Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-204/2019 (3а-1591/2018;) ~ М-2022/2018 от 13.12.2018

Дело № 3а-204/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2019 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Леганова А.В.,

при секретаре Осиповой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Терехова Владимира Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной,

установил:

Терехов В.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, собственником которых он является, в размере их рыночной стоимости определенной на основании отчета об оценке от 18 сентября 2018 года № 18/445, подготовленного <...>

Административный истец мотивирует свои требования тем, что он уплачивает имущественный налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению имущественного налога.

Кроме того, обращает внимание на то, что в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> при определении кадастровой стоимости допущена техническая ошибка.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

На основании определения суда от 20 марта 2019 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 года № 3368-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установить единую дату начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23<...>, расположенных по адресу – <...>, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> определена уполномоченным органом по состоянию на 17 октября 2013 года в размере 1199373 рубля 24 копейки, 178368 рублей 33 копейки,1 468463 рубля 39 копейки, 1666821 рубль 27 копеек, 2064896 рублей 39 копеек, 15706725 рублей 82 копейки, 2615315 рублей 69 копеек, соответственно.

Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, поскольку Федеральная кадастровая палата до 1 января 2017 года являлась уполномоченным органом по ведению реестра государственного кадастра, суд считает 17 октября 2013 года верной даты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что также подтверждается ответом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю от 27 сентября 2018 года № 11692/0115.

Кроме того, согласно указанному ответу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> допущена техническая ошибка, а именно – при определении кадастровой стоимости данных объектов применено значение удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м., которое не является минимальным значением среди удельных показателей кадастровой стоимости смежных кадастровых кварталов, что повлекло неверное указание кадастровой стоимости зданий.

По утверждениям органа, осуществляющего государственный кадастровый учет, данные технические ошибки, допущенные 2 февраля 2014 года, устранены в соответствии с Законом на основании решений государственного регистратора прав от 21 сентября 2018 года и в сведения Единого государственного реестра недвижимости внесена кадастровая стоимость зданий с кадастровыми номерами <...> в следующих размерах: 77449 рублей 14 копеек, 520778 рублей 70 копеек, 637620 рублей 8 копеек, 723748 рублей 86 копеек, соответственно.

Согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 18 сентября 2018 года № 18/445, представленного административным истцом и подготовленного <...>, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 24 января 2017 года составляет 30000 рублей, 10000 рублей, 140000 рублей, 70000 рублей, 360000 рублей, 350000 рублей, 170000 рублей, 130000 рублей, соответственно.

Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, определением суда от 17 декабря 2018 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.

Кроме того, вышеуказанный отчет об оценке содержит сведения о рыночной стоимости объектов недвижимости на иную дату, чем дата определения кадастровой стоимости, а другие доказательства, подтверждающие рыночную стоимость объекта по состоянию на 17 октября 2013 года (верная дата определения кадастровой стоимости), административным истцом не представлены.

Согласно заключению от 7 февраля 2019 года № 01/19/03 судебной оценочной экспертизы, выполненной <...>, рыночная стоимость объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости (17 октября 2013 года) составляет 70800 рублей, 35200 рублей, 225600 рублей, 11700 рублей, 867200 рублей, 930800 рублей, 495500 рублей, 251000 рублей, соответственно.

Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.

Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом <...>, которая является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность, как страховщика застрахована, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов.

В заключении эксперта принята поправка на торг, корректировка на площадь с поправкой на различия в масштабе (площади) объектов, корректировка на местоположение относительно территории населенного пункта, также внесена корректировка на вид разрешенного использования, расчет которой произведен по методу парных сравнений продаж.

Судебным экспертом также обоснован отказ от использования сравнительного и доходного подходов, в связи с чем эксперт пришел к обоснованному выводу о необходимости использования затратного подхода при расчете стоимости объектов недвижимости по состоянию на 17 октября 2013 года.

Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объектов недвижимости (70800 рублей, 35200 рублей, 225600 рублей, 11700 рублей, 867200 рублей, 930800 рублей, 495500 рублей, 251000 рублей) является достоверным.

Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.

Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Административный истец обратился с настоящим иском в суд 13 декабря 2018 года, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 13 декабря 2018 года.

Согласно абзацу 5 части 2 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 27 ноября 2018 года № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

С учетом приведенной правовой нормы и разъяснений Федеральной налоговой службы, и поскольку, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> внесена в реестр 2 февраля 2014 года, установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежит применению именно с указанной даты, которая и является началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания по рассматриваемому административному иску.

Таким образом, в отношении спорных объектов недвижимости следует установить кадастровую стоимость в размере их рыночной стоимости со 2 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Терехова Владимира Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной – удовлетворить частично.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания с наименованием «Здание склада с навесом, общей площадью 78 кв.м. Литер:А5, Г3», расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 17 октября 2013 года, в размере 70800 (семьдесят тысяч восемьсот) рублей, на период со 2 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания с наименованием «Здание весовой, общей площадью 11,6 кв.м. Литер: А4», расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 17 октября 2013 года, в размере 35200 (тридцать пять тысяч двести) рублей, на период со 2 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания с наименованием «Здание мастерских, общей площадью 95,5 кв.м. Литер: А2», расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 17 октября 2013 года, в размере 225600 (двести двадцать пять тысяч шестьсот) рублей, на период со 2 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания с наименованием «Здание конюшни, общей площадью 108,4 кв.м. Литер: А6», расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 17 октября 2013 года, в размере 111700 (сто одиннадцать миллионов семьсот) рублей, на период со 2 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания с наименованием «Здание бытовки с пристройкой, общей площадью 125,3 кв.м. Литер: А, а», расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 17 октября 2013 года, в размере 867200 (восемьсот шестьдесят семь тысяч двести) рублей, на период со 2 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания с наименованием «Навес, площадью 953,1 кв.м. Литер: Г», расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 17 октября 2013 года, в размере 930800 (девятьсот тридцать тысяч восемьсот) рублей, на период со 2 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания с наименованием «Здание зерносклада с пристройкой, общей площадью 158,7 кв.м. Литер: А3, а3», расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 17 октября 2013 года, в размере 495500 (четыреста девяносто пять тысяч пятьсот) рублей, на период со 2 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания с наименованием «Здание свинарника с пристройкой, общей площадью 230,8,3 кв.м. Литер: А1, а1», расположенного по адресу – <...>, западнее п. Пролетарий, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 17 октября 2013 года, в размере 251000 (двести пятьдесят одна тысяча) рублей, на период со 2 февраля 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> считать 12 ноября 2018 года.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>.

В остальной части административный иск – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья:

3а-204/2019 (3а-1591/2018;) ~ М-2022/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Терехов Владимир Александрович
Ответчики
Администрация Краснодарского края
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по КК
Управление Федеральной службы государственныой регистрации, кадастра и картографии по КК
Департамент имущественных отношений КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Леганов Андрей Викторович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
13.12.2018Регистрация административного искового заявления
14.12.2018Передача материалов судье
17.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018Производство по делу приостановлено
11.03.2019Производство по делу возобновлено
11.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2019Судебное заседание
20.03.2019Судебное заседание
20.03.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
21.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее