Дело № 2-921/2020
10RS0017-01-2020-001195-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 город Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саниной Е.А.,
при секретаре Мелентьевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурцева ФИО12 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Груздовой ФИО13, Груздову ФИО14, Груздовой ФИО15, Груздовой ФИО16, Груздовой ФИО17 об отмене решения о предоставлении земельного участка и об отказе в проведении аукциона с правом заключения договора аренды, признании ответчиков Груздовых не приобретшими право собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Иск заявлен к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство, Минимущество) по следующим основаниям. Истец 01.03.2019 обратился с письменным заявлением к ответчику о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка <Адрес обезличен>, площадью 1500 кв.м., с разрешенным использованием под индивидуальную жилую застройку, расположенного по адресу: Республика Карелия, Сортавальский муниципальный район, г. Сортавала, <Адрес обезличен>, с приложением выписки из ЕГРН, согласно которой аренда прекратила свое действие в 2018 году. Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - также Минимущество, Министерство) от 19.04.2020 № 9346/12.4-21 истцу отказано по причине пролонгированного действия договора аренды с третьим лицом. В ответ на данный отказ истцом в адрес Министерства было направлено заявление с подтверждением, что за период нахождения земельного участка в аренде у третьего лица с целевым использованием под индивидуальное жилищное строительство со стороны арендатора действий, направленных на жилищное строительство, не предпринималось. С апреля 2019 года до настоящего времени Министерством на основании заявления истца проводились действия, направленные на снятие аренды земельного участка с учета в ЕГРН и выставление на его аукцион, как следует из письменных разъяснений ответчика, при этом истцом поддерживалась ежемесячная телефонная связь со специалистами Минимущества. 29.05.2020 в адрес истца поступило письмо с отказом в проведении аукциона со ссылкой на предоставление земельного участка в собственность многодетной семье на основании обращения от 03.03.2020. Поскольку истец обратился в Министерство с заявлением 01.03.2019, рассмотрение его обращения не завершено, им были поданы жалобы в Министерство и Прокуратуру РК с просьбой о проведении проверки законности и обоснованности отказа. 03.08.2020 в адрес истца предоставлен единый ответ – отказ из Министерства. В связи с изложенным, ссылаясь на положения ЗК РФ, истец просит отменить решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 14.04.2020 №767-м/20р «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером №10:07:0010307:41 в собственность бесплатно» и об отказе истцу в проведении аукциона с правом заключения договора аренды от 20.05.2020.
В предварительном судебном заседании 14.10.2020 истцом заявленные требования увеличены: просит признать также ответчиков Груздовых не приобретшими право собственности на спорный земельный участок, соответствующие зарегистрированные права - отсутствующими.
Определением от 21.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Республике Карелия, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия».
Определением суда от 14.10.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Груздова ФИО18, Груздов ФИО19., Груздова ФИО20., Груздова ФИО21., Груздова ФИО22..
Определением от 30.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Сортавальского муниципального района.
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. В предварительном судебном заседании пояснял, что после сообщения ответчика о пролонгации договора аренды, истцом в апреле 2019 года были собраны и представлены в адрес ответчика сведения, на основании которых Министерством проведены мероприятия, направленные на прекращение аренды спорного участка и выставление его на аукцион. Весь период с момента первоначального обращения к Министерству 01.03.2019 истец постоянно был на связи с представителями ответчика, вел ежемесячные переговоры, узнавал о движении дела, держал связь, в том числе, со специалистом Натальей Евгеньевной, которая подтверждала, что процесс по его обращению движется. Во время пандемии у них в аукционном отделе возможно специалист поменялся, но когда участок сняли с аренды, они не успели выставить его на аукцион по заявлению истца. В устном порядке истцу пояснили, что так получилось, поменялся специалист, возникла рассогласованность между отделами, в связи с чем участок оказался предоставлен третьим лицам, вопрос можно решить только через суд.
Ответчик - Министерство в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв, в соответствии с которым с иском не согласны по изложенным в нем основаниям.
Ответчики Груздовы ФИО23 и ФИО24, действующие за себя и в интересах несовершеннолетних Груздовой ФИО25., Груздовой ФИО26., Груздовой ФИО27., в судебном заседании иск не признали, пояснили, что также неоднократно обращались в Министерство по вопросу предоставления спорного земельного участка в период его нахождения в аренде у третьего лица, им также ранее отказывали, а когда обратились в очередной раз, участок оказался не обремененным, в связи с чем нет оснований говорить о незаконности предоставления им данного участка. Полагают, что правовое значение имеет дата обращения в Министерство по вопросу предоставления спорного участка после прекращения сведений об аренде в ЕГРН, при этом количество обращений и их даты до того значения не имеют.
Третье лицо Управление Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Третье лицо филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия» в судебное заседание своего представителя не направило, извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие, правовой позиции по существу заявленных требований не выразили.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствие со статьей 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Проведение аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае подготовка аукциона осуществляется на основании обращения заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка.
Согласно Закону Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 02.11.2017 N 390-П, к полномочиям Министерства относится, в том числе: принятие решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, на торгах.
Согласно статье 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Установлено, что 01.03.2019 истец обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Адрес обезличен> с целью «для индивидуального жилищного строительства».
Письмом от 19.04.2019 №9346/12.4-21 истцу было указано на отсутствие в настоящее время правовых оснований для предоставления земельного участка со ссылкой на подпункт 7 пункта 7 статьи 39.11 ЗК РФ – в связи с наличием в ЕГРН сведений о предоставлении земельного участка в аренду третьему лицу на основании договора аренды от 07.07.2008 №1320, срок действия аренды – с 30.06.2008 по 30.06.2011, а также со ссылкой на положения пункта 2 статьи 621 ГК РФ о пролонгации договора аренды, если арендатор продолжает пользоваться участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
В ответ на указанное письмо Бурцев П.Е. 14.05.2019 обратился к Министерству с заявлением о проведении проверки в отношении указанного земельного участка на предмет фактической пролонгации договора аренды, учитывая, что земельный участок <Адрес обезличен> на протяжении длительного времени не используется по назначению, находясь в заброшенном состоянии, с отсутствием первоначального этапа строительства, в связи с чем полагает, что его первоначальное заявление от 01.03.2019 подлежит удовлетворению.
Согласно представленному в материалы дела запросу от 17.05.2019 №11964 ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» (далее – Учреждение) в адрес Администрации Сортавальского муниципального района, Администрации Сортавальского городского поселения, «в рамках рассмотрения поступившего заявления Бурцева П.Е. от 14.05.2019 об организации аукциона на право заключения договор аренды земельного участка <Адрес обезличен> Учреждение просит предоставить необходимую информацию относительно фактического использования и состояния испрашиваемого земельного участка.
Согласно ответу администрации городского поселения в адрес Учреждения №1627-01/2-41 от 19.06.2019 указанный земельный участок фактически не используется, срок действия разрешения на строительство истек в 2018 году, на участке возможно строительство индивидуального жилого дома.
Согласно ответу администрации муниципального района в адрес Учреждения от 07.06.2019 № 02-4049/11 на участке отсутствует какие-либо объекты строительства, участок зарос деревьями и многолетней травой.
Министерство, рассмотрев заявление истца о несогласии с отказом от 19.04.2019 №13971/12-4-21 в организации аукциона, направило в его адрес письмо от 11.06.2019 №13971/12-4-21, в котором указывает, что в ходе рассмотрения заявления Бурцева П.Е. подготовлены и направлены необходимые запросы о фактическом использовании земельного участка и о наличии /отсутствии договора аренды. Этим же письмом истец уведомлен о продлении срока рассмотрения его обращения; указано, что по результатам поступления и рассмотрения испрашиваемой информации в его адрес будет направлен соответствующий ответ.
Согласно письму, направленному Министерством в адрес Бурцева П.Е. 08.07.2020 №16367/12.4-21 «в ответ на его заявление от 14.05.2019», земельный участок не используется, зарос древесно-кустарниковой растительностью, срок действия разрешения на строительство истек в 2018 году, на участке возможно строительство индивидуального жилого дома; договор аренды с третьим лицом расторгнут в 2014 году; однако по сведениям ЕГРН участок предоставлен в аренду, в связи с чем Министерством инициировано обращение в ЕГРН по вопросу исключения сведений об аренде. После внесения указанных сведений в ЕГРН будет объявлен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Адрес обезличен>, о чем истец будет проинформирован дополнительно.
Таким образом, из представленной суду переписки Министерства с истцом следует, что указанная переписка велась в рамках рассмотрения соответствующего обращения Бурцева П.Е. от 01.03.2019 по вопросу предоставления ему в аренду спорного земельного участка, которое впоследствии Министерством обозначено как «обращение от 14.05.2019», исходя из чего истец имел все основания полагать об актуальности и незавершенности рассмотрения своего обращения, а также об отсутствии оснований для дополнительного обращения по указанному вопросу. Кроме того, из указанной переписки следует, что у истца имелись основания полагать о положительном рассмотрении своего вопроса после внесения записи в ЕГРН о прекращении аренды, о чем Министерство сообщит ему дополнительно.
Судом установлено, что 31.01.2020 Управлением Росреестра по РК в адрес первого заместителя министра имущественных и земельных отношений Логиновой М.Н. направлено уведомление о прекращении 31.01.2020 осуществления государственной регистрации права аренды в отношении земельного участка <Адрес обезличен>, документы для осуществления которого были предоставлены Министерством в орган регистрации прав с заявлением от 23.01.2020 №КУВД-001/2020-719918.
Вместе с тем, информация в адрес истца со стороны Министерства о внесении сведений в ЕГРН либо об объявлении аукциона не направлялось, что следует из пояснений истца, не оспаривалось ответчиками и подтверждается представленной Министерством по запросу суда всей имеющейся перепиской с истцом по вопросу предоставления спорного земельного участка.
Согласно пояснениям истца в судебном заседании, он неоднократно обращался в Министерство с устными обращениями на предмет наличия информации об исключении записи об аренде из ЕГРН, на что сотрудники Министерства также отвечали, что при поступлении соответствующих сведений ему сообщат и будет разрешен вопрос о предоставлении в аренду земельного участка.
Письмом от 20.05.2020 № 11241/12 4-21 Министерство сообщило истцу, что в рамках рассмотрения заявления иного лица распоряжением от 14.04.2019 «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно» указанный участок предоставлен в собственность, о чем свидетельствуют записи в ЕГРН от 29.04.2020, в связи с чем у Министерства отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления истца о проведении аукциона в отношении спорного земельного участка.
Судом установлено, что распоряжением Министерства от 14.04.2020 №767-м/20р о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, на основании заявления Груздовой ФИО28 от 02.03.2020 спорный земельный участок предоставлен в общую долевую собственность бесплатно Груздовой ФИО29 Груздову ФИО30., Груздовой ФИО31 Груздовой ФИО32 Груздовой ФИО33 - по 1/5 доли каждому.
Соответствующие права долевых собственников зарегистрированы в ЕГРН 29.04.2020 (записи: <Адрес обезличен> - соответственно).
В силу пункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков в Республике Карелия регулируется Законом Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» (далее – ЗРК).
Статьей 4 ЗРК предусмотрено, что земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье (далее - заявление), поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган. В случае если на день подачи в уполномоченный орган заявления такой земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, решение о его бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье принимается уполномоченным органом в срок не более 14 календарных дней со дня принятия решения о соответствии многодетной семьи, подавшей заявление, требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона.
Соответствующее заявление о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов поступило в Министерство от Груздовой Ю.А. 03.03.2020.
В соответствии с пунктом 12 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса.
Исходя из изложенных установленных судом обстоятельств и приведенных нормативных положений, суд приходит к выводу об отсутствии у Министерства правовых оснований для принятия распоряжения от 14.04.2020 №767-м/20р о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, на основании заявления Груздовой Ю.А. от 02.03.2020, поскольку в производстве данного государственного органа имелось неразрешенное по существу заявление Бурцева П.Е. о проведении аукциона на право заключения договора его аренды.
В силу положений статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
Из пункта 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ следует, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ). Между тем избрание лицом способа защиты своего нарушенного права не должно ущемлять права и законные интересы других лиц. Таким образом, выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права является субъективным правом истца, который должен соответствовать характеру нарушения права и достигать цели его восстановления.
Рассмотрев дело по существу, суд приходит к выводу, что истцом избран надлежащий способ защиты своих прав, а приведенные им доводы нашли свое подтверждение в судебном заседании и подтверждаются установленными по делу изложенными выше обстоятельствами и представленными доказательствами.
Суд учитывает, что ответчиком - Министерством имущественных и земельных отношений в Республики Карелия не опровергнуты доводы истца, доказательств законности принятия оспариваемых решений не приведено; возражения же основаны лишь на факте регистрации права собственности на спорный земельный участок за Груздовыми, в то время как сам по себе данный факт свидетельствует, в том числе, о нарушении прав истца, допущенных по вине Министерства.
Довод ответчиков Груздовых о неоднократном обращении с их стороны в адрес Министерства о предоставлении спорного земельного участка в собственность судом принят во внимание, подтверждается представленным Министерством по запросу суда заявлением Ю.А. Груздовой о предоставлении спорного земельного участка от 18.07.2019. Вместе с тем, данное обстоятельство правового значения не имеет, учитывая, что на момент указанного обращения заявление Бурцева П.Е. уже находилось на рассмотрении, что подтверждается вышеизложенным. Довод о том, что правовое значение имеет лишь дата обращения в адрес Министерства после исключения сведений об аренде из ЕГРН судом отклоняется в силу изложенного выше.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование о признании ответчиков Груздовых не приобретшими право собственности на спорный земельный участок также является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, учитывая, что основанием для регистрации такого права послужило распоряжение Министерства, признанное судом недействительным; при этом сам факт регистрации права собственности при сложившихся обстоятельствах препятствует реализации истцом права на рассмотрение его обращения о предоставлении права на земельный участок в предусмотренном законом порядке.
Таким образом, требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в силу изложенных выше правовых оснований.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Бурцева П.Е. подлежат взысканию понесенные истцом расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194–198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
иск удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 14.04.2020 №767-м/20р «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером №10:07:0010307:41 в собственность бесплатно».
Признать Груздову ФИО34, Груздову ФИО35, Груздова ФИО36, Груздову ФИО37, Груздову ФИО38 не приобретшими право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <Адрес обезличен>, доли в праве – по 1/5; записи о регистрации прав от 29.04.2020 №<Адрес обезличен>; соответствующие зарегистрированные права - отсутствующими.
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от 20.05.2020 №11241/12.4-21, об отказе в удовлетворении заявления о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером <Адрес обезличен>, обязав Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия рассмотреть соответствующее заявление Бурцева ФИО39 по существу в предусмотренном законом порядке.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Бурцева ФИО40 понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Санина
Решение принято судом в окончательной форме 25.12.2020 года.