Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-203/2018 от 11.05.2018

Мировой судья Шкловер Е.Н.

Судебный участок № 13 г.Петрозаводска РК №11-203\2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2018 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи О.В. Витухиной,

при секретаре К.А.Изрец,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ремянникова Александра Сергеевича на решение мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия, от 20 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску Ремянникова Александра Сергеевича к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству здравоохранения Республики Карелия о взыскании денежных средств на приобретение лекарственных средств,

у с т а н о в и л:

Ремянников А.С. обратился с иском к Министерству финансов Республики Карелия по тем основаниям, что до достижения его дочерью ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трехлетнего возраста, он обращался в ГБУЗ «Городская детская поликлиника № 4 г. Петрозаводска» и другие ГБУЗ г. Петрозаводска для оказания ей медицинской помощи. При этом неоднократно ему было отказано в предоставлении рецептов на бесплатное получение необходимых лекарственных средств для ребенка, что, по мнению истца, является нарушением права ребенка, гарантированного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и Конституцией РФ, в связи с чем просит взыскать с Министерства финансов РК в свою пользу сумму расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов в размере 2427 рублей 21 коп.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Карелия, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ГБУЗ «Городская поликлиника № 4 г. Петрозаводска».

Решением мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия, от 20 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований Ремянникову А.С. отказано.

С данным решением не согласен истец в связи с чем, обратился с апелляционной жалобой. В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения мирового судьи, о вынесении нового решения об удовлетворении требований. Считает, что решение незаконное и необоснованное, поскольку нарушены права истца, государство гарантировало такую меру социальной поддержки, как бесплатное обеспечение детей в возрасте до 3-х лет всеми лекарствами, одновременно возлагая на субъекты РФ обязанность обеспечить ее реализацию. Ежегодно утверждается Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Карелия, которая содержит ограниченный список лекарств, предоставляемых детям до трех лет бесплатно, что является нарушением ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890. Органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере здравоохранения и по проведению государственной политики в сфере здравоохранения на территории Республики Карелия, является Министерство здравоохранения Республики Карелия, на которое возложена обязанность по обеспечению населения льготными лекарствами. В результате бездействия указанного органа истец вынужден приобретать лекарственные препараты за свой счет. Эти расходы являются убытками, которые подлежат возмещению за счет казны Республики Карелия, что подтверждается судебной практикой. Просит решение мирового судьи отменить и взыскать причиненные ему убытки.

Истец в суде апелляционной инстанции не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в телефонограмме ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, доводы апелляционной жалобы поддерживает.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Карелия в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, возражений по жалобе не представлено.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Карелия в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Согласно представленным письменным возражениям, с доводами жалобы не согласны, считают решение мирового судьи законным и обоснованным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Согласно представленным возражениям на апелляционную жалобу поддерживают позицию, изложенную в ранее представленном отзыве на исковое заявление, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Исследовав письменные материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным данной статьей.

При рассмотрении дела мировым судьей и судом апелляционной инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец приобретал для своей малолетней дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не достигшей трех летнего возраста, лекарственные средства <данные изъяты>, всего лекарственных препаратов на общую сумму <данные изъяты> рублей, на основании выданных рецептов. Согласно представленным чекам лекарственные средства были приобретены в аптеках <данные изъяты>

Мировым судьей отказано истцу в удовлетворении заявленных им требований, по тем основаниям, что приобретенные для ребенка лекарственные средства не входят в перечень лекарств, бесплатное предоставление которых предусмотрено Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Карелия, утвержденными постановлениями Правительства Республики Карелия.

Однако с таким выводом мирового судьи согласиться нельзя.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К одной из таких групп относятся дети первых трех лет жизни, которым предусмотрено отпускать бесплатно по рецептам врачей все лекарственные средства. Указанным Постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, а также привлекать дополнительные источники финансирования для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», введенным в действие с 22.11.2011, за исключением отдельных положений, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьей 81 этого же закона предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с нормами Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных, органов государственной субъектов Российской Федерации» установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении, а также финансовое обеспечение данных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлениями Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382, от 28.11.2014 N 127318, от10.2013 N 932 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов. В разделе I данных Программ указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. В разделе III данных Программ, определяющем источник финансового обеспечения оказания медицинской помощи, закреплено, что лекарственные препараты в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая льготное лекарственное обеспечение как меру социальной поддержки, определяет, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации данные меры предоставляются в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний. Данные меры социальной поддержки могут рассматриваться как предоставляемые либо лицам, относимым к конкретной социально защищаемой группе населения, определенной в законодательстве, либо лицам, страдающим заболеваниями, перечень которых также установлен законодательно. Федеральным законодательством не установлены какие-либо изъятия из состава данных групп, обеспечиваемых лекарственными средствами за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации. Следовательно, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации не могут быть лишены права на обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения граждане (группы граждан) из числа законодательно установленного круга лиц, в том числе не допускается такое ограничение и в отношении детей, не достигших возраста трех лет.

Порядок обеспечения лекарственными средствами и объем финансирования на эти цели определяет субъект Российской Федерации. Таким образом, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, данная обязанность является государственным полномочием субъекта Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Республики Карелия от 03.02.2014 № 21-П, от 26.12.2014, от 05.02.2016 № 27-П утверждены Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Карелия на 2014, плановые 2015-2016 годы, в которых приведены перечни групп населения, категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В приведенный перечень (раздел «В» Приложения 3) не входят лекарственные препараты для бесплатного амбулаторного лечения детей первых трех лет жизни, которые были назначены ребенку истца.

В нарушение ст. ст. 2, 41 Конституции Российской Федерации органами государственной власти Республики Карелия не обеспечены надлежащим образом необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией прав граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение на льготных основаниях в случае болезни, инвалидности.

Таким образом, в результате бездействия органов государственной власти Республики Карелия истец не получил бесплатные лекарственные средства, необходимые для лечения его дочери, не достигшей возраста трех лет.

Согласно ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, о том, возмещение ущерба истцу подлежит за счет казны субъекта РФ, следовательно, с Министерства финансов Республики Карелия за счет казны РК следует взыскать в пользу истца денежную сумму, затраченную им на приобретение лекарственных средств для малолетней дочери.

Таким образом, решение мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия, от 20 февраля 2018 года вынесено с нарушением норм материального права, подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

о п р е д е л и л:

Решение мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 20 февраля 2018 года по настоящему гражданскому делу отменить.

Исковые требования Ремянникова Александра Сергеевича удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия за счет казны Республики Карелия денежные средства в размере 2427 рублей 21 копейку.

В удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Республики Карелия отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья О.В. Витухина

11-203/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
Ремянников Александр Сергеевич
Ответчики
Министерство финансов РК
Министерство здравоохранения РК
Другие
ГБУЗ " Городская поликлиника № 4"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Витухина О.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
11.05.2018Регистрация поступившей жалобы (представления)
14.05.2018Передача материалов дела судье
14.05.2018Вынесено определение о назначении судебного заседания
08.06.2018Судебное заседание
08.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.08.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.08.2018Судебное заседание
23.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее