Решение по делу № 2-3904/2019 от 13.09.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск                     15 октября 2019 г.

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Кычиковой Д.Н.,

с участием истца Верхозиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3904/2019 по исковому заявлению Верхозина Т.М. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Верхозина Е.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское Иркутской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Верхозина Е.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ. в г. Иркутске Иркутской области. Её мать – Верхозина Т.М. ДД.ММ.ГГГГ. в отношении истца лишена родительских прав. Отец в свидетельстве о рождении не указан, сведений о нём и о его местонахождении она не имеет. Таким образом, она относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ. она воспитывалась в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. она окончила Усольский аграрно-промышленный техникум по специальности повар. Какого-либо жилого помещения в собственности не имеет. Учитывая, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших 18 лет, однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждения системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Однако жилое помещение в нарушение требований указанного Закона по достижению совершеннолетия и по завершению обучения в образовательной организации профессионального образования, ей предоставлено не было. Она принята на учет для получения жилого помещения во внеочередном порядке, хронологическая последовательность, исходя из отметки о дате поступления заявления в списке детей-сирот, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области – . Ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Содержащееся в пункте 3 статьи 8 названного ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Так, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункте 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. Однако до настоящего времени указанным жилым помещением она не обеспечена, в связи с чем, вынуждена скитаться по друзьям и знакомым. Арендовать и оплачивать арендованное помещение она не имеет материальной возможности. Таким образом, нарушены её права, закрепленные в статье 40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище, так гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами.

Просила суд обязать Администрацию муниципального образования г. Усолье-Сибирское Иркутской области предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке по договору социального найма из муниципального специализированного жилищного фонда города Усолье-Сибирское.

Определением суда от 19.08.2019г. произведена по данному гражданскому делу с согласия истца замена ненадлежащего ответчика - Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское Иркутской области на надлежащего ответчика – Министерство имущественных отношений Иркутской области.

В судебном заседании истец Верхозина Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

В судебное заседание ответчик – Министерство имущественных отношений Иркутской области не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в отсутствие своего представителя. Согласно письменным возражениям, заявленные исковые требования Верхозиной Е.С. не признал, просил в иске отказать.

В судебное заседание третье лицо – МУ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не явилось, о дате, времени и месте слушания по делу извещено надлежащим образом, просили рассматривать дело в отсутствие своего представителя.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчика, третьего лица.

Выслушав мнение истца, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).

Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются, в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Судом установлено, что Верхозина Т.М. родилась – ДД.ММ.ГГГГ, сведения о родителях: мать – Верхозина Т.М., сведения об отце - отсутствуют, запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о рождении серии II-СТ .

Решением Усольского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. Верхозина Т.М. лишена родительских прав в отношении дочери Верхозиной Т.М..

Таким образом, Верхозина Е.С. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. Верхозина Е.С., ДД.ММ.ГГГГ., поставлена на льготную очередь на получение жилого помещения, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Номер очереди – .

ДД.ММ.ГГГГ. Верхозина Е.С. обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Иркутской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области по месту жительства в г. Усолье-Сибирское.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ. Министерства имущественных отношений Иркутской области, Верхозина Е.С. включена в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области в соответствии с ч.3 ст. 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012г. № 164 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» с ДД.ММ.ГГГГ. под учётным номером . В списке, сформированном Министерством имущественных отношений Иркутской области в целях учёта детей-сирот в разрезе муниципальных образований для определения потребности в формировании специализированного жилищного фонда Иркутской области, по муниципальному образованию «г. Усолье-Сибирское» учётный номер Верхозиной Е.С. – . Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения будет предоставлено в хронологической последовательности, установленной списком на предоставление жилых помещений, после его приобретения за счет финансовых средств федерального и областного бюджетов и включения в специализированный жилищный фонд Иркутской области.

Вместе с тем, жилое помещение Верхозиной Е.С. на момент обращения в суд предоставлено не было.

Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.

В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абзаце первом настоящей части, жилое помещение может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление в сфере имущественных отношений (далее - орган по управлению имуществом).

В силу ст. 4 указанного закона, орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из их места жительства.

Лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Согласно ст. 5 Закона -ОЗ в целях предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот.

Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом на основании информации органа опеки и попечительства о месте жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и принятых решениях об удовлетворении заявлений о предоставлении жилого помещения, а также с учетом мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области и получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования Иркутской области в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

В силу ст. 6 Закона № 164-ОЗ в соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенным в список, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются по заявлениям в письменной форме лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенных в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенных в список, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Заявление о предоставлении жилого помещения представляется лицами, указанными в части 2 настоящей статьи (далее в настоящей статье - лица, достигшие возраста 18 лет), в орган опеки и попечительства по месту жительства.

При принятии решения об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, в списке проставляется отметка о дате поступления заявления.

Судом установлено, что Верхозина Е.С. в установленном законом порядке включена в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области.

В соответствии с положениями ст. 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», определяющей порядок предоставления детям – сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, Министерство имущественных отношений Иркутской области рассматривает поступившее заявление о предоставлении жилого помещения и документы и принимает решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения либо об отказе в его предоставлении в течение тридцати календарных дней со дня обращения лица, включенного в список.

Однако данные действия ответчиком Министерством имущественных отношений Иркутской области совершены не были.

Из материалов дела следует, что до настоящего времени Верхозиной Е.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что истица относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в связи с чем, у Министерства имущественных отношений Иркутской области возникла обязанность по предоставлению Верхозиной Е.С. жилого помещения за счет средств областного бюджета Иркутской области.

При этом содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что все условия и обстоятельства, при которых у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, у Верхозиной Е.С. имеются.

В связи с чем, право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирования списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования Верхозиной Е.С. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилого фонда вне очереди, поскольку внесенными изменениями в действующее законодательство, а именно в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2013 года не предусмотрено. При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Верхозиной Т.М. – удовлетворить частично.

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить Верхозиной Т.М. благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма из специализированного жилищного фонда в г.Усолье-Сибирское Иркутской области.

В удовлетворении заявленных исковых требований Верхозиной Т.М. в оставшейся части – отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья                                      О.В. Луст

Мотивированный текст решения изготовлен 21.10.2019г.

Судья                                     О.В. Луст

2-3904/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Верхозина Елена Сергеевна
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Другие
МУ Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Луст Ольга Викторовна
Дело на странице суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
13.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.09.2019Передача материалов судье
18.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2019Судебное заседание
21.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее