2-2552-2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2014 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми
В составе председательствующего судьи Долматова А.О.
при секретаре Петровой Т.В.,
с участием истца Юдиной В.Н., ее представителя – Чистякова А.Ю.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по заявлению Юдиной В.Н. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности устранить нарушение прав путем обеспечения учета изменений характеристик земельного участка и предоставления в аренду земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Юдина В.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка по адресу <адрес>.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила заявленные требования, просила так же обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить нарушение прав путем обеспечения учета изменений характеристик земельного участка по указанному адресу.
В обоснование заявленных требований в заявлении указала, что она является собственником 1/3 доли в праве на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>. Владельцами других долей в праве являются Илькаев Р.Г. и ФИО4 Дом находится на земельном участке с кадастровым номером № № площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование под жилой дом. Права на земельный участок не зарегистрированы, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями законодательства. С целью установления границ земельного участка с последующим приобретением прав на него, ей были заказаны кадастровые работы. По результатам межевания площадь участка составила <данные изъяты> кв.м. 13.02.2014 г. она обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, с приложением к заявлению межевого плана. Письмом от 04.03.2014 г. № И-21-21-09-3530 Департамент ответил отказом, указав в заявлении, что для принятия решения о предоставлении земельного участка собственнику жилого дома необходимо за свой счет обеспечить проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границ испрашиваемого участка, после чего обратиться в ДЗО с заявлением об обеспечении учета изменений характеристик земельного участка, предоставив межевой план. Считает ответ Департамента незаконным, так как он не соответствует требованиям п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ. Ей были проведены кадастровые работы, что подтверждается договорами подряда на кадастровые работы, актами выполненных работ и квитанциями. Все другие условия предоставления земельного участка в аренду, указанные ответчиком в письме относятся к условиям заключения договора аренды земельного участка, а не к обязательным условиям его предоставления на стадии принятия решения уполномоченным органом. Обязанность заявителя выполнить эти условия на стадии принятия решения не предусмотрена законом. Обжалуемое решение нарушает ее права на предоставление в аренду земельного участка. Просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 04.03.2014 г. о предоставлении в аренду земельного участка по адресу <адрес>. Возложить на Департамент земельных отношений обязанность устранить нарушение прав путем обеспечения учета изменений характеристик земельного участка и предоставления в аренду данного земельного участка.
В судебном заседании заявитель Юдина В.Н. и ее представитель Чистяков А.Ю. на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснили, что ФИО8 в настоящее время умерла, а Илькаев Р.Г. не идет на контакт и они не могут его найти, что бы совместно обратиться с заявлением о предоставлении участка в аренду. Участок не является объектом гражданских правоотношений, но Департамент земельных отношений должен его сформировать. Изначально они обращались в Департамент с заявлением об учете изменений границ земельного участка, Департамент отказал, сославшись на то, что с заявлением должны были обратиться все участники долевой собственности. Данный ответ был обжалован в суд. Решением суда ответ Департамента земельных отношений был признан законным, решение вступило в законную силу. Считают, что они не обязаны разыскивать Илькаева Р.Г., он может вступать в договорные отношения по аренде земельного участка, а может и не вступать. Департамент обязан обеспечить учет изменений характеристик земельного участка.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а так же отзыв на исковое заявление в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен в полном объеме. Отзыв приобщен к материалам дела.
Третье лицо Илькаев Р.Г. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом по адресу, указанному в заявлении.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Часть 4 ст. 258 ГПК РФ предусматривает, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст.36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Таким образом, обязательным условием приобретения каждым из собственников доли в праве общей долевой собственности права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением в порядке, установленном действующим законодательством, поскольку Земельный кодекс в таких случаях предписывает заключение договора одновременно со всеми сособственниками, а не с каждым в отдельности.
Как установлено в судебном заседании, Юдина В.Н. является собственником 1/3 доли в праве собственности на домовладение по адресу <адрес>. Другими собственниками являются Илькаев Р.Г. и ФИО10., по 1/3 доли в праве у каждого.
Юдина В.Н. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми 13.02.2014 г. с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, сроком на 4 года 11 месяцев.
На основании решения Департамента земельных отношений от 04.03.2014 г. № И-21-01-09-3530, Юдиной В.Н. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.
Суд считает, что данный отказ является законным и не нарушает прав заявителя.
Как установлено материалами дела и указано ранее, Юдина В.Н. является собственником только 1/3 доли в праве собственности. Заявление о предоставлении земельного участка было подано ей в Департамент земельных отношений единолично, остальные собственники, а в частности Илькаев Р.Г., в департамент земельных отношений с таким заявлением не обращались.
Учитывая, что спорный земельный участок является неделимым, что находящийся на данном земельном участке объект недвижимости принадлежит нескольким собственникам, предоставление земельного участка в пользование лишь одного из собственников противоречит положениям пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, одним из оснований для отказа в предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка, в ответе Департамента земельных отношений было указано, что границы земельного участка не определены.
Суд считает, указанные доводы так же обоснованными и заслуживающими внимания.
Объектами земельных отношений согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации являются земельные участки.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
На основании ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из анализа положений ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 20 Закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что существование земельного участка как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, возникает именно с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
Из кадастрового паспорта от 27.06.2014 г. № следует, что границы земельного участка по адресу <адрес>, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, поскольку границы спорного земельного участка не определены, земельный участок в установленном законом порядке не сформирован, данный участок не может быть предоставлен заявителю в аренду.
Требования заявителя Юдиной В.Н. о возложении на Департамент земельных отношений обязанности произвести учет изменений характеристик земельного участка по адресу <адрес>, суд считает так же не обоснованными.
Материалами дела установлено, что Юдина В.Н. обращалась в департамент земельных отношений с заявлением об обеспечении учета изменений характеристик земельного участка по адресу <адрес>. Письмом от 22 мая 2013 г. ей было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что права на данный земельный участок в установленном порядке не были оформлены, а так же в связи с тем, что для удовлетворения заявления необходимо заявление от всех собственников объекта недвижимости.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 22.10.2013 г. Юдиной В.Н. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми, в обеспечении учета изменений характеристик земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> и возложении обязанности по обеспечению изменений характеристик данного земельного участка.
Определением Пермского краевого суда г. Перми от 29.01.2014 г. решение Мотовилихинского районного суда г. Перми оставлено без изменения, решение суда вступило в законную силу.
После вынесения решения суда от 22.10.2013 г. Юдина В.Н. в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением об обеспечении учета изменений характеристик земельного участка по адресу <адрес> совместно с другими собственниками домовладения в установленном законом порядке не обращалась, таких доказательств суду не представлено.
Каких-либо новых обстоятельств, с момента вынесения решения суда от 22.10.2013 г., которые бы могли служить основанием для возложения на Департамент земельных отношений обязанности обеспечить учет изменений характеристик земельного участка по адресу <адрес>, судом не установлено и заявителем не представлено.
В связи с этим, оснований для возложения на Департамент земельных отношений обязанности обеспечить учет изменений характеристик земельного участка по адресу <адрес> суд не усматривает.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для признания незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми № И-21-01-09-3530 от 04 марта 2014 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка суду не представлено.
Таким образом, суд считает, что решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми действующему законодательству не противоречит и не нарушает прав заявителя Юдиной В.Н. в связи с чем, требование о признании незаконным решения Департамента земельных отношений Администрации города Перми от 04.03.2014 года об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не подлежит удовлетворению.
На основании выше изложенного, в соответствии со ст.258 ГПК РФ в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Юдиной В.Н. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения № И-21-01-09-3530 от 04 марта 2014 года Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности устранить нарушение прав путем обеспечения учета изменений характеристик земельного участка и предоставления в аренду земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: А.О. Долматов
Секретарь: