Дело № 2-1190/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2014 года Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Дробиной М.Л.,
при секретаре Шумакове А.А.,
с участием: истца Иванченко Е.Е., представителя ответчика Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес обезличен> по доверенности Кирута А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Иванченко Е. Е.ча к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес обезличен> о взыскании стоимости медикаментов, взыскании процентов за несвоевременное исполнение денежного обязательства и морального вреда,
установил:
Иванченко Е.Е. обратился в суд с иском, в котором просит суд взыскать с ответчика - управления ФСБ Российской Федерации по <адрес обезличен> в его пользу сумму понесенных им затрат на приобретение лекарств за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в сумме <данные изъяты> рублей, проценты за несвоевременное исполнение денежного обязательства в сумме <данные изъяты> рублей, моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
В обосновании заявленных требований истец указал, что является подполковником УФСБ РФ в отставке, уволен с военной службы по состоянию здоровья, исключен из списков части <дата обезличена> с выслугой более 25 календарных лет. По месту жительства в <адрес обезличен> закреплен за пенсионным отделом управления ФСБ России по <адрес обезличен> и медицинским учреждением управления. Является инвали<адрес обезличен>-й группы по заболеванию, полученному в период военной службы. Вследствие его проживания на значительном удалении от медико-санитарной части (МСЧ) управления (<адрес обезличен>) и госпиталя в <адрес обезличен>, частых внезапных нарушениях сердечного ритма, он не может посещать названные медицинские учреждения.
Он вынужденно обращается за медицинской помощью в медицинское учреждение по месту жительства - МУЗ городская поликлиника <номер обезличен> <адрес обезличен>, по рецептам врачей покупает в аптеках лекарства, необходимые ему по жизненным показаниям.
Ответчик отказывается возместить ему денежные средства, потраченные на лекарства. Его право на бесплатное обеспечение лекарствами закреплено в ст. 41 Конституции России, в Федеральном законе №76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих». За период с <дата обезличена> по <дата обезличена> по рецептам врачей он купил лекарства на сумму в размере <данные изъяты> рублей, которые в силу закона ответчик обязан ему возместить.
Несвоевременное исполнение ответчиком денежного обязательства, в соответствии с п. 1.ст.395 ГК РФ, просит суд квалифицировать как «иную просрочку» и взыскать с ответчика сумму в размере <данные изъяты> рублей. Считает, что своими действиями ответчик причинил ему нравственные и физические страдания. Подготовка документов в суд сопряжена со значительными затратами времени, сил, здоровья и умственными нагрузками для изучения нормативной базы и подготовки текста. Длительная поездка в 400 км от места жительства в <адрес обезличен> и обратно для подачи документов в суд, вызывают у него утомление и физические страдания.
В судебном заседании истец Иванченко Е.В. исковые требовании поддержал, просил суд их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес обезличен> по доверенности Кирута А.В., исковые требования не признала.
В возражениях указала, что в соответствии с приказом начальника оперативно-координационного управления по Северному Кавказу ФСБ России от <дата обезличена> № <номер обезличен>-лс подполковник Иванченко Е.Е., уволенный с военной службы по состоянию здоровья, в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (п.п. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона от <дата обезличена> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), исключен из списков личного состава с 04.10.2004, выслуга лет на <дата обезличена> составляет 28 лет 09 месяцев 14 дней. Иванченко Е.Е. на основании справки серии МСЭ-2007 <номер обезличен> повторно установлена вторая группа инвалидности с <дата обезличена> года. Заболевание получено им в период военной службы. На основании рецептов и товарных чеков за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> истцом приобретены лекарственные средства на общую сумму <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 16 указанного Закона права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2-4 ст. 16, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей.
Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 - 6 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяется Правительством Российской Федерации.
Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» в пункте 1 установлено, что при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения МО РФ и федеральным органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Бесплатную медицинскую помощь, в том числе бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей Иванченко Е.Е. мог получить в городе Кисловодске в стационаре медико-санитарной части УФСБ России по СК согласно приказу УФСБ России по СК от <дата обезличена> № <номер обезличен>, о чем был уведомлен неоднократно.
Несмотря на это, истец никогда не обращался в указанное военно-медицинское учреждение. Компенсация понесенных затрат на приобретение лекарственных средств гражданам, перечисленным выше, законодательством не предусмотрена. Кроме того, все необходимые лекарственные средства, закупаются военно-медицинскими учреждениями за счет выделенных средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану его здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
При этом, как следует из положений ст. 2 Основ законодательства, основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека - гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) доступность медико-социальной помощи;
3) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья:
4) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Приказом №<номер обезличен> от <дата обезличена> годаИванченко Е.Е. с <дата обезличена> исключен из списка личного состава и уволен с военной службы по пункту «г» пункта 3 статьи 34 (по состоянию здоровья, в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе) Положения о порядке прохождения военной службы на основании п.п. «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе». Выслуга лет на <дата обезличена> составляет: календарная – 25 лет 01 месяц 03 дня, льготная – 01 год 02 месяца 11 дней, учеба – 02 года -6 месяцев 00 дней, всего 28 лет 09 месяцев 14 дней.
Иванченко Е.Е. является пенсионером, что подтверждается пенсионным удостоверением № <номер обезличен>, пенсия ему начислена в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» с <дата обезличена> года.
Служба истца в органах федеральной службы безопасности России, в соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ «О военной обязанности и воинской службе» отнесена к военной службе.
В настоящее время истец является пенсионером ФСБ и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным Законом «О статусе военнослужащих».
Следовательно, истец, как военнослужащий, уволенный с военной службы с общей продолжительность военной службы 25 лет и более, а также, как уволенный по состоянию здоровья, имеет право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатной обеспечение лекарственными средствами.
Представитель ответчика по доверенности, не оспаривая право истца на бесплатное обеспечение лекарствами, утверждает, что Иванченко Е.Е. имеет право на медицинское обслуживание в стационаре медико-санитарной части УФСБ России по СК в <адрес обезличен> и, что компенсация понесенных затрат на приобретение лекарственных средств гражданам, законодательством не предусмотрена.
В силу ч. 2 статьи 16 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 16 указанного Закона права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей.
Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 - 6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 16 Закона).
Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен в постановлении Правительства РФ №1093 от 26.09.1994г. «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей».
А именно, при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Иванченко Е.Е. является инвалидом второй группы бессрочно, причина инвалидности – заболевание получено в период прохождения военной службы (справка серия <номер обезличен>).
Истец постоянно проживает по адресу: <адрес обезличен> а.
Медицинскую помощь получает в учреждении здравоохранения МУЗ городская поликлиника <номер обезличен> <адрес обезличен> по месту жительства.
Согласно выписки из амбулаторной карты больного Иванченко Е.Е. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> года он находился на диспансерном лечении, наблюдается с ДS:<данные изъяты>
По основному заболеванию постоянно принимает следующие медикаменты: Моночинкве, Тромбо-Асс, Крестор, Нолипрел, Ритмонорм (Пропанорм), Омакор, Клопидогрел, Предуктал МВ, Панангин.
По другим заболеваниям принимались депренорм, аэртал, мильгамма,
Кетонал, расторопша, цель-т, вобензим, нанопласт, мексикор, фликсоназе спрей, омез, беротек, дексаметозон, мидокалм, дона, никотиновая кислота.
Указанные препараты зарегистрированы в Государственном реестре лекарственных препаратов.
Назначение данных препаратов подтверждается копией выписок из медицинской карты за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> года.
Необходимые лекарственные препараты в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> приобретены истцом самостоятельно в аптечных учреждениях, расположенных в населенных пунктах в посредственной близости от места его проживания (<адрес обезличен> ильные Воды, <адрес обезличен>), что подтверждается копиями чеков, товарных чеков, рецептов.
Истец проживает в <адрес обезличен> <адрес обезличен>, медицинское учреждение, в котором Иванченко Е.Е. может получать медицинскую помощь согласно приказу УФСБ России по СК от <дата обезличена> № <номер обезличен> (стационар медико-санитарной части УФСБ России по СК) находится в городе Кисловодске.
По состоянию здоровья истцу тяжело регулярно посещать указанное медицинское учреждение, в том числе за получением лекарств.
Следовательно, реализация истцом права на бесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном постановлением Правительства РФ <номер обезличен> от <дата обезличена>., затруднена.
При разрешении данного спора, при установленных судом обстоятельствах, суд полагает необходимым руководствоваться ч.2 ст.120 Конституции РФ и принимает решение в соответствии с Федеральными законами, которые регулируют данные правоотношения – пункт 2 статьи 16 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно п.2 ч.1 ст.30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья и граждан от <дата обезличена> <номер обезличен> пациент имеет право на выбор врача, в том числе лечащего, и лечебно-профилактического учреждения по месту жительства либо по месту прикрепления для медицинского обслуживания.
В силу удаленности военно-медицинской службы УФСБ по СК истец получает медицинскую помощь по месту жительства, что не противоречит действующему законодательству.
Истец на основании назначений врачей приобретал лекарственные средства в розничной торговле в аптечных учреждениях за свой счет, что подтверждается, представленными им товарными и кассовыми чеками на сумму <данные изъяты> рубль.
В части взыскания денежных средств, потраченных на приобретение расторопши, на сумму <данные изъяты> рублей суд считает необходимым отказать, поскольку данный препарат не является лекарством.
Исковые требования Иванченко Е.Е. о взыскании процентов за несвоевременное исполнение денежного обязательства в сумме <данные изъяты> рублей удовлетворению не подлежат, т.к. не основаны на законе.
Также необоснованными, по мнению суда, являются требования истца о взыскании компенсации морального вреда.
Нематериальными благами, указанными в ст. 150 ГК РФ являются: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральный вред- это причинение гражданину физических и нравственных страданий. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда, может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Доказательств причинения истцу морального вреда действиями ответчика, суду не представлено. При таких обстоятельствах суд не может признать обоснованными исковые требования Иванченко Е.Е. о компенсации ему морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.