Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 декабря 2012 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Насоновой Ю.А.,
с участием истца Галстукова С.А.,
представителя истца – адвоката Медведева Э.В., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика- администрации Красноборского сельского поселения –
Ересова В.Н., действующего на основании Устава и распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Игроковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галстукова С.А. к администрации Красноборского сельского поселения об обязании признать нуждающимся в улучшении жилищных условий с даты обращения,
у с т а н о в и л :
Галстуков С.А. обратился в суд с указанным иском. В заявлении указал, что является инвалидом 3 группы, имеет статус ветерана боевых действий. Проживает в составе семьи из пяти человек в ветхом и аварийном жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением к главе Каршевской сельской администрации З о предоставлении ему жилого помещения. Данное заявление хранится у ответчика, являющегося правопреемником Каршевской сельской администрации. В <данные изъяты> году Каршевская сельская администрация предлагала ему варианты улучшения жилищных условий, но они ему не подходили. По его обращению решение принято не было, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий его не поставили. В дальнейшем на основании его обращения от ДД.ММ.ГГГГ его признали нуждающимся в улучшении жилищных условий. Как участник боевых действий в Афганистане он имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Однако по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ его не признали нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем он не может получить соответствующие меры социальной поддержки. Жилищные условия с ДД.ММ.ГГГГ у него не изменились, жилое помещение ему необходимо приобрести за счет федеральных средств на территории <адрес>, так как он нуждается в профессиональной медицинской помощи Пудожской ЦРБ. Просил обязать администрацию Красноборского сельского поселения Пудожского муниципального района признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий с даты его обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец требования изменил, просил обязать ответчика признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ: с момента утверждения постановлением Каршевской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ очереди на получение жилья, в которую он включен. Пояснил, что первоначально с женой и дочерью проживали в <адрес> в квартире, состоящей из комнаты и кухни, адрес не помнит. Затем, в каком году не помнит, переехали на <адрес> к теще, в двухкомнатную квартиру. Там проживали теща с сыном, он с женой и дочерью. В настоящее время живет по <адрес>, с какого времени, не помнит. Жилье является ветхим. До <данные изъяты> года он состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с какого времени, не знает, так как всеми документами занималась супруга. Заявление от ДД.ММ.ГГГГ он писал, что на него ответили, не знает. Ему неизвестно о том, чтобы принималось решение о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на строительство жилья ему не выделяли, земельный участок под строительство дома не предоставляли.
Представитель истца Медведев Э.В. поддержал измененные требования истца. Пояснил, что для получения мер социальной поддержки истцу необходимо, чтобы он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с даты ранее ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ истец был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением от <данные изъяты> года также утвержден список очередников, в котором указана фамилия истца. В <данные изъяты> году Галстуков поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, видимо, глава поселения хотел привести документы в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика Ересов В.Н. пояснил, что по сути требований он возражений не имеет, но не знает, как решение суда в случае удовлетворения иска может быть исполнено, поскольку они не смогут собрать для Министерства пакет документов на дату признания Галстукова нуждающимся в улучшении жилищных условий. Деревня <адрес> ранее входила в состав Каршевской волости, а затем Каршевской сельской администрации. Администрация Красноборского поселения является их правопреемником, функционирует с 2006 года. Ранее в д. <адрес> не было улиц. Для получения гражданами сертификатов на получение жилья они собирают пакет документов и предоставляют его в Министерство здравоохранения и социального развития. Документы в отношении Галстукова С.А. в Министерство не направлялись, так как у них отсутствуют документы, обосновывающие постановку его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату его обращения. Они посчитали такое направление бесполезным, тем более истец менял адрес проживания. Решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий они не принимали. Список очередников в 2006 году они утвердили, взяв имевшийся ранее список Каршевской сельской администрации. При передаче дел от Каршевской сельской администрации документы по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии, были им переданы в неполном объеме. Так, не было заявлений, имелась лишь часть актов обследования жилых помещений, по д. <адрес> не передавались учетные дела. Сейчас ими наведен порядок в этой сфере, заведены учетные дела. По такому заявлению, как было подано истцом ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилья, в настоящее время они бы человека на учет нуждающихся не поставили. Считает, что в <данные изъяты> году истец фактически являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и до сих пор он свои жилищные условия не улучшил. Какие – либо документы о состоянии жилых помещений, занимаемых истцом в д. <адрес> в разные периоды (<адрес>; <адрес>; <адрес>), о предоставлении их истцу в администрации отсутствуют.
Представитель третьего лица- Министерства здравоохранения и социального развития РК в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Просил рассматривать дело без его участия.
В суд предоставил отзыв, согласно которому в соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года. Обеспечение жильем ветеранов боевых действий осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Карелия № 241-П от 13.09.2011 года, на основании единого по Республике Карелия списка граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных образований РК. На основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, Министерство составляет единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяет граждан- кандидатов на обеспечение жильем исходя из объема субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан в текущем году, на основании единого списка. Истец отсутствует в списках граждан, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставленных Министерству администрацией Красноборского сельского поселения.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 год «О ветеранах» меры социальной поддержки предоставляются, в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 6, п. 11 ст. 23.2 указанного закона форма предоставления указанных мер социальной поддержки, определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РК № 241-П от 13.09.2011 года «О предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» мер социальной поддержки по обеспечению жильем», обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также граждан, относящихся к указанной в части 2 статьи 1 Закона категории ( в том числе, ветеранов боевых действий), осуществляется в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения (далее - субсидия).
В соответствии с п. 4 Порядка Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерство) на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, составляет единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в случае совпадения дат постановки на учет - в алфавитном порядке.
Далее, согласно п. 5 Порядка, межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Комиссия), определяет граждан - кандидатов на обеспечение жильем исходя из объема субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан в текущем году, на основании единого списка, указанного в пункте 4 настоящего Порядка.
Как установлено в судебном заседании, Галстуков С.А. имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается свидетельством серии <данные изъяты> номер №, выданным <адрес> военкоматом ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по адресу: <адрес>
<адрес> (копия паспорта, справка администрации Красноборского поселения от ДД.ММ.ГГГГ), и в настоящее время фактически проживает по данному адресу. Вместе с ним зарегистрированы Г (мать), Н (жена), А (дочь), Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (внучка).
Заключением межведомственной комиссии б/н от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное в доме № по ул. <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания.
Постановлением главы Красноборского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Галстуков С.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, присвоен порядковый номер- №.
Постановлением управляющей Каршевской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена очередь на получение жилья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В указанную очередь включен Галстуков С.А.
Постановлением главы Красноборского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена очередь на улучшение жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В указанный список также включен Галстуков С.А.
Таким образом, ранее Галстуков С.А. уже был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным на то органом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из объяснений представителя ответчика, истца, показаний свидетеля Н, администрацией Красноборского сельского поселения решение о снятии Галстукова С.А. с учета не принималось.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что Галстуков С.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, по крайней мере, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Затем ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красноборского сельского поселения список очередников переутвержден, в него также включен Галстуков С.А. Это свидетельствует о том, что Каршевской волостью либо Каршевской сельской администрацией решение о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий также не принималось.
Кроме того, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что Галстуков С.А. и фактически являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени.
Так, согласно данным похозяйственных книг, Галстуков С.А.был зарегистрирован в д. <адрес> (без указания улицы и номера дома) ДД.ММ.ГГГГ. Далее ДД.ММ.ГГГГ истец снят с регистрации и в этот же день зарегистрирован по адресу : <адрес>. Затем ДД.ММ.ГГГГ Галстуков С.А. зарегистрирован: <адрес>.
Из показаний свидетеля Н следует, что брак с Галстуковым С.А. заключен ДД.ММ.ГГГГ. Сначала она с истцом проживала у своей мамы по <адрес>. Затем матери истца предоставили квартиру по <адрес>. Жилищные условия там были плохие, жилье- ветхим. Через какое-то время ее мать пригласила их пожить к себе на <адрес>. По этому адресу они прописались, так как это было нужно для того, чтобы оформить субсидии на оплату жилья. В <данные изъяты> году после смерти отца мужа они переехали на <адрес>. Они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но с какого момента, ей неизвестно. В администрацию она неоднократно обращалась с заявлениями об улучшении жилищных условий. Как писать заявления, ей не объясняли. В <данные изъяты> году их поставили на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотя они стояли в очереди раньше. Решение о снятии их с учета не принималось. Им предлагали жилое помещение в п. <адрес>, но они отказались, так как там нет работы для нее и мужа, поэтому они не смогут платить за трехкомнатную квартиру. У мужа имеется травма <данные изъяты>, его хотели направить для лечения в <адрес>.
Свидетель М пояснила, что ее дочь с мужем первоначально жили по <адрес>, номер дома она не знает. Квартиру предоставил совхоз матери Галстукова С.А. Печи в квартире топились плохо, сам дом по окна ушел в землю. В <данные изъяты> году у нее умер муж, и она позвала дочь с зятем к себе - в квартиру № дома № по <адрес>, так как проживать в их квартире было невозможно. На какой срок они переезжают к ней, ими не оговаривалось. Кроме нее в квартире также проживал ее сын С. Квартира муниципальная, состоит из трех комнат и кухни, располагается в одноэтажном бревенчатом доме. Технического паспорта на дом нет. Сначала дочь с мужем и внучкой жили у нее в доме без регистрации, но впоследствии зарегистрировались, так как это было необходимо для получения субсидии на оплату жилья. После смерти отца Галстукова С.А. они переехали на <адрес>. Дом там старый, окна еле держатся, комнаты маленькие. Зять с дочерью длительное время состоят в очереди на улучшение жилищных условий, все это время старались получить жилье.
