Дело № 2-304/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2018 год город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Царегородцевой А.В.,
с участием истца Васильевой Е.В., представителя ответчика Сергеевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Е. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> об установлении факта работы, включении периода работы в страховой стаж,
установил:
Васильева Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> об установлении факта работы и включении указанного периода в страховой стаж.
В обоснование иска истец указала, что в период с 27 июля 1993 года до 16 сентября 1996 года работала в качестве специалиста I, II разряда, ведущего специалиста <данные изъяты>.
16 сентября 1996 года в порядке перевода из <данные изъяты> она была принята на работу в должность ведущего специалиста в <данные изъяты>».
02 января 1997 года была освобождена от занимаемой должности по собственному желанию.
В связи с наступлением у нее 14 апреля 2018 года права на страховую пенсию по старости, вследствие достижения пенсионного возраста, она обратилась к ответчику для предварительной проверки документов застрахованного лица.
УПФР направило запрос о Государственный архив <адрес> о подтверждении трудового стажа истца.
Письмом № от 11 сентября 2017 года Государственный архив <адрес> известил УПФ о том, что документы <данные изъяты> в архив на хранение не поступали, поэтому подтвердить стаж не представляется возможным. На основании указанного письма УПФ ей даны пояснения, что указанный стаж не будет учтен при назначении пенсии.
Просит суд установить факт ее работы в период с 27 июля 1993 года по 02 января 1997 г. в <данные изъяты> и в <данные изъяты> и включить указанный период работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Васильева Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Сергеева О.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против исковых требований по тем основаниям, что в связи с отсутствием документального подтверждения осуществления трудовой деятельности в спорные периоды, оснований для зачета в страховой стаж, оспариваемых периодов. Кроме того, пенсионный правоотношения носят заявительный характер, а поскольку Васильева Е.В. с заявлением о назначении страховой пенсии не обращалась, следовательно, спорный период не является предметом рассмотрения органом ПФР в части включения в страховой стаж.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Васильева Е.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ <данные изъяты> для предварительной проверки документов, подтверждающих стаж работы для назначения страховой пенсии по старости. Для подтверждения страхового стажа истцом была представлена трудовая книжка.
Из трудовой книжки истца, а также перевода записей, содержащихся в трудовой книжки следует, что 27 июля 1993 года Васильева (Кожевникова) Е.В. принята на работу на должность специалиста II разряда в <данные изъяты>, с 02 января 1995 года переведена на должность специалиста I, с 01 сентября 1995 года переведена ведущим специалистом этого же <данные изъяты> (печать: <данные изъяты>), с 16 сентября 1996 года в порядке перевода из <данные изъяты> принята на работу на должность ведущего специалиста в <данные изъяты> с 02 января 1997 года освобождена от занимаемой должности по собственному желанию.
В рамках проверки обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии Васильевой Е.В., а также достоверности содержащихся в них сведений, ГУ - УПФ РФ <данные изъяты> направлен запрос во Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве Финансов <адрес>.
Запрос УПРФ <данные изъяты> был перенаправлен для исполнения в Управление по архивным делам <адрес>.
Из сообщения Государственного Архива <адрес> следует, что документы <данные изъяты> в архив на хранение не поступали, поэтому подтвердить трудовой стаж Васильевой (Кожевниковой) Е.В. не представляется возможным.
Согласно статье 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством Васильева Е.В. имеет право на трудовую пенсию по старости согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральному закону «О страховых пенсиях, Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При назначении указанной пенсии применяются нормы - вышеназванного Соглашения, устанавливающие порядок исчисления и подтверждения общего трудового стажа, среднемесячного заработка и т.д.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после 13 марта 1992 г.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 г.).
Таким образом, для включения в трудовой стаж периода работы на территории государства-участника, после заключения Соглашения от 13 марта 1992 года, необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства (пенсионным органом).
Между тем, период работы истца с 27 июля 1993 года по 02 января 1997 года, после заключения Соглашения от 13 марта 1992 года, не подтвержден компетентным органом <данные изъяты>, в связи с чем, не может быть включен в общий и специальный стаж истца для назначения досрочной пенсии.
Представленной трудовой книжкой не подтверждаются сведения об условиях и характере труда истца в спорный период, а также о полной занятости (отсутствии совмещения профессий), не представлены надлежащие доказательства (табеля учета рабочего времени, расчетная книжка, платежные ведомости по заработной плате, приказы о приеме и переводе на другую работу, трудовой договор, приказы о предоставлении отпусков и т.д.), подтверждающие осуществление истцом трудовой деятельности в указанный период времени.
Суд считает, что установление факта трудовой деятельности, о котором заявлено истцом, не влечет для нее правовых последствий и является ненадлежащим способом защиты нарушенных прав, поскольку установление данного факта не свидетельствует об осуществлении истцом трудовой деятельности в указанный период в течение полного рабочего дня.
В силу ч. 1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Таким образом, рассмотрение вопроса о назначение пенсии носит заявительный характер.
Истец Васильева Е.В. с заявлением о назначении страховой пенсии к ответчику не обращалась, решением УПФР ей не было отказано в назначении пенсии, следовательно, оснований для рассмотрения требований о включении спорного периода в стаж истца, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Васильевой Е. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> об установлении факта работы, включении периода работы в страховой стаж – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.В. Шошолина
Мотивированный текст решения изготовлен 26 февраля 2018 года.
Судья: Е.В. Шошолина