Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2013 года
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Трегуб Н.К.
с участием старшего помощника прокурора г.Краснотурьинска Дранициной В.В.
представителя заявителя – Муллина Д.М., действующего на основании доверенности <адрес обезличен> от <дата обезличена>,
представителей заинтересованных лиц – председателя Краснотурьинской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Кокшарова Ю.Р., Верхотуровой Е.К., действующей на основании доверенности <адрес обезличен> от <дата обезличена>,
при секретаре Стариковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Устинова А. Ю. об отмене решения Краснотурьинской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата на должность Главы городского округа Краснотурьинск,
установил:
Устинов А.Ю., являясь кандидатом на должность Главы городского округа Краснотурьинск, обратился в суд с заявлением об отмене решения Краснотурьинской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования от <дата обезличена> № «О регистрации Верхотурова С. В. кандидатом на должность Главы городского округа Краснотурьинск, выдвинутого в порядке самовыдвижения», являющегося, по его мнению, незаконным и необоснованным, вынесенным в нарушение п.1 подпункта «д» п.24, подпунктов «е», «ж», «з» п.6.4 ст.38 Закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) ввиду того, что в подписных листах избирателей в датах внесения подписи избирателей, сведениях об избирателях имеются неоговоренные исправления, а также неоговоренные исправления в сведениях об адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
Исправления в дате внесения подписей избирателей содержат подпись № в листе №, подписи №, № в листе №, имеющихся в томе №; подпись № в листе №, подпись №, № в листе №, подпись №, № в листе №, подпись № в листе №, подпись № в листе №, имеющихся в томе №.
Исправления в сведениях об избирателях содержат подпись № в листе №, подписи № и 5 в листе №, подписи № и 7 в листе №, подпись № в листе №, подписи №№, № в листе №, подпись № в листе №, подпись № в листе №, имеющихся в томе №.
Кроме того, являются недействительными в связи с неоговоренными исправлениями в сведениях об адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, подписи №№,№ в подписном листе № и подписи №№,№ в подписном листе №, имеющихся в томе №.
Оставшееся количество достоверных подписей является недостаточным для регистрации Верхотурова С.В. в качестве кандидата на должность Главы городского округа Краснотурьинск.
В судебном заседании представитель заявителя Муллин Д.М. требования Устинова А.Ю. поддержал в полном объеме, просит отменить решение Краснотурьинской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования от <дата обезличена> № «О регистрации Верхотурова С. В. кандидатом на должность Главы городского округа Краснотурьинск, выдвинутого в порядке самовыдвижения».
Заявитель Устинова А.Ю. и заинтересованное лицо Верхотуров С.В. в судебное заседание не явились.
Устинов А.Ю. направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, Верхотуров С.В. также просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направив в суд телефонограмму с аналогичной просьбой.
С учетом мнения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, прокурора судом определено рассмотреть данное дело в отсутствие Устинова А.Ю. и Верхотурова С.В.
В обоснование заявленного требования представитель заявителя Муллин Д.М. пояснил, что согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист
В силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТа 7.12-93 «Межгосударственный стандарт. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» имена существительные сокращают только в том случае, если они приведены в разделе 5.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
При проверке рабочей группой комиссии до принятия решения кандидата были признаны недействительными 9 подписей по причине неверно указанных данных паспорта избирателей, по 8 подписям неверно указан адрес места жительства избирателей, в 1 подписи неверно указано имя избирателя, в 1 подписи – неоговорённые исправления в дате внесения подписи, в 2 подписях – подписавшиеся лица не зарегистрированы в базе УФМС. В данной части решение он не оспаривает. Также он не оспаривает подпись № в подписном листе № тома №, так как она исключена избирательной комиссией.
Вместе с тем избирательная комиссия не учла имеющиеся в подписных листах исправления в датах внесения подписей избирателей, а именно:
- том №: подпись № подписного листа № – первая цифра «2» исправлена; подпись № в подписном листе № - первая цифра «2» исправлена, последние цифры «13» совпадают по написанию с буквой «В»;
- том №: подпись № в листе № (исправлена дата внесения подписи); подпись №, № в листе № (исправлена дата внесения подписи), подпись № в листе № (доведены цифры «2» и «7» в числе и месяце, подпись № в листе № (обведена цифра «2» в дате), подпись № в листе № (указание года начато с цифры «1» окончено цифрой «3» без разрыва, подпись № в листе № (исправление цифры «2» в написании года).
Не принятые во внимание избирательной комиссией исправления в сведениях об избирателях, допущенных в подписных листах, по его мнению, заключаются в следующем.
В томе № подпись № в листе № (в паспортных данных первая цифра «6» заходит на цифру «5», которая перечеркнута, предпоследняя цифра «0» нечеткая); подпись № в листе № (в паспортных данных обе цифры «5» плохо читаются; следующая за ними цифра «8» обведена жирным шрифтом; цифры «6» и «0» соединены, подпись № в листе № (плохо читается название улицы и серия паспорта); подпись № в листе № (в слове Краснотурьинск» обведено жирным шрифтом окончание «ск», подпись № в листе № ( в фамилии избирателя обведена буква «я»); подпись № в листе № (обведены окончания в наименовании области и города); в подписи № листа № (исправления в фамилии избирателя), в подписи № листа № (ошибка в написании улицы: буква «б» вписана позднее), в подписи № листа № (в слове «Краснотурьинск» обведены буквы «н» и «к»), подпись № в листе № (в паспортных данных первая цифра «6» обведена); подпись № в листе № (слова «Свердловская область» выполнены жирным шрифтом, буква «д» слабо прописана).
Подписные листы не имеют адреса места жительства избирателей. В подписи № подписного листа № тома №, а также в подписях №№, 7 подписного листа № тома № в графе «адрес места жительства» имеются сокращения, которые препятствуют однозначному толкованию. Пункт 5 статьи 38 Федерального закона допускает сокращения, которые не препятствуют однозначному толкованию. Порядок применения сокращений, а также случаи, при которых однозначное толкование применяется и оспариваться не может, приведены в указанном выше ГОСТе. В связи с тем, что сокращеннее выражение «кв.» согласно ГОСТу, трактуется как «квартал», а также в связи с тем, что ГОСТ прямо запрещает сокращение имен существительных, то есть сокращения во всех подписных листах не могут толковаться однозначно, что в свою очередь исключает возможность идентификации адреса места жительства избирателя, соответственно, адрес места жительства не указан и, согласно подпункту «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, данные подписи должны быть признаны недействительными.
Кроме того, все подписи, за исключением подписи 2 подписного листа № тома №, а также подписи №№, № подписного листа № тома №, не имеют наименования дома и квартиры, соответственно, формулировка адреса места жительства избирателя в данной форме не подпадает под определение адреса места жительства, указанного в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона.
В связи с тем, что в сведениях об адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, имеются неоговоренные этим лицом исправления (в слове Краснотурьинск буква «к» исправлена на «с», сокращенное слово «ул.» указано как «ум»), подписи №№,2,3,4,5,6,8 в подписном листе № и подписи №№,№ в подписном листе №, имеющихся в томе №, являются недействительными.
Таким образом, абсолютно все подписи в подписных листах должны быть признаны недействительными на основании подпункта «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Помимо этого все подписи в подписных листах собраны в подписные листы не по форме, предусмотренной Приложением № Федерального закона № 67-ФЗ, которое предусматривает в графе заверения подписного листа кандидатом собственноручное внесение фамилии, имени и отчества. Однако подписи собраны в подписные листы, где в графе заверения подписного листа кандидатом фамилия, имя, отчество внесены машинопечатным способом, что законом не предусмотрено, соответственно на основании подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, данные подписи должны быть признаны недействительными.
В томе № в подписном листе № подпись № имеет исправление в сведениях об избирателе (в имени избирателя буква «к» исправлена, в годе рождения цифра «8» исправлена, подпись № - не указана дата внесения подписи (год указан двумя цифрами «13» вместо «2013». Дата заверения подписного листа № кандидатом ранее дат внесения подписей избирателями и заверения подписного листа сборщиком подписей (год внесения записи значится как «1013»). В подписном листе № подпись № последняя буква в фамилии избирателя обведена жирным шрифтом. В подписном листе № в подписях с 1 по 4 в сведениях об избирателях не имеют даты внесения подписи (указан год «13», а не «2013»), подпись № имеет исправления в сведениях об избирателе ( наименование улицы дополнено буквой «а». В подписном листе № подпись №, листе № подпись № не указана надлежащим образом дата внесения подписи (год указан «13» вместо «2013». В подписном листе № в подписи № - не указана дата внесения подписи, так как число года вписано в графе «подпись». В подписном листе № подпись № имеет исправления в сведениях об избирателе (в данных паспорта дописана цифра «8».
В томе № в подписном листе № подпись 3 - серия и номер паспорта указан не надлежащим образом: имеет 12 символов, то есть нет необходимых сведений об избирателе, Подписи № и № - серия и номер паспорта имеют 11 символов. Подписной лист № подпись № - серия и номер паспорта имеет 13 символов, то есть нет необходимых сведений об избирателе.
