2-1016/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2015 года г.Рязань
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Старовойтовой Т.Т.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Рязани Скорой О.В.,
представителя ответчика ООО «Завод Лоджикруф» по доверенности от 04.07.2014г. Чеботаря Д.И.,
при секретаре Гончаровой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод Лоджикруф» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Октябрьского района г.Рязани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод Лоджикруф» (далее ООО «Лоджикруф») о понуждении к совершению действий.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведена проверка коллективного обращения жителей <адрес> по вопросу неблагоприятной экологической обстановки в результате деятельности промышленных предприятий.
Как следует из иска, в силу п.7.1.4 раздела VII СанПиН ООО «Завод Лоджикруф» относится к объектам III класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 300 метров и является источником воздействия на среду обитания и здоровья человека.
На данном предприятии функционирует 22 организованных и 1 неорганизованный источник выбросов, выделяющих в атмосферу 39 наименований загрязняющих веществ.
Ответчиком разработан проект расчетной санитарно-защитной зоны. Однако, в нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения меры по установлению окончательной санитарно-защитной зоны ООО «Завод Иоджикруф» не предпринимаются.
На основании вышеизложенного прокуратура Октябрьского района г.Рязани просила суд обязать ООО «Завод Лоджикруф» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны. В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения указанных действий - в течение полутора лет с даты вступления решения в законную силу
В судебном заседании заявленные исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнены, и окончательно прокурор просит суд обязать ООО «Завод Лоджикруф» установить окончательную санитарно- защитную зону, направив проект санитарно-защитной зоны и результаты натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, в Управление Роспотребнадзора по <адрес> для получения решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача <адрес> или его заместителя, установить ответчику срок для совершения указанных действий - в течение двух лет с даты вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Скорая О.В. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Завод Лоджикруф» по доверенности Чеботарь Д.И. исковые требования в судебном заседании признал письменным заявлением в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч.2 ст.39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, если оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании ч.2 ст.173 ГПК РФ суд разъяснил ответчику последствия признания иска.
В силу ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, в связи с признанием иска ответчиком в полном объеме заявленных исковых требований необходимость исследования доказательств по делу отсутствует.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, суд принимает признание представителем ответчика иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Рязанской области проведена проверка коллективного обращения жителей г. Рязани по вопросу неблагоприятной экологической обстановки в результате деятельности промышленных предприятий.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования штатного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области раны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по ране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному пользованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Пунктом 3 ст. 44 данного Федерального закона предусмотрено создание в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений санитарно-защитных зон.
Статья 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предусматривает установление санитарно-защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно п.4.2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно- эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
В силу п. 5.1. данных СанПиН юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованной зоны, в соответствии с действующими санитарными правилами, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон.
В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007г. N 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно- защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и другое); установленная (окончательная) на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Пунктом 2.3 данного СанПиН установлено, что критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства, размеры, границы санитарно-защитной зоны и их обоснование определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1).
Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производства устанавливаются на основании классификации, расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и другое) по разработанным в установленном порядке методикам с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (п. 3.12).
По проекту расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности выдается заключение заместителя Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (п. 4.2).
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и другое) (п. 4.3).
Установление размеров санитарно-защитных зон проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу, что установление санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов происходит в два этапа, на первом из которых разрабатывается расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, на втором этапе устанавливается окончательная санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Заканчивается установление санитарно-защитной зоны согласованием ее размера с Главным государственным санитарным врачом по Рязанской области.
Абзацем вторым пункта 3.1 раздела III СанПиН установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Вместе с тем, в результате деятельности ответчика возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, обязательных условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Присуждение к исполнению обязанности в натуре в соответствии со ст.12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению и полагает необходимым установить ответчику срок для совершения указанных выше действий -два года с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод Лоджикруф» о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Завод Лоджикруф» установить окончательную санитарно- защитную зону, направив проект санитарно-защитной зоны и результаты натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области для получения решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача Рязанской области или его заместителя.
Установить ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Завод Лоджикруф» срок для совершения указанных действий - <данные изъяты> с даты вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд г.Рязани в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
судья - подпись
копия верна
Судья Т.Т. Старовойтова
Решение вступило в законную силу 17 июля 2015 года
Судья Т.Т. Старовойтова
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-1016/2015, хранящегося в Октябрьском районном суде г.Рязани