Дело № 2-10106/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 24 октября 2013 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Молоковой Л.К.,
при секретаре Сухопаровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова А. В. к Федеральной службе исполнения наказаний Федеральное казенное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вологодский институт права и экономики об обязании признать участником подпрограммы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, мотивируя тем, что решением Жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список очередности на получение жилья, как сотрудник, проходящий службу по контракту. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Миронов А.В. был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федерального казенного учреждения Научно-исследовательский институт ФСИН России (ФКУ НИИ ФСИН России). Решением Жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ истец исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из системы ФСИН по сокращению штатов, при этом выслуга составила 15 лет 2 месяца 10 дней, в льготном исчислении 20 лет 7 месяцев 11 дней. Решением Жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ Миронов А.В. восстановлен в списке лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий с хронологической последовательностью постановки на учет ранее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, отменено решение от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы в ДД.ММ.ГГГГ, решением от ДД.ММ.ГГГГ заявление было удовлетворено. ДД.ММ.ГГГГ истцу поступило письмо ВИПЭ ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением выписки из решения Жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого отменено решение от ДД.ММ.ГГГГ, истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выездом в другое муниципальное образование, и исключен из числа граждан участников подпрограммы.
Просит суд признать решение Жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика восстановить Миронова А.В. в числе участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы в ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца по доверенности Бухарин С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил, что истец был переведен на службу в г. Москва, при этом по прежнему месту службы в г. Вологда с учета был снят, истец обращался с заявлением о постановке на учет в период работы в г. Москва, но ему было отказано, после увольнения в связи с сокращением, истец с семьей вновь вернулся жить в г. Вологда, жильем в период службы не был обеспечен.
Представитель ответчика ВИПЭ ФСИН России и третьего лица ФСИН России по доверенности Попов А.А. с заявленными требованиями не согласился. Просит в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено и не оспаривалось в ходе судебного заседания представителем ответчика и третьего лица, что Миронов А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ВИПЭ ФСИН России, приказом ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ истец был откомандирован в распоряжение ФБУ «Научно-исследовательский институт ФСИН», ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом № уволен из уголовно-исполнительной системы по сокращению штатов. На день увольнения выслуга лет истца составила 15 лет 02 месяца 10 дней в календарном исчислении, в льготном исчислении 20 лет 07 месяцев 11 дней.
Также установлено, что в период прохождения службы в ВИПЭ ФСИН России, истец решением жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ был включен в список очередности на получение жилья, как сотрудник института. Решением жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ истец исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переводом его во ФСИН России.
Согласно выписке из протокола Жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ Миронов А.В. восстановлен в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с хронологической последовательностью постановки на учет ранее, и ДД.ММ.ГГГГ Миронов А.В. включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2013 году (выписка из протокола Жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с выпиской из решения жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выездом в другое муниципальное образование, и исключен из числа граждан участников подпрограммы.
Также установлено, что в период службы истец не был обеспечен жильем, на момент увольнения истец и члены его семьи в собственности либо на праве социального найма жилья не имели (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
По смыслу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ с 1 марта 2005 года учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления. Учет указанных граждан по месту работы либо службы осуществляется только в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 определения от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу пунктов 10 и 11 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН РФ от 04.062007 года, утвержденной приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 года №287, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются: несоответствие гражданина требованиям, указанным в Правилах; непредставление или неполное представленное документов, указанных в пунктах 4-6 настоящей Инструкции; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием субсидий или за счет средств федерального бюджета. Повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах 2 и 3 п.10. настоящей Инструкции.
Как указано выше, истец решением жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в связи с переводом во ФСИН России.
Вместе с тем, нормы ЖК РФ не предусматривают в качестве основания для снятия с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, перевод на другое место работы.
Доводы ответчика о правомерности решения № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменено решение от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении истца в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку истец изменил место жительства, выехал в другое муниципальное образование, снялся с регистрационного учета в г. Вологде, следовательно, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ подлежал снятию с учета, суд находит несостоятельным, поскольку решение от ДД.ММ.ГГГГ не содержит основания снятия с учета, предусмотренного указанной нормой ЖК РФ.
Кроме того, указанной нормой ЖК РФ предусмотрено снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в иное муниципальное образование.
Вместе с тем, в силу ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» каждый гражданин РФ вправе самостоятельно избрать себе место пребывания и жительства в пределах РФ, которым по смыслу закона является дом, квартира иное жилое помещение, в котором гражданин проживает на законном основании.
Сам по себе факт выезда истца из г. Вологды, снятия с регистрационного учета и регистрации по месту пребывания в г. Москва не может служить основанием прекращения жилищных прав, поскольку регистрация по месту пребывания носит временный характер. Доказательств того, что истец, будучи откомандированным для дальнейшего прохождения службы в ФБУ «Научно-исследовательский институт ФСИН», изменил свое место жительства, избрав в качестве постоянного места жительства г. Москву, суду не представлено.
Кроме того, проживание истца вне территории г. Вологды при переводе в распоряжение ФБУ «Научно-исследовательский институт ФСИН» предопределялось интересами службы.
На основании изложенного, учитывая, что истец и члены его семьи жилым помещением не обеспечены, нуждаются в получении жилья, решением жилищно-бытовой комиссии Миронов А.В. снят с учета по основанию, не предусмотренному нормами ЖК РФ, а также, что переезд истца из г. Вологды был обусловлен переводом для дальнейшего прохождения службы в иное учреждение уголовно-исполнительной системы РФ, доказательств, что после перевода истец избрал в качестве постоянного места жительства иное муниципальное образование, не представлено, кроме того, принимая во внимание, что право истца на улучшение жилищных условий возникло ранее вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, закон, ухудшающий права гражданина, не может применяться к правоотношениям, возникшим ранее его введения в действие, суд полагает, что решение жилищно-бытовой комиссии ВИПЭ ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным и не соответствует нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах по делу, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 52, 55 ЖК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2011-2015 ░░░░ ░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2013 ░░░░