Дело № 2-770/2021 (2-7102/2020)
УИД 26RS0017-01-2020-003093-03
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 16.02.2021
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кулиевой Н.В.,
помощника судьи Смахтиной И.Э., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Минаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлениюпрокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Беспалову И.А. о признании бездействия незаконным и об обязании устранить выявленные нарушения,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ИП Беспалову И.А. о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении доступа для инвалидов - колясочников и других маломобильных групп населения в помещение магазина «Шарики Shop», расположенного по адресу: <адрес>; возложении обязанности обеспечить доступ для инвалидов - колясочников и других маломобильных групп населения в помещение магазина «Шарики Shop», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка о нарушениях требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям на территории района. В ходе проверки установлено, что в помещении магазина «Шарики Shop», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), а именно: отсутствует кнопка вызова персонала, выполненная шрифтом Брайля, на подходных путях не установлено информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, выполненные шрифтом Брайля.
Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения.
Старший помощник прокурора <адрес> Минаева Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Ответчик ИП Беспалов И.А., участия в судебном заседании не принимал, судебные извещения, направленные ответчику по месту регистрации по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), возвращены в суд.
Частью 2 ст. 117 ГПК РФ установлено, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Статья 167 ГПК РФ предоставляет суду право рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Исходя из содержания ст. ст. 113, 117 ГПК РФ, Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от дата №, неявка адресата для получения своевременно доставленной почтовой корреспонденции равнозначна отказу от ее получения. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства (ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Возвращенная в адрес суда почтовая корреспонденция свидетельствует о надлежащем исполнении судом требований ГПК РФ по вручению судебных извещений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. ст. 167, 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что судом были предприняты все меры для реализации ответчиком своих прав, учитывая, что ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть и разрешить дело в порядке заочного производства.
В связи с указанным, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка о нарушениях требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям на территории района. В ходе проверки установлено, что в помещении магазина «Шарики Shop», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), а именно: отсутствует кнопка вызова персонала, выполненная шрифтом Брайля, на подходных путях не установлено информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, выполненные шрифтом Брайля.
Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
В силу ст. 2 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Указанное вытекает также из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от дата N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Необеспечение доступа к указанному объекту для инвалидов является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
В связи с изложенным, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Беспалову И.А. о признании бездействия незаконным и об обязании устранить выявленные нарушения - удовлетворить.
Признать бездействие ИП Беспалова И. А. выразившееся в необеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения помещения магазина «Шарики Shop», расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать ИП Беспалова И. А. обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение магазина «Шарики Shop», расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свода СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), а именно: установить кнопку вызова персонала, выполненную шрифтом Брайля; на подходных путях установить информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, выполненные шрифтом Брайля.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись Н.В. Кулиева
Копия верна. Судья Н.В. Кулиева
Подлинник определения подшит
в материалах дела №
Судья Н.В. Кулиева