№2-1495/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 ноября 2014 года село Иглино
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
с участием истца Соловей Н.А.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан Корнева А.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №),
при секретаре Насибуллиной Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловей Н.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения пенсионного органа, об обязании включить в специальный стаж периодов работы,
У С Т А Н О В И Л:
Соловей Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан (далее по тексту – ГУ – УПФ РФ в Иглинском районе РБ) о признании незаконным решения пенсионного органа, об обязании включить в специальный стаж периодов работы, указывая в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ – УПФ РФ в Иглинском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии. При этом в специальный стаж не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период учебы в <данные изъяты>. Не соглашаясь с решением пенсионного органа, истец просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ №, зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного заседания истец Соловей Н.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Иглинском районе РБ Корнев А.С. с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Соловей Н.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Иглинском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической детальностью.
Решением ГУ-УПФ РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № Соловей Н.А. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано по мотиву отсутствия необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. При этом специальный стаж педагогической деятельности определен Соловей Н.А. как <данные изъяты>.
Период учебы Соловей Н.А. в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данный стаж не включен со ссылкой на то, что действующее законодательство такого зачета не предусматривает.
Вместе с тем, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В периоды, когда истец проходила обучение в Башкирском государственном педагогическом институте, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Согласно п. 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Судом установлено, что до поступления на учебу в высшее учебное заведение Соловей Н.А. работала в должности старшей пионервожатой в Балтийской средней школе, а также после окончания учебы работала в учреждении и должности, работа в которых засчитана пенсионным органом в его специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.С учетом пункта 4 указанного выше Положения, данные периоды засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как усматривается из материалов дела, на момент обращения Соловей Н.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию.
Таким образом, исключение из педагогического стажа истца периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> является незаконным.
Далее. Вышеуказанным решением ГУ – УПФ РФ в Иглинском районе РБ Соловей Н.А. отказано во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, с решением пенсионного органа в указанной части нельзя согласиться.
Так, с учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с пенсионным законодательством, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.
В соответствии с п. 4 указанных правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Аналогичная норма содержалась в действовавшем до 01 февраля 2002 года Кодексе законов о труде РСФСР (статья 112).
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ пенсионного органа во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.
При таких обстоятельствах, время нахождения Соловей Н.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в её специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
С учетом включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, оспариваемых периодов стаж педагогической деятельности Соловей Н.А. по состоянию на момент обращения в пенсионный орган – ДД.ММ.ГГГГ составляет более 25 лет.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает, что досрочная трудовая пенсия подлежит назначению ей с ДД.ММ.ГГГГ, когда такое право у нее возникло.
Решение пенсионного органа в остальной части истцом не оспаривается, поэтому суд полагает, что в удовлетворении исковых требований об отмене решения ГУ – УПФ РФ в Иглинском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ № в полном объеме следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Соловей Н.А. удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Соловей Н.А. во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан включить в специальный стаж, дающий Соловей Н.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан назначить Соловей Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Соловей Н.А. в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.
Председательствующий Р.Р.Сафина