Решение в окончательной форме
принято 22 ноября 2013г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 18 ноября 2013 года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Чубарь Н.С., с участием прокурора Забродиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1489/2013 по иску прокурора г. Полевского в интересах Коршуновой Н.Г. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по г. Полевскому» о возложении обязанности по обеспечению подписания договора найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Полевского в интересах Коршуновой Н.Г. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения,, к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по г. Полевскому» о возложении обязанности по обеспечению подписания договора найма жилого помещения, мотивируя это тем, что по обращению Коршуновой Н.Г. проведена прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что Коршунова Н.Г., . . . года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать Б.Н.А. лишена родительских прав на основании решения Тальменского районного суда от . . .г., а отец К.Г.И.. умер . . .г.
На основании постановления Главы Полевского городского округа от . . .г. № и приказа Управления социальной политики по г. Полевскому от . . .г. № Коршунова Н.Г. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.
В 2013г. Коршунова Н.Г. окончила обучение в <данные изъяты> в связи с чем у неё возникло право на обеспечение жилым помещением по договору найма социализированного жилого помещения как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Коршунова Н.Г. обращалась в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с заявлением о предоставлении жилого помещения, однако, до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Она не имеет собственного жилья на территории Российской Федерации, проживает в доме, принадлежащем её деду.
Прокурор просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения, установленной в Полевском городском округе, распределить жилое помещение Коршуновой Н.Г.
Также истец просит обязать ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» предоставить переданное ему жилое помещение Коршуновой Н.Г. по договору найма специализированного жилого помещения и обязать ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по г. Полевскому» обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Коршуновой Н.Г., которой распределено жилое помещение, в течение 5 рабочих дней с даты подписания Коршуновой Н.Г. договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры возвратить в ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления.
Истец Коршунова Н.Г. поддержала иск, заявленный в её интересах прокурором.
Представитель ответчика ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной политики по г. Полевскому Мизёва М.А. с иском не согласилась и пояснила, что на орган опеки и попечительства действующим законодательством возложена функция учета лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Коршунова Н.Г. на такой учет была принята. К компетенции Управления социальной политики по г. Полевскому не относится предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан. При поступлении договора найма специализированного жилого помещения Управление выполнит возложенные на него обязанности по подписанию договора истцом. В настоящее время Управление никаких прав истца не нарушило.
Представитель ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной политики по г. Полевскому Лущинская Н.С. иск не признала, доводы Мизёвой М.А. поддержала.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и представитель ответчика ГКУ «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, будучи извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения прокурора, истца, представителей ответчика, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ (Федерального закона от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, … однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Для реализации предусмотренных вышеуказанным законом дополнительных гарантий на жилое помещение необходимо, чтобы заявитель:
-обладал юридическим статусом ребенка-сироты, или ребенка, оставшегося без попечения родителей,
-не имел закрепленного жилого помещения.
-не являлся студентом очного обучения общеобразовательного учреждения и не находился на полном государственном обеспечении.
В соответствии со ст.1 указанного Закона, дети, оставшиеся без попечения родителей – это:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, …, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.4 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п. п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В силу п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (пункт 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (пункт 9).
. . .г. Коршунова Н.Г. обратилась в прокуратуру г. Полевского с заявлением, в котором указала, что её отец К.Г.И. умер . . .г., а мать Б.Н.А. лишена родительских прав решением Тальменского районного суда от . . .г. Её опекуном является бабушка К.Е.Д. с . . .г. она состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В июле 2013г. она закончила обучение в Полевском многопрофильном техникуме и обратилась в Управление социальной политики <. . .> с заявлением о предоставлении жилья, но в этом ей было оказано, поскольку приобретением жилья занимается Министерство строительства и развития инфраструктуры ФИО4 <. . .>. Своего жилья не имеет, проживает в доме, принадлежащем деду.
Согласно копии свидетельства о рождении (л.д. 9), Коршунова Н.Г. родилась . . .г., ей родителями являются К.Г.И. и Б.Н.А.
Из копии постановления администрации р.<. . .> края от . . .г. № (л.д. 14) видно, что опекуном Коршуновой Н.Г. являлась К.Е.Д., поскольку отец К.Г.И. умер . . .г., а мать Б.Н.А. лишена родительских прав решением Тальменского районного суда от . . .г.
Постановлением Главы Полевского городского округа о . . .г. № Коршунова Н.Г. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, что подтверждается копией этого постановления (л.д. 17).
Согласно копии приказа ТОИОГВ «Управление социальной политики по г. Полевскому» от . . .г. № (л.д. 18), Коршунова Н.Г. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фона Свердловской области.
Коршунова Н.Г. проживает по адресу: <. . .>, что подтверждается справкой ОМС «Администрация Полевского городского округа» (л.д. 24).
Жилой дом по <. . .>, в <. . .> принадлежит К.И.И.., что следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от . . .г. (л.д. 23).
Коршунова Н.Г. окончила обучение в <данные изъяты>» <. . .> . . .г., что следует из копии диплом (л.д. 12, 13).
Из письма ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» от . . .г. № Ф-08-2064 следует, что предоставление жилья Коршуновой Н.Г. планируется в 2014г. После обращения истца жилое помещение ей не было предоставлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Коршунова Н.Г. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ней жилья не имелось и не имеется. Обязательства по обеспечению её жилым помещением не исполнены. В связи с этим следует удовлетворить иск к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и обязать его приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Коршуновой Н.Г.
Также подлежат удовлетворению исковые требования к ГКУ «Фонд жилищного строительства» и обязать его предоставить Коршуновой Н.Г. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, приобретенное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и распределенное ей.
Что касается иска о возложении на ТОИОГВ «Управление социальной политики по г. Полевскому» обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Коршуновой Н.Г. и в течение пяти дней возвратить подписанный экземпляр в ГКУ «Фонд жилищного строительства», то они не подлежат удовлетворению, поскольку на настоящий момент какого-либо нарушения прав истца этим ответчиком не установлено: жилое помещение для Коршуновой Н.Г. уполномоченными органами не приобретено, не распределено ей. Такие обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для судебной защиты прав истца. В связи с этим в удовлетворении иска к этому ответчику следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Полевского в интересах Коршуновой Н.Г. удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Коршуновой Н.Г., . . . года рождения.
Обязать Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» предоставить Коршуновой Н.Г. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, приобретенное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и распределенное Коршуновой Н.Г..
В удовлетворении иска прокурора г. Полевского в интересах Коршуновой Н.Г. к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по <. . .>» о возложении обязанности по обеспечению подписания договора найма специализированного жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий