Дело № 5-339/2020
18RS0021-01-2020-001695-14
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Можга УР 1 сентября 2020 г.
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Гаврика Дмитрия Сергеевича, дд.мм.гггг года рождения, проживающего по адресу: УР, <***>2, не работающего, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, отбывающего наказание по приговору суда в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Удмуртской Республике,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, 17.08.2020 г. в 20 часов 07 минут осужденный Гаврик Д.С., находясь в камере ПКТ №***, ограничил сектор обзора камеры видеонаблюдения в помещении ШИЗО-ПКТ ФКУ ИК-6 УФСИН России по Удмуртской Республике, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <***>». А именно, занавесил простыней отсекающую решетку в камере, чем ограничил сектор обзора камеры видеонаблюдения. На требования младшего инспектора 1 категории группы надзора отдела безопасности прапорщика внутренней службы К.С.М., заступившего согласно суточной ведомости надзора за осужденными, младшим инспектором по ШИЗО/ПКТ, об устранении препятствия в осуществлении видеонаблюдения и восстановлении обзора камеры видеонаблюдения, осужденный Гаврик Д.С. ответил отказом.
Действия Гаврика Д.С. административным органом квалифицированы по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, как воспрепятствование исполнению сотрудником органа или учреждения уголовно-исполнительной системы служебных обязанностей.
Рассмотрение дела об административном правонарушении было организовано путем использования систем видео-конференц-связи с ФКУ ИК-6 УФСИН России по Удмуртской Республике. О времени и месте рассмотрения дела Гаврик Д.С. извещен надлежащим образом, что подтверждается актом об отказе от подписи в расписке о получении извещения. От выхода из камеры для участия в рассмотрении дела путем использования систем видео-конференц-связи осужденный Гаврик Д.С. отказался, о чем суду сообщил инспектор ФКУ ИК-6 УФСИН России по Удмуртской Республике при установлении видео-конференц-связи.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения и т.д. в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ.
Как следует из представленной видеозаписи, основанием для составления рассматриваемого протокола об административном правонарушении послужил факт занавешивания Гавриком Д.С. простыней решетки камеры ШИЗО-ПКТ, в результате чего был ограничен обзор камеры видеонаблюдения помещения камеры ШИЗО-ПКТ и спальных мест осужденных.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, образует неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения органами исполнительной власти общественного порядка и общественной безопасности. Под общественным порядком следует понимать определенный предусмотренный правом порядок поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, то есть местах скопления физических лиц. Общественная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних угроз общественно-опасного характера.
Требования либо распоряжения, исходящие от сотрудников вышеперечисленных органов, должны быть законными, то есть их возможность должна быть предусмотрена существующими законодательными актами. Кроме того, они должны иметь в качестве цели охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей сотрудников полиции, военнослужащих или сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Согласно пункту 1 Положения о федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Согласно ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, которые предусмотрены настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.Сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника УИС, воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей образует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, лишь в случаях исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
В соответствии со ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УИК РФ) режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Согласно ст. 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении указанных средств надзора и контроля.
В силу пункта 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, осужденным запрещается: препятствовать законным действиям работников УИС; занавешивать и менять спальные места и т.д.
Осужденным, содержащимся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, запрещается: использовать не по назначению камерное оборудование и уборочный инвентарь; заклеивать объективы камер видеонаблюдения или иным способом приводить их в нерабочее состояние; и т.д. в соответствии с пунктом 168 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Осужденные обязаны, в том числе, исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы (пункт 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Частью 1 ст. 115 УИК РФ предусмотрено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:
а) выговор;
б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;
в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;
г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;
д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;
е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.
Неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления является злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ).
Таким образом, вопросы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы регулируются уголовно-исполнительным законодательством, а не Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае, состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в действиях Гаврика Д.С. отсутствует, т.к. осужденный не допустил неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. В его действиях усматривается нарушение порядка отбывания наказания в виде лишения свободы, что регламентировано нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Гаврика Дмитрия Сергеевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд УР в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья- Кожевникова Ю.А.