Все указанные подписи должны быть признаны недействительными по основаниям, изложенным в подпунктах «е», «ж», «з», «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона кандидат, подавая заявление, должен в нем сделать пометку о том, что обязуется в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Между тем, заявление такого обязательства не содержит. Так заявление содержит фразу : «...в случае избрания меня Главой городского окурка Краснотурьинск...». Выборы, согласно Решению Краснотурьинской городской Думы, об избрании Главы городского округа. Соответственно, обязательства о прекращении деятельности, несовместимой со статусом выборной должности не имеется, заявление не имеет необходимых сведений, на основании подпункта в.2 пункта 24 статьи 38 Федерального закона, избирательная комиссия должна была отказать кандидату в регистрации.
Также в заявлении кандидата Верхотурова С.В. не указано его гражданство в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона. В графе «гражданство» указано «РФ», хотя, согласно Конституции Российской Федерации наименование «Российская Федерация» имеет только одно тождественное наименование - Россия, а сокращенное выражение «РФ» - не установлено нормативно-правовыми актами России, следовательно, гражданство не указано. На основании подпункта в.2 пункта 24 статьи 38 Федерального закона, избирательная комиссия должна была отказать кандидату в регистрации.
Учитывая, что заявление кандидата Верхотурова С.В. не содержит обязательных сведений, обязательства о преращении деятельности, несовместимой со статусом выборной должности в случае избрания, гражданство кандидата, 46 подписей заявлено признать недействительными данными, все подписи не имеют адреса места жительства, все подписи занесены в подписной лист, не утвержденной Федеральным законом, он просит заявленное Устиновым А.Ю. требование удовлетворить, отменить оспариваемое решение избирательной комиссии от <дата обезличена> № «О регистрации Верхотурова С. В. кандидатом на должность Главы городского округа Краснотурьинск, выдвинутого в порядке самовыдвижения».
Кокашаров Ю.Р., председатель Краснотурьинской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, назначенный постановлением председателя Избирательной комиссии Свердловской области № от <дата обезличена>, заявленное требование не признал, пояснив, что решением Думы городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> № на <дата обезличена> были назначены выборы Главы городского округа Краснотурьинск.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 51 Избирательного кодекса Свердловской области поддержка выдвижения кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, осуществляется путем сбора подписей избирателей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 48, подпунктом 3 пункта 1 статьи 51 названного Кодекса и решением Краснотурьинской городской территориальной избирательной комиссии от <дата обезличена> № «О количестве подписей избирателей, необходимых для поддержки выдвижения и регистрации кандидатов на должность Главы городского округа Краснотурьинск <дата обезличена>» для регистрации гражданина кандидатом на должность Главы городского округа Краснотурьинск на выборах Главы городского округа Краснотурьинск, назначенных на <дата обезличена>, необходимо представить не менее 254 достоверных подписей избирателей и не более 279 подписей.
В поддержку выдвижения кандидатом Верхотуровым С.В. были представлены подписные листы в количестве 41 штуки, сброшюрованные в 2 тома с 279 подписями избирателей. Число подписей, представленных фактически по результатам проверки составило 279. На основании пункта 3 статьи 52 Кодекса проверке подлежали все представленные подписи.
В результате проверки, согласно сводным ведомостям и итоговому протоколу о результатах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Верхотурова С.В. установлено, что из 279 подписей избирателей достоверными признано 258 подписей, недействительными - 21, в том числе:
1) на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области (избиратели указали в подписном листе сведения, не соответствующие действительности) - 20 подписей, а именно: неверно указаны данные паспорта избирателя - 9 подписей; неверно указан адрес места жительства избирателя - 8 подписей; неверно указано имя избирателя - 1 подпись; данные об избирателе не зарегистрированы в базе УФМС – 2 подписи;
2) на основании подпункта 6 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области (исправления в дате внесения подписи избирателем специально не оговорены) - 1 подпись.
Таким образом, признано недействительными 21 подпись, что составляет 7,5 % от числа проверенных подписей избирателей.
Данного количества действительных подписей избирателей достаточно для регистрации кандидата Верхотурова С.В. Соответствующее решение Краснотурьинской городской территориальной избирательной комиссией (ТИК) было принято <дата обезличена> за номером 16/99.
В отношении заявления Устинова А.Ю. о необходимости признания недействительными подписи избирателей, указанных в его заявлении, по основаниям, предусмотренным подпунктами «е», «ж», «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях...» и соответствующих пунктах Кодекса (подпункты 6, 7, 8 пункта 5 статьи 52) и в основе своей сводящихся к тому, что исправления в дате внесения подписей и исправления в сведениях об избирателях, а также исправления в сведениях об адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей, следует отметить следующее.
Подпись избирателя, находящаяся в томе №, на листе 19, подпись №, признана Краснотурьинской ТИК недействительной на основании подпункта 6 пункта 5 статьи 52 Кодекса, что отражено в Ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы городского округа Краснотурьинск Верхотурова С.В. В связи с этим данная подпись не должна быть предметом рассмотрения по заявлению кандидата А.Ю. Устинова.
Краснотурьинская городская ТИК считает, что все подписи, указанные в заявлении Устинова А.Ю. и которые, по его мнению, должны быть признаны недействительными, являются действительными, так как все подписи, даты внесения подписей, сведения об избирателях и сведения об адресах места жительства лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, на всех подписных листах, указанных в заявлении Устинова А.Ю., не имеют признаков исправления.
Данное утверждение основано на толковании термина «исправление» в Словаре русского языка Ожегова С.И., которое понимается как «улучшение, изменение, исправляющее что-нибудь, поправка» Ни в написании дат внесения подписей избирателей, ни в сведениях об избирателях, ни в сведениях об адресах места жительства лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, никаких улучшений, изменений, исправляющих информацию о дате внесения подписей или в сведениях об избирателях, а также об адресе места жительства лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, нет.
С доводами представителя заявителя он также не согласен. Все подписи, перечисленные в заявлении и дополненные представителем заявителя, являются действительными. Никаких изменений ни в датах, ни в написании адреса места жительства, ни в заверительных подписях сборщиков подписей не имеется. Все цифры, даты, сведения читаются и трактуются однозначно. Необходимо учитывать, что каждый избиратель имеет индивидуальный почерк, связанный с особенностями характера, возраста и других особенностей человека. Федеральный закон не содержит ограничений размера записей и требований к выполнению их определенным цветом, определенной толщиной.
Также действующее законодательство не содержит указаний способа внесения кандидатом фамилии, имени, отчества в бланк подписного листа, подпись кандидата Верхотурова С.В. выполнена самостоятельно. Допущенные избирателями сокращения в адресе места жительства, то есть без указания слов «дом» и улица», не могут являться основанием для признания подписей недействительными, поскольку адреса избирателей читаются однозначно. Гражданство кандидата Верхотурова С.В. было им подтверждено предъявленным паспортом гражданина России.
Он просит отказать в удовлетворении заявленных требований Устинова А.Ю. в полном объеме.
Представитель Верхотурова С.В. – Верхотурова Е.К. заявленные требования Устинова А.Ю. не признала, полагая все перечисленные заявителем и его представителем основания отмены оспариваемого решения необоснованными. По ее мнению, подписи избирателей, внесенные в подписные листы, не имеют исправлений и являются действительными. Так как подписные листы заполнялись рукописно, особенности почерка лиц, заполнивших указанные листы, не могут свидетельствовать об исправлениях и не могут быть признаны недействительными
Выслушав лиц, участвующих в деле, мнение старшего помощника прокурора Дранициной В.В., полагавшей отказать в удовлетворении заявленного требования, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 51 Избирательного кодекса Свердловской области от 29 апреля 2003 года № 10-ОЗ (в редакции Закона от 24 мая 2013 года № 45-ОЗ) поддержка выдвижения кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, осуществляется путем сбора подписей избирателей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 48 названного Кодекса решением Краснотурьинской городской территориальной избирательной комиссии от <дата обезличена> № «О количестве подписей избирателей, необходимых для поддержки выдвижения и регистрации кандидатов на должность Главы городского округа Краснотурьинск <дата обезличена>» для регистрации гражданина кандидатом на должность Главы городского округа Краснотурьинск на выборах Главы городского округа Краснотурьинск, назначенных на <дата обезличена>, определено представить не менее 254 достоверных подписей избирателей и не более 279 подписей.
Данное решение под сомнение не ставится и не оспаривается.
Правила оформления подписных листов предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 07 мая 2013 года):
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования оформляются согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону (п.8).
Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз (п.11).
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (п. 12).
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. Федеральным законом может быть предусмотрено заверение подписного листа доверенным лицом кандидата, а в случае, указанном в пункте 16 статьи 38 настоящего Федерального закона, - уполномоченным представителем политической партии (п.13).
Подпункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона предусматривает, что адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года (в редакции от 09 февраля 2012 года) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (п.31), решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требования законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствует регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7-9 ст.76 Федерального закона от <дата обезличена>.
Из протокола об итогах сбора подписей на выборах Главы городского округа Краснотурьинск <дата обезличена> видно, что всего подписей в поддержку выдвижения Верхотурова С.В. собрано подписей избирателей 328, из них признано действительными 279 подписей, 49 подписей исключены (л.д.266-267 т.1).
На заседании рабочей группы по проверке соответствия законодательству о выборах порядка выдвижения, поддержки выдвижения кандидатов на должность Главы городского округа от <дата обезличена> Краснотурьинской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования предложено зарегистрировать Верхотурова С.В. кандидатом на должность Главы городского округа Краснотурьинск (л.д.175-179 т.1).
<дата обезличена> Краснотурьинской городской территориальной избирательной комиссией принято оспариваемое решение, согласно которому 258 подписей признаны достоверными и действительными (л.д.180-183).
Исходя из пункта 6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом «д» п.24 ст.38 названного Закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
По мнению представителя заявителя, оспариваемое решение незаконно ввиду имеющихся исправлений в подписных листах, в датах внесения подписи избирателей, сведениях об избирателях, неоговоренных лицом, осуществлявшим сбор подписей, несоответствие подписных листов форме, использование сокращений при указании адреса избирателей, использование разных по размерам шрифтов подписей, выполненных как избирателями, так и сборщиками подписей, отсутствие необходимых сведений в заявлении кандидата на должность Главы городского округа Краснотурьинск Верхотурова С.В. (гражданства России, обязательства о прекращении деятельности в случае избрания кандидата на должность).
Выслушав доводы представителя заявителя Муллина Д.Р., сопоставив их с представленными председателем Краснотурьинской городской территориальной избирательной комиссии доказательствами, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных Устиновым А.Ю. требований отказать по следующим основаниям.
Из пояснения представителя заявителя следует, что исправления в датах сводятся у представителя заявителя к наложению символов, выход символов за пределы поименованных граф, выполнение дат в сокращенной форме, исправления в сведениях об избирателях – к различной технике исполнения (жирный шрифт, отсутствие соединительных элементов между буквенными значениями и т.п.).
Суд не может согласиться с указанными доводами Муллина Д.М., поскольку из представленных на обозрение подлинников подписных листов и их копий, представленных в материалы дела следует, что сведения, изложенные в них, читаются однозначно, техника исполнения подписей объясняется индивидуальными особенностями почерка каждого гражданина, внесшего свою подпись. Внесение даты и адреса места жительства избирателей и лица, осуществлявшего сбор подписей в сокращенном варианте, например: «<дата обезличена>» или «<адрес обезличен>» и т.п., - не препятствуют однозначному восприятию текста.
Согласно п.5 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Утверждение представителя заявителя о несоответствии формы подписных листов приложению № к Федеральному закону № 67-ФЗ от <дата обезличена>, выразившемся, по мнению представителя заявителя, во внесении фамилии, имени, отчестве кандидата машинописным текстом, а нерукописным, также судом не принимается во внимание, поскольку подпись кандидата выполнена собственноручно, запрета исполнения данных его фамилии, имени, отчества компьютерным или машинописным способом закон не содержит.
Не соглашается суд и с доводами представителя заявителя об отсутствии в заявлении кандидата Верхотурова С.В. сведений о гражданстве ввиду неточности его указания: «гражданин РФ» вместо «гражданин России», и отсутствии обязательства в случае его избрания на должность Главы городского округа прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, поскольку исходя из положений ст.10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации, являются выданные в установленном порядке паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ. Из материалов дела видно, что паспорт гражданина Российской Федерации Верхотуровым С.В. при подаче заявления в избирательную комиссию был представлен. Указание им в заявлении своего гражданства как «гражданин РФ» не означает прекращение гражданства Российской Федерации и утрату избирательных прав.
Написание слова «окурка» вместо «округа» в обязательстве прекратить иную выборную должность объясняется явной технической ошибкой и не свидетельствует об отсутствии в указанном заявлении такого обязательства, поскольку при прочтении всего выражения однозначно воспроизводится его смысл.
На основании изложенного, руководствуясь ст.48, ст.51 Избирательного кодекса Свердловской области, ст.ст.37, 38, 76 Федерального закона № от <дата обезличена> «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.260-261, 192-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Устинова А. Ю. об отмене решения Краснотурьинской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования от <дата обезличена> № «О регистрации Верхотурова С. В. на должность главы городского округа Краснотурьинск, выдвинутого в порядке самовыдвижения» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 5 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: судья Трегуб Н.К.
Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере <дата обезличена>.
СОГЛАСОВАНО
Председательствующий: судья Трегуб Н.К.