11 сентября 2020 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи С.К. Жаровой, при секретаре А.А. Шапетько, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Стрельбицкой Л. Н. об установлении факта нахождения на иждивении,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель просит суд установить факт нахождения ее на иждивении умершего сына Стрельбицкого Н. П..
Требования мотивированы тем, что (дата) в ООО «Рузский хлебозавод» произошел несчастный случай на производстве, со смертельным исходом. 25 декабря сын заявителя – Стрельбицкий Н.П., являвшийся застрахованным лицом (от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний), умер. Проживала заявитель с сыном одной семьей в принадлежащей ей на праве собственности квартире, по адресу: (адрес), вела с сыном совместное хозяйство, он полностью ее обеспечивал, так как размера ее пенсии едва хватало на оплату жилья и коммунальных услуг. Фактически основным источником дохода являлись денежные средства, заработанные Стрельбицким Н.П. Бюджет семьи заявителя складывался из ее пенсии и заработной платы Стрельбицкого Н.П. размер которой значительно превышал размер ее пенсии, а также иных, дополнительных доходах ее сына. Квартира в которой проживает заявитель и проживал до гибели ее сын представляет собой часть жилого дома с приусадебным участком, который ей помогал обрабатывать ее сын, так как в силу своего возраста и состояния здоровья она уже не в силах этого делать самой.
Заявитель в судебное заседание явилась, на удовлетворении требований настаивала, пояснила, что находилась на иждивении своего сына, который являлся лицом, застрахованным от несчастного случая на производстве, установление факта нахождения на иждивении ей необходимо для возможности получения страховки.
Представитель заинтересованного лица о слушании дела извещен.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 и подп.10 п.2 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
Как следует из материалов дела заявитель Стрельбицкая Л. Н. приходится матерью умершего (дата) Стрельбицкого Н. П..
Согласно сведениям ГУ УПФР №2 по г.Москве и Московской области Л.Н. Стрельбицкая является получателем страховой пенсии по старости с (дата). (бессрочно).
Установлено, что Л.Н. Стрельбицкая и Стрельбицкий Н.П. вместе проживали по адресу: (адрес), также по указанному адресу зарегистрированы: с (дата) П.Н. Стрельбицкий и с (дата) второй сын заявителя С.П. Стрельбицкий, также проживающий по указанному адресу.
Суд, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку заявителем не доказан факт нахождения на иждивении умершего сына, то есть нахождения на его полном содержании и получения от него помощи, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обеспечение по страхованию составляет страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Круг лиц, имеющих право на обеспечение по страхованию, определен ст. 7 Федерального закона N 125-ФЗ.
Согласно п. 2 данной статьи право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (подп. 1); ребенок умершего, родившийся после его смерти (подп. 2); один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе (подп. 3); лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти (подп. 4).
Право нетрудоспособных иждивенцев на возмещение вреда по случаю потери кормильца не ставится в зависимость от того, состоят ли они в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем. Основополагающими юридическими фактами в этом случае являются факт состояния на иждивении и факт нетрудоспособности.
Заявитель обратилась в суд с требованием, об установлении факта нахождения ее на иждивении у застрахованного лица.
Частью 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, надлежит руководствоваться п. п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях), содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в том числе, признаются: родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
По данному делу, исходя из целей подачи заявления об установлении юридического факта нахождения на иждивении, и с учетом подлежащих применению норм материального права одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение того, была ли материальная помощь, получаемая заявителем от Стрельицкого Н.П. на протяжении не менее года до смерти постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Суд находит, что факт того, что Стрельицкий Н.П. проживал совместно с заявителем, которая является пенсионером по старости, получал зарплату превышающую размер пенсии заявителя, доказательством, подтверждающим доводы заявителя о нахождении ее на иждивении сына, не является и не доказывает факт нахождения Л.Н. Стрельбицкой на иждивении Стрельбицкого Н.П.
Л.Н. Стрельбицкая получает страховую пенсию по старости с 2012 года, разница в доходах не свидетельствует о наличии у умершего с учетом его собственных нужд возможности оказывать помощь, которая являлась постоянной и выступала в качестве основного источника средств существования для заявителя.
Кроме того, как установлено судом, совместно с заявителем также проживает и ее второй сын с семьей, который является трудоспособным.
Доводы заявителя о том, что помощи от второго сына не поступало так как, зарплата у него небольшая, жена в декрете, материальное положение тяжелое, суд отклоняет как несостоятельные, данные доводы не опровергают юридически значимые обстоятельства, установленные по делу.
Оказание Стрельбицким Н.П заявителю периодической материальной помощи не свидетельствует о нахождении заявителя на иждивении. Заявитель получает пенсию, что свидетельствует о ее материальной независимости. Совместное же проживание с сыном не является безусловным подтверждением факта нахождения заявителя на иждивении.
С учетом изложенного суд полагает иск подлежащим отклонению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Стрельбицкой Л. Н. об установлении факта нахождения на иждивении – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Рузский районный суд в течение одного месяца.
В окончательной форме решение изготовлено 15 сентября 2020 года.
Судья С.К. Жарова