Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1147/2021 ~ М-818/2021 от 09.04.2021

Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2021 года

Дело № 2-1147/2021

УИД: 51RS0021-01-2021-001092-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    12 мая 2021 года              ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

    председательствующего судьи Ревенко А.А.

    при секретаре Павловой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению войсковой части 03123 к Пантус Юрию Анатольевичу о признании утратившим право на регистрацию при войсковой части,

установил:

Истец – войсковая часть 03123 обратилась в суд с иском к ответчику                Пантус Ю.А. о признании утратившим право на регистрацию по месту дислокации войсковой части.

В обоснование исковых требований, а также в судебном заседании представителем истца Беляевой Л.Н. указано, что Пантус Ю.А. проходил военную службу по контракту и согласно записей в домовой книге N 4 войсковой части 03123 под N 218, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ответчик зарегистрирован по месту жительства с 01 июня 2011 года по адресу: Мурманская область, г. Североморск в/ч 03123.

Приказом командира войсковой части 03123 от 13 апреля 2019 года N 22 (по личному составу) Пантус Ю.А. уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы и приказом командира войсковой части 03123 (по строевой части) от 06 мая 2019 года 299-ДД исключен из списков личного состава в/ч 03123 с 14 мая 2019 года.

Поскольку Пантус Ю.А. утратил статус военнослужащего, соответственно ответчик утратил право на регистрацию при войсковой части. Однако, добровольно с регистрационного учета не снимается. Просит учесть, что здания, расположенные на территории войсковой части к категории жилых помещений не относятся, регистрация Пантус Ю.А. по адресу войсковой части была произведена формально, без фактического вселения по указанному адресу. Регистрация ответчика при в/ч 03123, которая является режимной, предоставляет ему право неограниченного доступа на территорию воинской части, чем может быть причинен ущерб государственным интересам.

Со ссылкой на положения Закона Российской Федерации "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года N 5242-1, п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, просит признать ответчика утратившим право на регистрацию по месту жительства при в/ч 03123.

Представитель истца Беляева Л.Н. в судебном заседании также указала, что снятие ответчика с регистрационного учета при в/ч 03123 вызвана необходимостью упорядочить регистрацию военнослужащих (в том числе в связи с представлением данных о зарегистрированных избирателях в участковые избирательные комиссии).

Ответчик Пантус Ю.А. в судебном заседании иск не признал, поскольку жилым помещением по избранному месту жительства не обеспечен, состоит на учете установленным порядком в органах ДЖО Министерства обороны с 12 ноября 2018 года. На день рассмотрения спора в суде жилищная субсидия не выплачена, решение о снятии с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства уполномоченным органом не принималось.

Третье лицо – Отдел по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО                    г. Североморск и г. Островной, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, мнение по иску не представило.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, в период прохождения военной службы по контракту военнослужащий Пантус Ю.А. в соответствии с положениями ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с 01 июня 2011 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: Мурманская область, г. Североморск в/ч 03123, что подтверждается выпиской из домовой книги N 4 войсковой части 03123 под N 218.

Приказом командира войсковой части 03123 от 13 апреля 2019 года N 22 (по личному составу) Пантус Ю.А. уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы и приказом командира войсковой части 03123 (по строевой части) от 06 мая 2019 года 299-ДД исключен из списков личного состава в/ч 03123 с 14 мая 2019 года.

Выслуга лет к моменту увольнения составила 24 года 1 месяц (календарная).

В связи с тем, что Пантус Ю.А. утратил статус военнослужащего, сторона истца полагает, что ответчик утратил право на регистрацию при в/ч 03123 и просит признать его утратившим право на регистрацию по месту дислокации войсковой части.

Однако, суд полагает доводы истца необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законам и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для каждого военнослужащего исходя из положений статьи 15 указанного Федерального закона гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы, а также при увольнении с военной службы при определенных условиях (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, с учетом продолжительности военной службы) по месту увольнения с военной службы либо по избранному месту постоянного жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Таким образом, исходя из смысла приведенной нормы, военнослужащий и члены его семьи могут быть по его просьбе зарегистрированы по адресу воинской части по месту прохождения военной службы до получения жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом.

На основании указанных положений Закона ответчик осуществил регистрацию по месту жительства при в/ч 03123 в 2011 году.

В период прохождения военной службы в в/ч 03123 и вплоть до своего увольнения Пантус Ю.А. не был обеспечен служебным жилым помещением для постоянного проживания, до предоставления которого у него имелась гарантия реализации права на осуществление регистрации по месту жительства по адресу дислокации воинской части, что сторонами по делу не подвергалось сомнению. При этом, по сообщению ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации N 1/2-3/163 от 27 ноября 2018 года, Пантус Ю.А. 12 ноября 2018 года принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения – жилищная субсидия по месту прохождения военной службы.

В связи с чем, доводы представителя истца о том, что основания увольнения Пантус Ю.А. с военной службы не предусматривают право на обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, суд полагает не состоятельными, данными без учета имеющейся у ответчика выслуги лет во взаимосвязи с требованиями ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", а также факта признания компетентными органами, ведающими вопросами реализации жилищных прав лиц, уволенных с военной службы, у ответчика права на получение жилья по избранному месту жительства после его увольнения с военной службы.

Сведений об обеспечении Пантус Ю.А. жилищной субсидией на момент рассмотрения спора в суде не представлено, соответственно статус "очередник" им сохраняется.

Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени Пантус Ю.А. в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" жилым помещением по избранному месту жительства не обеспечен, следовательно, его право на получение жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства не реализовано.

В связи с чем, исходя из правовых положений, закрепленных в ч. 3 ст. 15 указанного Закона, оснований для признания ответчика утратившим право на регистрацию по месту жительства при в/ч 03123 не имеется.

    При этом, суд также принимает во внимание следующее.

    Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, согласно Закону Российской Федерации N 1541-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей. Каждому гражданину Российской Федерации гарантировано право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, ограничение которого допускается только на основании закона.

Регистрация по месту пребывания или месту жительства является не только правом, но и обязанностью гражданина Российской Федерации. Вместе с тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно указанному Закону регистрационный учет является актом свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, он не носит разрешительного характера и не приводит к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Следовательно, регистрация является лишь предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

г) признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда;

з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, – на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни – на основании заявления гражданина в письменной форме;

к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, – на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подобных оснований судом не установлено.

Доводы представителя истца о том, что наличие регистрации при воинской части, предоставляет ответчику право неограниченного доступа на территорию воинской части, суд находит ошибочным, поскольку в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, пропуск на территорию воинской части, осуществляется исключительно по пропускам (разовым или постоянным).

Также при разрешении спора суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Постановлении от                  02 февраля 1998 года N 4-П, о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля              1995 года N 713.

На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований за необоснованностью.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска войсковой части 03123 к Пантус Юрию Антоновичу о признании утратившим право на регистрацию при войсковой части – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                                                   А.А. Ревенко

2-1147/2021 ~ М-818/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
войсковая часть 03123
Ответчики
Пантус Юрий Антонович
Другие
Отдел по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Ревенко А.А.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2021Передача материалов судье
15.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее