Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-984/2018 ~ М-825/2018 от 24.05.2018

Дело № 2-984/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2018г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Черенковой Е.В., с участием истца Аннушкина А.В., представителя ответчика Кориневской Е.Д., при секретаре Тригубенко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аннушкина Андрея Владимировича к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Аннушкин А.В. обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края (далее – Администрация ЗАТО г.Железногорск) о предоставлении жилого помещения. Свои требования истец мотивирует тем, что, будучи в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, т.к. мать ФИО1 умерла, а отец ФИО2 став инвалидом II группы, будучи нетрудоспособным, потерял работу и источники средств для его содержания. Оставшись без попечения родителей, постановлением ФИО4 был передан под опеку бабушки ФИО3, с назначением пособия до совершеннолетия, однако жилым помещением обеспечен не был. В приватизации участия не принимал. Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований Аннушкина А.В. к ФИО5, администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о признании права на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности поставить на учет по категории детей-сирот, нуждающихся в жилье, отказано. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено заочное решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Аннушкину А.В. в удовлетворении исковых требований о признании права на обеспечение жилым помещением по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей; исковые требования Аннушкина А.В. удовлетворены, за Аннушкиным А.В. признано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Аннушкин А.В. поставлен на учет нуждающихся в жилье детей-сирот, вместе с тем, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, собственного жилья не имеет.

Ссылаясь на положения ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 (в ред. от 20.12.2012) «О защите прав ребенка», истец просит обязать Администрацию ЗАТО Железногорск предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади 33 кв.м с допусками, установленными п.14 ст.17 Закона Красноярского края от 12.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».

В судебном заседании истец Аннушкин А.В. исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Администрации ЗАТО Железногорск Кориневская Е.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что полномочия органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются отдельными государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение таких полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, финансовые средства, необходимые для осуществления Администрацией ЗАТО Железногорск государственных полномочий по обеспечению Аннушкина А.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда отсутствуют, в бюджет ЗАТО Железногорск не поступали.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, об отложении дела слушанием, рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.

Выслушав стороны, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. "ж", п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным выше лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8).

Из приведенных норм действующего федерального законодательства следует, что условиями предоставления жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, является нуждаемость их в жилых помещениях, достижение совершеннолетия, окончание срока пребывания в учреждениях для детей-сирот.

Согласно положениям ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961«О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Решение о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.

Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.

Уполномоченные органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

Законом Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".

В силу ст. 1 данного Закона государственные полномочия включают в себя, помимо прочего, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года N 9-4225.

Муниципальное образование ЗАТО Железногорск Красноярского края входит в указанный перечень.

Заочным решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее: Аннушкин А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей: его мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ; отцу ФИО2 была установлена II группа инвалидности, он умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Чарковской сельской администрации Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Аннушкина А.В. назначена ФИО3. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Аннушкин А.В. проходил обучение в ФИО6; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался на дневном отделении в ФИО7 где в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Аннушкин А.В. был временно зарегистрирован по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены исковые требования Аннушкина А.В. к Администрации ЗАТО г. Железногорск: за Аннушкиным А.В. признанно право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Названные выше решения, имеют преюдициальное значение для разрешения данного спора.

Согласно справки Отдела по делам семьи и детства Администрации ЗАТО г. Железногорск от ДД.ММ.ГГГГ, Аннушкин А.В. ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».

Согласно договору коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между Администрацией ЗАТО г. Железногорск (Наймодатель) и Аннушкиным А.В. (Наниматель), наймодатель предоставляет нанимателю в возмездное владение и пользование свободное и изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности ЗАТО Железногорск Красноярского края, представляющее собой однокомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (п.1.1); жилое помещение предоставляется нанимателю для временного проживания (п.1.3); срок найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.1.4); плата за коммерческий наем жилого помещения составляет <данные изъяты> (п.4.1).

В настоящее время Аннушкин А.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представленными документами подтверждается факт нуждаемости Аннушкина А.В. в жилом помещении.

Согласно уведомлению ФС госрегистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ записи о правах Аннушкина А.В. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

В суде установлено, что жилое помещение по договору социального найма Аннушкину А.В. администрация ЗАТО г. Железногорск не предоставляла.

Таким образом, Аннушкин А.В. имеет право на предоставление жилья в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в несовершеннолетнем возрасте он остался без попечения родителей, не имеет закрепленных за ним жилых помещений, достиг возраста 18 лет, состоит на учете лиц вышеуказанной категории, нуждающихся в предоставлении жилья; обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком – Администрацией ЗАТО Железногорск не исполнена, до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Аннушкину А.В. не предоставлено.

Суд принимает во внимание, что ни глава 10 Жилищного кодекса РФ, регламентирующая порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений, ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ не предусматривают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности. Предоставление Аннушкину А.В. жилого помещения при соблюдении условий, предусмотренных федеральным законом, не может быть поставлено в зависимость от даты включения его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, и наличия других лиц, включенных в соответствующий список ранее истца, поскольку иное нарушало бы реализацию права Аннушкина А.В. на получение предусмотренных законом дополнительных гарантий.

Доводы представителя ответчика Администрации ЗАТО г.Железногорск об отсутствии финансирования для обеспечения жилым помещением Аннушкина А.В. не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Вопросы предоставления денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.

Физическое лицо, в частности Аннушкин А.В., субъектом этих отношений являться не может. Порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован законами, указанными выше.

Принимая во внимание, что Аннушкин А.В. относится к категории детей-сирот, он достиг возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию ЗАТО г.Железногорск Красноярского края обязанности предоставить Аннушкину А.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади 33 кв.метра с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Аннушкина Андрея Владимировича удовлетворить.

Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск предоставить Аннушкину Андрею Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью, исходя из нормы предоставления 33 кв. м, с допусками установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка".

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 29 июня 2018 г.

Судья Железногорского городского суда             Е.В. Черенкова

2-984/2018 ~ М-825/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аннушкин Андрей Владимирович
Ответчики
Администрация ЗАТО Железногорск
Другие
Министерство образования Красноярского края
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Черенкова Елена Вячеславовна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
24.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2018Передача материалов судье
25.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2018Судебное заседание
29.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2020Дело оформлено
19.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее