№ 2-831/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чусовой А. Г. к администрации Петрозаводского городского округа, администрации Прионежского муниципального округа о признании жилого помещения непригодным для проживания, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при определении в детский дом за ней было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> которое в настоящее время признано непригодным для проживания. В настоящее время администрацией Пайского сельского поселения истица принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека. С учётом того, что истица постоянно проживает и работает в г. Петрозаводске, она обратилась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в администрацию Петрозаводского городского округа, получила отказ. Истица просит признать жэилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> непригодным для проживания, обязать администрацию Петрозаводского городского округа включить истицу в список, имеющих право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда в Петрозаводском городском окруе.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Пайского сельского поселения, Министерство образования Республики Карелия, в качестве соответчика администрация Прионежского муниципального района, в порядке ст. 47 ГПК РФ орган опеки и попечительства администрации Прионежского муниципального района.
Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом, её представитель, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил, что просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить сведения об истице для включения её в соответствующий список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Петрозаводском городском округе.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения спора извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить частично.
В судебном заседании установлено, что решением Прионежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истицы ФИО5 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Козак (Чусовой) А.. Постановлением администрации п. Пай от ДД.ММ.ГГГГ № за Козак А. было закреплено жилое помещение по вышеуказанному адресу. В течение периода с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год истица находилась на воспитании и полном государственном обеспечении в Детском доме в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год обучалась в Профессиональном училище № г.Петрозаводска. В настоящее время истица имеет регистрацию по адресу: <адрес>, проживает в съёмной квартире по адресу: <адрес>, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, судом установлено, что Заключением межведомственной комиссии администрации Пайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № квартира <адрес> признана непригодной для проживания.
Постановлением администрации Пайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № истица принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 2 человека.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в г.Петрозаводске, получила письменные разъяснения о необходимости представления пакета документов для разрешения вопроса о признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ истица повторно обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, приложив пакет необходимым документов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала истице в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий с учётом того, что местом проживания Чусовой А.Г. является Пайское сельское поселение. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что Чусовой А.Г. не представлены документы, подтверждающие факт проживания на территории Петрозаводского городского округа.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в случае, если их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ (пункт 3 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ).
Правительство Республики Карелия постановлением от 19.03.2013 N 99-П утвердило Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее Порядок).
Согласно пунктам 3 и 9 Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия образуют комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - комиссия). Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола заседания комиссии принимает муниципальный правовой акт об установлении факта невозможности проживания заявителя в ранее занимаемом жилом помещении, с указанием наличия обстоятельств, в связи с которыми проживание заявителя в ранее занимаемом жилом помещении признаётся невозможным, или об отказе в установлении факта невозможности проживания заявителя в ранее занимаемом жилом помещении. Копия муниципального правового акта в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (законному представителю заявителя).
Судом установлено, что истица не обращалась в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, однако представила заключение межведомственной комиссии Пайского сельского поселения о признании жилого помещения непригодным для проживания. Факт нуждаемости истицы в предоставлении жилого помещения подтверждается постановлением администрации Пайского сельского поселения о признании Чусовой А.Г. нуждающейся в жилом помещении.
Правовое значение для разрешения спора по существу имеет факт невозможности проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма они являются.
С учётом представленных истицей доказательств суд полагает, что Чусова А.Г. доказала факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Отсутствие правового акта соответствующего органа местного самоуправления об установлении данного факта, по мнению суда, не является препятствием для восстановления нарушенного права истицы.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрен заявительный характер предоставления указанного жилого помещения, заявление должно быть подано в письменной форме.
В своих возражениях на исковые требования администрация Петрозаводского городского округа ссылается, в том числе на то, что до 23 лет истица с заявлением о предоставлении ей жилого помещения не обращалась.
При постановлении решения суд принимает во внимание позицию суда высшей инстанции, изложенную в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, согласно которой до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными удовлетворять требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учёт нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являются следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Судом установлено, что в период обучения истицы в ГОУ «Профессиональное училище № 7» в ДД.ММ.ГГГГ года администрация учреждения в интересах Козак (Чусовой) А.Г. обращался в администрацию Пайского сельского поселения с заявлением о предоставлении истице свободной жилой площади в посёлке в связи с непригодностью для проживания квартиры, право пользования которой было закреплено за истицей. В связи с отсутствием свободной жилой площади в предоставлении квартиры истице было отказано.
Как следует из пояснения истицы, она неоднократно устно обращалась в администрацию Прионежского муниципального района с вопросом об обеспечении её после окончания учебного заведения в ДД.ММ.ГГГГ году жилым помещением, однако ей разъяснили, что жилым помещением она обеспечена, поэтому другое жилое помещение ей не предоставят.
Ответчики в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представили суду доказательств в опровержение изложенных обстоятельств.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу п.п. 3 и 4 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства РК от 16.04.2013 N 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа. Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года N 921-ЗРК государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения на основании списка.
В соответствии с пп. «ж» п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона, для включения их в список Министерству образования Республики Карелия представляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия. Таким образом, в список, формируемый Министерством образования Республики Карелия, включаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых представлены органами местного самоуправления.
Проанализировав положения изложенных норм права, с учётом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании администрации Петрозаводского городского округа предоставить сведения об истице для включения её в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Петрозаводскому городскому округу заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
Вопросы признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, поэтому в этой части исковых требований суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Чусовой А. Г. удовлетворить частично.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить сведения о Чусовой А. Г. для включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в Петрозаводском городском округе.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2015 года