Дело № 2а-1747/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2017 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Петровой И.И.,
при секретаре Сулеймановой Р.Р.,
с участием: административного истца, представителя административных ответчиков,
в отсутствие: -,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Камалдинова Р.Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об исправлении кадастровой ошибки, обязании исключить сведения из ГКН,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Камалдинов Р.Г. обратился в суд с административным иском к ответчикам об обязании исправить кадастровую ошибку путем исключения из государственного кадастра недвижимости следующих сведений об ограничении прав на земельный участок площадью 1200кв.м. с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> – «ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.56,56.1ЗК РФ, ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Охранная зона электросетевого комплекса № напряжением 10-0.4 кВ ф.№2 от п/ст 110/10 кВ «Бирючевская». Зона с особыми условиями использования территорий. 73.19.2.43. Карта-план от 21.11.2014 №б/н», в обоснование указав следующее.
Истец является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером №, расположенным на землях населенных пунктов (категория земель), по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
Первоначальные сведения о координатах характерных точек границ ранее учтенного земельного участка по указанному адресу были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании межевания и заявки от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно вышеуказанному свидетельству о праве собственности и кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № какие либо обременения на земельный участок отсутствовали.
Расположенный на данном участке жилой дом (с таким же, вышеуказанным адресом) также находится в собственности истца (свидетельство о праве собственности серия № от ДД.ММ.ГГГГ.), дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ (акт приемки в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление об утверждении акта от ДД.ММ.ГГГГ).
В ДД.ММ.ГГГГ истец решил продать дом с земельным участком и для указанной цели решил поставить дом на кадастровый учет, для чего обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области для получения кадастровой выписки о земельном участке.
Выданная истцу кадастровая выписка № от ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию, о том, что земельный участок имеет ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ. Ограничения предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. №160, Охранная зона электросетевого комплекса №4 напряжением 10-0.4 кВ ф. №2 от п/ст 110/10 кВ «Бирючевская», зона с особыми условиями использования территорий. 73.19.2.43. Карта-план от 21.11.2014 № б/н.
Согласно плану (чертежа, схемы) земельного участка кадастровой выписки о земельном участке указанное обременение проходит через весь его земельный участок, в том числе по диагонали через его жилой дом и задевает гараж.
Между тем, указанные в государственном кадастре недвижимости сведения не соответствуют действительности, поскольку по его земельному участку ни под домом, ни над домом не проходят никакие объекты электросетевого хозяйства.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на письменное обращение истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ № указало, что сведения о зоне с особым условием использования территорий с учетным номером 73.19.2.43 (Охранная зона электросетевого комплекса №4 напряжением 10-0.4 кВ ф. №2 от п/ст 110/10 кВ «Бирючевская») внесены в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана), подготовленного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 №621 «Об утверждении карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».
На основании изложенного административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении требований настаивал, поддержал все изложенное в иске, указав, что считает кадастровой ошибкой тот факт, что фактически по его земельному участку и жилому дому никаких линий электропередач не проходит.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании требования не признал, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором указал следующее.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а отдельные положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" утратили силу.
Сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ., Постановления Лаишевской сельской администрации Ленинского района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № и Плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденного руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ульяновского района. По сведениям ЕГРН на вышеуказанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ. регистрировано право собственности за Камалдиновым Р.Г.
ДД.ММ.ГГГГ. на основании рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, сданного Камалдиновым Р.Г., межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Р.Р.Н. В состав представленного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ включен раздел «Заключение кадастрового инженера» согласно которого исправляется кадастровая шибка в местоположении границ указанного земельного участка с последующей постановкой на учет смежного земельного участка с кадастровым номером № (расположенного по адресу: <адрес>, собственник: Х.Р.В.). Кроме того, согласно заключению кадастрового инженера часть земельного участка истца находится в охранной зоне 73.19.2.43 (охранная зона электросетевого комплекса №4).
В ЕГРН содержатся сведения о зоне с особыми использованиями территории, а именно «Охранной зоне электросетевого комплекса № 4 напряжением 10-0.4 кВ ВЛ-10 кВ э.№2 от п/ст 110/10 кВ «Бирючевская», с учетным номером 73.19.2.43. Сведения об указанной зоне внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании карты (плана) от ДД.ММ.ГГГГ. (заказчиком работ являлся МРСК «Волги»), поступивших в орган регистрации прав в порядке информационного взаимодействия.
Сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением вышеуказанной охранной зоны в отношении земельного участка истца внесены в соответствии с требованиями п.72.1. Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (действующей в редакции до 01.01.2017 г.). Учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании документов, необходимых для внесения в ГКН сведений о соответствующей зоне.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. №60 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» определяется порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатации указанных объектов.
До настоящего времени документов, подтверждающих наличие реестровой ошибки в части сведений о местоположении границ об охранной зоне электросетевого комплекса № I напряжением 10-0.4 кВ ВЛ-10 кВ ф.№2 от п/ст 110/10 кВ «Бирючевская» внесенной в 5ГРН на основании карты (плана) от 22.04.2014 г. в орган регистрации прав представлено.
Также дополнительно указали, что сведения о зоне с особыми использованиями территории, а именно «Охранной зоне электросетевого комплекса № 4 напряжением 10-0.4 кВ ВЛ-10 кВ ф.№2 от п/ст 110/10 кВ «Бирючевская», с учетным номером 73.19.2.43 внесены на основании сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ представленного ОАО», карты (плана) от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером К.М.А. (ООО), заказчиком работ являлся ОАО.
Согласно п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По мнению суда, административный иск не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, административный истец Камалдинов Р.Г. является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером №, и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> на основании свидетельствами о государственной регистрации права от «ДД.ММ.ГГГГ.
Выданная в ДД.ММ.ГГГГ. истцу кадастровая выписка № от ДД.ММ.ГГГГ. на земельный участок содержит информацию, о том, что земельный участок имеет ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ. Ограничения предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Охранная зона электросетевого комплекса №4 напряжением 10-0.4 кВ ф. №2 от п/ст 110/10 кВ «Бирючевская», зона с особыми условиями использования территорий. 73.19.2.43. Карта-план от 21.11.2014 № б/н.
Согласно плану (чертежа, схемы) земельного участка кадастровой выписки о земельном участке указанное обременение проходит через весь его земельный участок, в том числе по диагонали через его жилой дом и гараж.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017г.) под кадастровой ошибкой понималось - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Как предусматривал п.4 указанной статьи Закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч.3 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017г., воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Обращаясь с настоящим административным иском в суд, истец считает, что в сведениях государственного кадастра недвижимости допущена кадастровая ошибка в части наличия сведений об ограничении прав на земельный участок в виде установления охранной зоны, проходящей по его участку.
Согласно утвержденным Постановлением Правительства РФ №160 от 24.02.2009 Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов, земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (пункт 4 Правил).
Согласно п.6 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.
После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Однако п.3 Постановления Правительства РФ №736 от 26.08.2013 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» установлено, что согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется; сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании.
Из представленных административными ответчиками в материалы дела документов в части установления охранной зоны, проходящей по земельному участку административного истца, год ввода в эксплуатацию объекта электросетевого комплекса №4 напряжением 10-0.4 кВ ф. №2 от п/ст 110/10 кВ «Бирючевская» - значится 2005г.
Следовательно, орган кадастрового учета осуществил внесение сведений о зоне с особыми использованиями территории, а именно охранной зоне, проходящей по земельному участку истца, в рамках вышеназванного действующего законодательства, т.е. на основании заявления организации, владеющей данным объектом, и представленных ею документов, в том числе карты-плана охранной зоны.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что в кадастр недвижимости внесены сведения об охранной зоне (объекте электросетевого комплекса №4 напряжением 10-0.4 кВ ф. №2 от п/ст 110/10 кВ «Бирючевская»), полностью соответствующие тем, которые были представлены организацией, владеющей данным объектом.
При этом, сторона истца не представила суду доказательств тому, что в представленных указанной организацией документах, и в частности карте-плане, имеются какие-либо ошибки, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что в данном случае имела место кадастровая ошибка (а в настоящее время - реестровая ошибка).
На основании изложенного, в удовлетворении административного иска Камалдинова Р.Г. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Камалдинова Р.Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об исправлении кадастровой ошибки, обязании исключить сведения из ГКН в части наличия сведений об ограничении прав на земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья И.И.Петрова