Свидетель Ш пояснил, что Галстуков С.А. на <адрес> проживал в доме напротив. Жилое помещение у истца состояло из кухни и комнаты, дом врос в землю по окна. Галстуков С.А. проживал там, по крайней мере, до <данные изъяты> года.
Таким образом, как установлено в судебном заседании, на ДД.ММ.ГГГГ Галстуков С.А. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Какие-либо документы о предоставлении ему данного жилого помещения отсутствуют.
Согласно имеющемуся в материалах учетного дела Галстукова С.А. акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу установлено, что занимаемое жилое помещение в доме совхоза «Онежский» состоит из одной комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Комната изолированная в одноэтажном доме. Дом деревянный, ветхий, аварийный. Комната темная, сырая. Благоустройство в доме отсутствует. Нанимателем является Галстуков С.А. На данной жилой площади проживают :
Галстуков С.А., Н (жена <данные изъяты> года рождения), А (дочь <данные изъяты> года рождения). По заключению комиссии нуждается в постановке в очередь на жилое помещение на жилье из-за аварийного состояния дома.
Данный акт обследования жилого помещения согласуется с объяснениями истца, показаниями свидетелей Н, М, Ш о состоянии жилого помещения.
Из показаний свидетеля М следует, что фактически с <данные изъяты> года истец с дочерью проживал у нее по <адрес>, поскольку проживание в их квартире было невозможно. Вместе с тем суд приходит к выводу, что основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не отпали. Проживание в квартире свидетеля фактически было вынужденным, поскольку свое жилье являлось непригодным для проживания. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец сохранял регистрацию по месту жительства по указанному адресу, то есть от права пользования на жилое помещение не отказывался. Перерегистрировался он по адресу матери жены лишь ДД.ММ.ГГГГ, при этом такая перерегистрация была вызвана стремлением получить субсидию на оплату жилья. На временный характер его проживания у свидетеля указывает также и тот факт, что когда у истца появилась возможность, он выехал с семьей для проживания в другое жилое помещение: по <адрес>.
Согласно п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР, утвержденных Постановлением Совета Министров Карельской АССР и Карельским областным советом профсоюзов № 83 от 04.04.1988 года, действовавших на 26.09.2001 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 квадратных метров и менее. Учетная норма для лиц, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 24 Правил) и членов их семей принималась на один квадратный метр больше соответствующей нормы, установленной в районе, городе для остальных граждан. В силу п. 24 Правил право на первоочередное получение жилья имели лица, принимавшие участие в боевых операциях по защите СССР и выполнявшие интернациональный долг.
Семья Галстукова С.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояла их трех человек: он, супруга Н, дочь А, <данные изъяты> года рождения, что подтверждается объяснениями истца, показаниями свидетеля Н, а также имеющейся в учетном деле истца справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Каршевской сельской администрацией.
Таким образом, семья истца была обеспечена жилой площадью ниже установленной действовавшим на тот момент законодательством учетной нормы на человека. Кроме того, жилое помещение в доме № по <адрес> состояло из одной комнаты. В соответствии с п.п. «з» п. 7 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в семьях, в которых имеются лица разного пола старше 7 лет (кроме супругов), проживающих в одной комнате или однокомнатной квартире, в домах государственного или общественного жилищного фонда, независимо от размера занимаемой жилой площади.
Следовательно, Галстуков С.А. и фактически являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С указанного времени истец свои жилищные условия не улучшил, жилье ему не предоставлялось, и в настоящее время он проживает в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для постоянного проживания.
То обстоятельство, что органом местного самоуправления не велся надлежащим образом учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не сохранились учетные дела и заявления граждан о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, не является основанием для лишения истца гарантированных государством мер социальной поддержки, так как его вина в этом отсутствует.
Признание Галстукова С.А. в <данные изъяты> году нуждающимся в улучшении жилищных условий не отменяет тот факт, что он ранее уже был признан лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий и с учета не снимался. Как следует из объяснений представителя ответчика, сделано это было с целью оформить правоотношения сторон в соответствии с требованиями действующего законодательства. Для истца имеет юридическое значение факт постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года. Возможность подтвердить данный факт во внесудебном порядке у Галстукова С.А. отсутствует.
В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно Уставу Красноборского сельского поселения территория Красноборского сельского поселения включает в себя, в том числе, и д. <адрес>. Следовательно, администрация Красноборского сельского поселения является правопреемником ранее действовавших органов местного самоуправления, полномочия которых распространялись на указанный населенный пункт, поэтому она - надлежащий ответчик по делу. Факт правопреемства признается и представителем ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск Галстукова С.А. удовлетворить. Обязать администрацию Красноборского сельского поселения Пудожского муниципального района Республики Карелия признать Галстукова С.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме вынесено 5 декабря 2012 года.
Судья подпись Насонова Ю.А.
Копия верна: судья Насонова Ю.А.