. На основании данного решения суда истцы будут иметь право получить в установленном порядке государственного жилищного сертификата, который должен быть выдан Эльбуздукаевой М.Х. на состав семьи из 11 человек.
То обстоятельство, что сводный список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов уже сформирован и утверждён, равно как и то обстоятельство, что с момента стихийного бедствия прошло более семи лет, не являются препятствиями для реализации гарантированного законом права истцов на меры социальной поддержки в виде обеспечения их жилым помещением в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».
Требования истцов о признании за ними права на получение денежной компенсации на приобретение жилого помещения взамен утраченного и о взыскании с Министерства финансов РФ за счёт казны Российской Федерации денежных средств в размере 7 134 930 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку ни один действующий нормативно-правовой акт не предусматривает возможность прямого взыскания с пользу граждан, пострадавших от стихийных бедствий, денежных средств в качестве компенсации стоимости утраченного жилья или в качестве субсидии на приобретение нового жилья. В соответствии с вышеприведёнными положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», Постановление Правительства РФ от 09 октября 1995 года № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» жилищные права и имущественные интересы лиц, пострадавших от стихийных бедствий и лишившихся жилья, подлежат защите не путём взыскания в их пользу денежных средств, а посредством выдачи им государственных жилищных сертификатов. Между тем, требования о выдаче сертификата истцы не заявили.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Эльбуздукаевой Мархи Хусайновны, ФИО8, Эльбуздукаева Аслана Шамиль-Хажиевича, ФИО11, Эльбуздукаевой Эсет Шамиль-Хажиевны, ФИО10, Эльбуздукаевой Мадины Алиевны, ФИО9, ФИО12, Эльбуздакаевой Аминат Мухадиевны, Эльбуздакаева Рамазана Шамиль-Хажиевича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Правительству Карачаево-Черкесской Республики о признании жилого дома пострадавшим от стихийного бедствия, о признании пострадавшими от стихийного бедствия, о признании права на получение денежной компенсации на приобретение жилого помещения, о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия удовлетворить частично.
Признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> постра-давшим (повреждённым) в результате стихийного бедствия (ураганного ветра, сильного дождя с градом и подтоплением), произошедшего 29-31 мая 2012 года.
Признать пострадавшими от стихийного бедствия (ураганного ветра, сильного дождя с градом и подтоплением), произошедшего 29-31 мая 2012 года в Адыге-Хабльском районе Карачаево-Черкесской Республики: Эльбуздукаеву Марху Хусайновну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Эльбуздукаева Аслана Шамиль-Хажиевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Эльбуздукаеву Эсет Шамиль-Хажиевну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Эльбуздукаеву Мадину Алиевну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Эльбуздакаеву Аминат Мухадиевну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Эльбуздакаева Рамазана Шамиль-Хажиевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В остальной части (а именно в части признания права на получение денежной компенсации на приобретение жилого помещения взамен утраченного и в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации денежных средств в размере 7 134 930 рублей) Эльбуздукаевой Мархе Хусайновне, ФИО8, Эльбуздукаеву Аслану Шамиль-Хажиевичу, ФИО11, Эльбуздукаевой Эсет Шамиль-Хажиевне, ФИО10, Эльбуздукаевой Мадине Алиевне, ФИО9, ФИО12, Эльбуздакаевой Аминат Мухадиевне, Эльбуздакаеву Рамазану Шамиль-Хажиевичу в иске к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Правительству Карачаево-Черкесской Республики отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его принятия (вынесения) в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение принято (изготовлено) 06 ноября 2019 года.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин
Карачаево-Черкесской Республики