Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Красногорский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Васильевой В. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовой Татьяны Викторовны к Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании бездействия незаконным, обязании выплатить компенсацию,
УСТАНОВИЛ:
Абрамова Татьяна Викторовна первоначально обратилась в суд к Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с административным иском о признании действий незаконными, обязании выплатить компенсацию.
Определением Красногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство социального развития Московской области.
Определением Красногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по административному иску Абрамовой Татьяны Викторовны к Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании бездействия незаконным, обязании выплатить компенсацию, по правилам гражданского судопроизводства.
Иск мотивирован тем, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы в связи с онкологическим заболеванием, которое было диагностировано в ДД.ММ.ГГГГ году. Истец указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства Московской области, ей (Абрамовой Т.В.) положена выплата в размере <данные изъяты> рублей за период самоизоляции во время коронавирусной инфекции, поскольку заболевание истца включено в число заболеваний групп риска. В начале ДД.ММ.ГГГГ Абрамова Т.В. пришла в Красногорское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, где сообщили, что выплата ей не положена. ДД.ММ.ГГГГ истец подала письменное заявление с приложением копий документов, подтверждающих право на выплату. Однако, до настоящего времени ответ на заявление не получен.
Просит признать бездействие Красногорского управления социальной защиты населения незаконным, обязать Красногорское управление социальной защиты населения выплатить компенсацию за период самоизоляции во время коронавирусной инфекции в размере <данные изъяты>.
Истец Абрамова Т.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что ранее устно обращалась в Красногорское управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по вопросу предоставления компенсации за период самоизоляции во время коронавирусной инфекции. Письменного ответа на заявление от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени и получала. Пояснила, что проживает в Московской области, проходит лечение по месту пребывания; в Московской области ей присвоена группа инвалидности и прикреплена к поликлинике. Просит суд иск удовлетворить.
Представитель ответчиков по доверенности Иванова О.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что поскольку истец находилась в Московской области и зарегистрирована по месту пребывания, Абрамовой Т.В. было отказано в назначении мер социальной поддержки. Истец обратилась с данным заявлением только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после установленного срока - ДД.ММ.ГГГГ. Выплаты по заявляем о произведении разовой адресной социальной помощи осуществлялись не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Выслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Постановлением Губернатора МО от ДД.ММ.ГГГГ N 142-ПГ утвержден Порядок осуществления разовой адресной социальной помощи отдельным категориям граждан. В соответствии с п. 1 настоящий Порядок определяет механизм и условия осуществления разовой адресной социальной помощи отдельным категориям граждан за счет средств бюджета Московской области в период режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, введенного в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области.
Согласно п. 2 утверждённого Порядка, право на получение РАСП имеют граждане в возрасте 65 лет и старше, а также граждане, имеющие заболевания, указанные в приложении к постановлению Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области», имеющие место жительства в Московской области (далее - граждане, имеющие хронические заболевания).
РАСП выплачивается в следующих размерах: <данные изъяты> рублей - после начала режима самоизоляции гражданина (выплата осуществлялась до ДД.ММ.ГГГГ). <данные изъяты> рублей - по завершению режима самоизоляции гражданина (т.е. после ДД.ММ.ГГГГ).
Гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, о которых в ЕАИС СОЦ Московской области отсутствуют сведения, разовая адресная социальная помощь предоставляется на основании заявления о выплате разовой адресной социальной помощи с указанием способа ее получения (перечисление на лицевой счет заявителя, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федеральной почтовой связи) (далее - заявление) и следующих документов: а) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) документа, подтверждающего место жительства получателя в Московской области.
Документ, указанный в подпункте "б" пункта, подтверждающий место жительства получателя в Московской области настоящего Порядка, запрашивается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области в рамках межведомственного информационного взаимодействия в случае, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность получателя.
Разовая адресная социальная помощь в размере, указанном в абзаце третьем настоящего пункта, выплачивается при отсутствии до ДД.ММ.ГГГГ информации (документов) о нарушении гражданином режима самоизоляции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка.
Гражданам, относящимся к обеим категориям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, разовая адресная социальная помощь предоставляется по факту принадлежности гражданина к одной из них (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 7.1 указанного Порядка, в период соблюдения режима самоизоляции, указанного в подпункте 1 пункта 4 постановления N 108-ПГ, документы, указанные в пунктах 5.1 и 6 настоящего Порядка, могут быть представлены гражданами в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области по месту их жительства в виде электронных образов указанных документов.
Сведения, содержащиеся в документах, представленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, подтверждаются посредством осуществления территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 7.1.1 указанного Порядка, документы, указанные в пунктах 5.1, 6 настоящего Порядка, представляются (истребуются) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 7.2 Порядка, для определения права на получение разовой адресной социальной помощи граждан, указанных в абзаце третьем пункта 2 настоящего Порядка, сведения о которых отсутствуют в списках, представленных Министерством здравоохранения Московской области, Министерством социального развития Московской области, направляются запросы в указанное Министерство в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 7.3 Порядка, основаниями для отказа в выплате разовой адресной социальной помощи являются: несоответствие гражданина категориям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка; получение от Министерства здравоохранения Московской области информации об отсутствии у него сведений о наличии у гражданина хронического заболевания, указанного в приложении 1 к постановлению N 108-ПГ; обращение граждан, указанных в пунктах 5.1, 6 настоящего Порядка, за назначением разовой адресной социальной помощи после ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы в связи с онкологическим заболеванием, которое было диагностировано в ДД.ММ.ГГГГ году, что подтверждается справкой <данные изъяты> №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выплате разовой адресной социальной помощи в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно представленным документам истец Абрамова Т.В. зарегистрировано по адресу: <адрес>, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.20-21).
Согласно письменного ответа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Красногорского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области мера социальной поддержки не назначена Абрамовой Т.В., поскольку заявителем не были представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в Московской области (л.д.42). Направление указанного письменного ответа в адрес истца подтверждается реестром почтовых отправлений <данные изъяты> за период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-41).
Согласно положениям абзаца 2 пункта 1 статьи 165.1 ГПК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, доводы истца об отсутствии ответа Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области на её (Абрамовой Т.В.) заявление от ДД.ММ.ГГГГ года суд находит несостоятельными.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 настоящего Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Судом установлено, что истец фактически проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается объяснениями истца, а также материалами дела, в том числе справкой <данные изъяты> №.
При таких обстоятельствах, право на реализацию указанной разовой адресной выплаты гражданам в период пандемии должно быть гарантировано по месту его фактического проживания на территории Московской области, поскольку судом установлено фактическое проживание заявителя в Московской области.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявления Абрамовой Т.В. в выплате разовой адресной социальной помощи у ответчика по причине не предоставления документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в Московской области у ответчика не имелось. Однако судом установлено, что истец обратилась к ответчику с вышеуказанным заявлением ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обращения Абрамовой Т.В. к ответчику с заявлением о назначении разовой адресной социальной помощи до ДД.ММ.ГГГГ, то есть даты до которой предоставлялись документы для получения выплаты разовой адресной социальной помощи, установленной в п. 7.1.1. Порядка, суду не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом установленных обстоятельств, оснований для удовлетворения исковых требований Абрамовой Татьяны Викторовны у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Абрамовой Татьяны Викторовны к Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании бездействия незаконным, обязании выплатить компенсацию за период самоизоляции во время коронавирусной инфекции в размере <данные изъяты> рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области.
Судья Р.Н. Харитонова