Дело № 323/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2012 года.
Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Арсеньевой Н.П., при секретаре Дресвяниной Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шиловской В.И. к межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Вологодской области о признании права собственности на земельный участок и жилой дом,
У с т а н о в и л :
После смерти ХХ.ХХ.ХХХХ гр. Н.К. осталось наследственное имущество, состоящее из земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: Ххххххххх.
Наследником к указанному имуществу являлась племянница- З.С.. З.С., приняла наследство, оставшееся после смерти Н.С., не оформив наследственных прав, но распорядилась им по своему усмотрению: ХХ.ХХ.ХХХХ заключила с Шиловской В.И. письменный договор купли-продажи жилого дома. Право собственности Шиловской В.И. на жилой дом не зарегистрировано.
ХХ.ХХ.ХХХХ З.С. умерла.
Истец Шиловская В.И. обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Ххххххххх.
В судебном заседании Шиловская В.И. исковые требования поддержала в полном объеме.
Суду пояснила, что она приобрела у З.С. жилой дом, расположенный на земельном участке площадью хххх кв.м. по адресу Ххххххххх, за 20000 рублей. З.С. являлась племянницей и единственной наследницей собственника дома- Н.С., умершей ХХ.ХХ.ХХХХ. Договор купли-продажи был заключен в письменной форме. Регистрация права собственности не была произведена по причине, что не были оформлены наследственные права З.С. При переходе права собственности на жилой дом, переходит и право на земельный участок в том объеме, что и у прежнего собственника. С момента заключения договора купли-продажи, она владеет и пользуется жилым домом и земельным участком как собственными.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции ФСН России № 10 по Вологодской области Н.В. Митрофанова, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, указав, что налог за имущество и земельный налог за земельный участок и жилой дом по адресу: Ххххххххх, никто не платит. Истцом не представлено доказательств права З.С. на имущество, принадлежавшее Н.К. В договоре купли-продажи указан только жилой дом.
Представитель администрации Милофановского сельского поселения в суд не явился, возражений против удовлетворения заявленных требований не представил.
Представитель администрации Никольского муниципального района в суд не явился, возражений против удовлетворения заявленных требований не представил.
Суд, заслушав лиц, участвовавших в рассмотрении дела, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.
Граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ),
Гр. Н.К., умершая ХХ.ХХ.ХХХХ имела в собственности жилой дом по адресу Ххххххххх, что подтверждается справкой Милофановского сельского поселения ( л.д.17).
Постановлением администрации Милофановского сельского Совета № ХХ от ХХ.ХХ.ХХХХ в собственность Н.К. передан земельный участок площадью 3900 кв.м, расположенный в Ххххххххх.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером Ххххххххх, является учтенным на праве собственности за Н.К..
Учитывая, что по данным администрации Милофановского сельского поселения не имеется жителей с ФИО «Н.К.», земельный участок передан в собственность Н.К., суд пришел к выводу, что в данном случае имеет место кадастровая ошибка.
Статья 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" содержит нормы, призванные регулировать отношения на случай, если выясняется, что в кадастре имеется ошибка. Подпунктом 1 п. 1 ст. 28 данного Закона установлено понятие одной из двух разновидностей кадастровой ошибки – технической ошибки в сведениях. Таковой является "техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости". Поэтому, установив ошибку в кадастре, суд компетентен ее исправить.
Истцом Шиловской В.И. представлены доказательства родственных отношений между З.С. и Н.К.. З.С. является племянницей Н.К.
В соответствии со статьей 1143 ГК РФ, частью 2 дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Мать З.С. – А.К., являвшаяся полнородной сестрой Н.К., умерла ранее Н.К. По сведениям администрации Милофановского сельского поселения З.С. являлась единственной наследницей Н.К. ( л.д. 19), принявшей наследство, но не оформившей наследственных прав.
Таким образом, судом установлено, что З.С. являясь наследником по закону к имуществу Н.К., умершей ХХ.ХХ.ХХХХ, фактически вступила во владение наследственным имуществом, оставшимся после смерти Н.К., и распорядилась им по своему усмотрению, продав жилой дом Шиловской В.И.. Договор купли-продажи заключен в надлежащей форме и никем не оспаривается.
Объективно строение в виде дома не может существовать без земельного участка, который необходим для нормального пользования домом по своему назначению. Единство судьбы земельного участка и строения, в соответствии с п. 5 ст. 1 ЗК РФ является одним из основных принципов земельного законодательства.
Поскольку приобретенный Шиловской В.И. жилой дом, находится на земельном участке, предоставленном в собственность Н.К., к ней перешло право собственности и на земельный участок.
Спор между администрацией Никольского муниципального района и истцом относительно права на земельный участок, границ земельного участка отсутствует.
При таких обстоятельствах, требования Шиловской В.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Признать запись в государственном кадастре недвижимости о праве собственности Н.К., на земельный участок с кадастровым номером Ххххххххх,, площадью хххх кв.м, расположенный по адресу: Ххххххххх, в части написания отчества «ХХХХ», вместо «ХХХХ», технической ошибкой в сведениях.
Признать за Шиловской В.И. право собственности на земельный участок с кадастровым номером Ххххххххх, площадью хххх кв.м, расположенный по адресу: Ххххххххх,
Признать за Шиловской В.И. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Ххххххххх.
На решение может быть подана жалоба в Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.П.Арсеньева
Решение не обжаловано, вступило в законную силу 31 октября 2012 года.