Дело № 2-891/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковылкино 27 декабря 2019 г.
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия
в составе:
председательствующего судьи – Куманевой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Трухиной Е.Е.,
с участием в деле:
истца – Данкина В.А., его представителя Видяскина В.Ю., представившего доверенность от 05 июня 2019 г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Данкина А.В.,
ответчика – Администрации Троицкого сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Моисеевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данкина В.А. к Администрации Троицкого сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности,
установил:
Данкин В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Троицкого сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
В обоснование своих требований указал, что им был приобретён жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 43,7 кв.м. Указанный жилой дом перешел в его владение с 2002 г. от Моисеевой А.Н. Однако в связи с высокими затратами на оформление права собственности на жилой дом, договор купли-продажи не составлялся. Факт совершения сделки купли-продажи и передачу продавцом денежных средств стороны подтвердили распиской, подписанной сторонами и ему переданы ключи от дома. Владение жилым домом является добросовестным, открытым и непрерывным, он полностью несёт бремя содержания и сохранности имущества. В жилом доме зарегистрирован его сын. Права иных лиц на принадлежащее ему имущество в течение всего срока владения и пользования не заявлялись, каких-либо споров не имеется, имущество из его владения никогда не выбывало, так как он предполагал, что владеет всем имуществом как собственным. Считает, что поскольку он владеет жилым домом длительное время, он приобрел право собственности на дом в силу приобретательной давности (л.д. 1-4).
В судебное заседание истец Данкин В.А. и его представитель Видяскин В.Ю. не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены судом своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, при этом представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Данкин А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, при этом представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Троицкого сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Моисеева А.Н. не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, при этом Глава Администрации Троицкого сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия <ФИО> и Моисеева А.Н. представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
<данные изъяты>
Моисеевой А.Н. выдано свидетельство о праве собственности на приусадебный участок площадью 0,15 га по адресу: <адрес>.
<данные изъяты>
Согласно расписке, составленной 25 июня 2002 г. Моисеевой А.Н., она получила от Данкина В.А. денежные средства в сумме № рублей за продажу дома по <адрес>, претензий к дому не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются также письменным заявлением Моисеевой А.Н. от 30 сентября 2019 г.
Из справки Администрации Троицкого сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 17 октября 2019 г. следует, что жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, находится в открытом владении и фактическом пользовании Данкина В.А. с 2002 г., он полностью несёт бремя содержания недвижимости, в надлежащем порядке содержит территорию, им проведён ремонт жилого дома, проведено отопление, возведены надворные постройки, полностью огорожен забором земельный участок, посажены плодово-ягодные насаждения.
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости представляет собой индивидуальный жилой дом, общей площадью 43,7 кв.м.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также на земельный участок, расположенный по данному адресу, в Едином государственном реестре недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно выписке из похозяйственной книги № 4 Администрации Троицкого сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия по состоянию на 05 июня 2019 г. в указанном жилом доме зарегистрирован Данкин А.В. с 2007 г.
Согласно справке № 286 от 06 мая 2019 г. ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» по указанному жилому дому открыт лицевой счёт на имя Данкина В.А., истцом производится ежемесячная оплата электроэнергии.
Истцом заявлено требование о признании за ним права собственности на спорное недвижимое имущество в силу приобретательной давности.
В соответствии с пунктом третьим статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Как указано в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение.
Частью 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.Кроме того, согласно положениям статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество, право собственности на которые может быть приобретено в силу приобретательной давности, должно быть оборотоспособным.
Изложенное свидетельствует о том, что установление факта владения строением на праве собственности по существу связано с установлением юридических фактов по поводу отсутствия правоустанавливающих документов, поскольку признание права собственности, предусмотренном статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не происходит.
Из разъяснений, содержащихся в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. По смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (пункт 16).
По смыслу указанных положений закона и разъяснений пленума, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею. Это относится к случаям, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания.
Из искового заявления истца следует, что с 2002 г. он открыто, добросовестно владеет спорным имуществом, как своим собственным, ни от кого не скрывает свои права на него, владение жилым домом осуществляется непрерывно. Спорное жилое помещение никогда из его владения не выбывало. В течение всего срока владения спорным имуществом претензий от Моисеевой А.Н. и других лиц ему не поступало, споров в отношении владения и пользования имуществом не заявлялось.
Оценивая представленные сторонами доказательства, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что Данкин В.А. является добросовестным беститульным владельцем указанного строения, поскольку исходя из обстановки, в которой происходило владение имуществом, он не мог предполагать, что права собственности у него не возникает.
Поскольку пунктом пятым 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, условие о добросовестности владения считается установленным, если заинтересованное лицо не смогло опровергнуть презумпцию добросовестности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Данкин В.А., владея указанным недвижимым имуществом, как своим собственным на протяжении более 17 лет, использовал его по назначению, зарегистрировал в нем по месту жительства своего сына, благоустраивал его, нес бремя расходов по его содержанию, поддерживал его в исправном состоянии, принимал возможные меры к тому, чтобы владение вещью не причиняло вреда правам и охраняемым законом интересам других лиц, заботясь о нем, таким образом, как это делал бы на его месте любой добросовестный хозяин вещи, нес сопутствующее обладанию вещью бремя ее содержания, эффективно используя ее в соответствии с целевым назначением.
При этом Данкин В.А., осуществляя указанные действия, открыто владел указанным недвижимым имуществом, так как не скрывал своего обладания им перед третьими лицами и в социальном окружении его владение воспринималось как обычное в соответствующей обстановке осуществление права собственности в отношении данной вещи, поскольку имелась возможность установить, кто именно осуществляет владение вещью и беспрепятственно наблюдать указанное владение.
Непрерывность владения означает, что владелец, претендующий на право собственности, не должен сам оставлять имущество, совершая действия, свидетельствующие об устранении от владения и пользования.
Таких обстоятельств при рассмотрении данного гражданского дела установлено не было.
При этом суд считает, что сама по себе невозможность доказать право собственности на основании надлежащим образом заключенного и зарегистрированного договора не препятствуют приобретению по давности недвижимого имущества.
За все это время никем, в том числе местной администрацией, не оспаривалось владение ни домом, ни землей под ним.
Из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что законом предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как признание права.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1). Гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (подпункт 3 пункта 1).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что вышеперечисленные доказательства дают основания для признания за истцом права собственности на недвижимое имущество – жилой дом, в силу приобретальной давности.
При таких обстоятельствах исковые требования Данкина В.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ковылкинский районный суд Республики Мордовия
решил:
░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 43,7 ░░.░., ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░