Дело № 2-725/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2016 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.И.,
при секретаре Курцевич И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаева СИ к администрации г. Канска Министерству образования Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Николаев С.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Канска, Министерству образования Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения. Свои требования истец мотивирует тем, что он относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его мать - ФИО2 умерла в 1993 г., запись об отце в свидетельстве о рождении, была произведена на основании заявления матери. Его опекуном была назначена ФИО3, которая с 2001г. постоянно проживала с ним в с. Ванавары Эвенкийского муниципального района Красноярского края. С 2009 года он с семьей проживает в г. Канске, при этом не имеет жилого помещения, предоставленного либо на условиях социального найма либо в собственность. Так как в установленном порядке, до достижения установленного возраста, он не был поставлен Министерством образования Красноярского края на учет в качестве нуждающегося в жилье, не мог своевременно обратиться с соответствующим заявлением в администрацию г. Канска, в связи с чем не был включен в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в возрасте до 23 лет. Истец просит обязать ответчиков администрацию г. Канска и Министерство образования Красноярского края предоставить ему жилое помещение для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, по договору найма специализированных жилых помещений, не ниже установленной нормы предоставления – 33 кв.м.
В судебном заседании истец Николаев С.И. полностью поддержал предмет и основания заявленного иска.
Представитель администрации г. Канска по доверенности Неретина Е.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Присутствующая ранее в судебном заседании, суду поясняла, что исковые требования являются незаконными, так как Николаев С.И. не включен в соответствующий список Министерства образования Красноярского края. Кроме того, истцом пропущен срок обращения за судебной защитой, в исковом заявлении нет просьбы о восстановлении срока.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства МКУ «УО администрации г. Канска» Кисельман Т.Н., в суде не возражала против удовлетворения исковых требований Николаева С.И., суду пояснила, что право на предоставление жилого помещения истцом не использовалось.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем имеется соответствующее ходатайство.
Суд в силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав истца, представителя третьего лица, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из преамбулы, а также статьи 1 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Суд учитывает, что поскольку истцу 23 года исполнилось 01.10.2011г., то соответственно наличие у него права на меры социальной поддержки возникли на основании действовавшего до 01.01.2013 года законодательства.
Действовавшие до 01.01.2013 года пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01.01.2013 изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 г. № 12-961(в ред. 20.12.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 5 Закона, формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона, поступившие в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, рассматриваются краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - комиссия), на заседании, ближайшем после поступления документов в полном объеме. Решение о включении в список (об отказе во включении в список) лиц принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии. Включение в список осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. Предоставление жилых помещений лицам осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Пункт 5 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, из системного анализа норм как действующего, так и ранее применявшегося законодательства, предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений (посредством письменного обращения в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении).
По достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Между тем, как установлено в суде Николаев С.И. (до перемены фамилии -ФИО6 ) 01.10.1988г. рождения, действительно относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так как его мать - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти, а запись об отце произведена на основании заявления матери, что подтверждается справкой о рождении (л.д. 16,21).
В период с 14.11.1995г. над Николаевым (Желтовским) С.И. была установлена опека, его опекуном назначена ФИО7,(ФИО3), что подтверждается копиями соответствующих постановлений об учреждении опеки, находящихся в личном деле Николаева С.И.(л.д. 80,82,83)
При этом суд находит также установленным, что за Николаевым С.И. жилое помещение не закреплялось, и не предоставлялось по постоянному месту жительства.(л.д.101) Согласно сведений филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» от 10.02.2016 г. № 1-6/01694, сведения о зарегистрированных правах Николаева (ФИО11) С.И. и ФИО2 на объекты недвижимости, расположенные на территории Красноярского края отсутствуют (л.д. 96-97).
Как следует из ответа администрации г. Канска, Николаев С.И., с вопросом о постановке его на учет обращался в администрацию г. Канска, 27.08.2015г., 07.09.2015г. администрацией г. Канска истцу был дан ответ о том, что оснований для направления его заявления в Министерство образования Красноярского края не имеется, так как Николаев С.И. достиг возраста свыше 23лет.(л.д.10)
10.09.2015 года Николаев С.И. обратился в Канскую межрайонную прокуратуру с заявлением о нарушении жилищных прав как лица, ранее относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из материалов надзорного производства № 3477ж-2015., Николаев С.И. относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до 23 возраста в Министерство образования Красноярского края с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье не обращался и на учете не состоит.
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания № 31658 от 25.12.2015 г. Николаев С.И. зарегистрирован по адресу: <адрес> 24.12.2015 г. по 24.12.2016 г. (л.д.9).
При этом, как пояснял в суде истец Николаев С.И., после смерти матери, он переехал жить к своей тёте (опекуну) на Украину в г. Дмитровский Донецкой области, где жил до 2001 года. В 2001 году переехал с опекуном в <адрес>4, где имел постоянную регистрацию по месту жительства. До 2007 года учился и жил в п. Ванавары. В 2007 году без снятия с регучета приехал в г. Иркутск, где учился два месяца, а потом приехал на учебу в г. Красноярск при этом регистрацию по месту фактического проживания не оформлял, был постоянно зарегистрирован в п. Ванавары. В 2009 году переехал в г. Канск, 22 октября 2013 года он снялся с регистрационного учёта в п. Ванавары, с 1 августа 2014 года временно был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в настоящее время проживает в г. Канске. В 2012 году он устно обращался в отдел опеки п. Ванавары, где ему поясняли, что квартиру могут дать только в п. Богучаны, где она ему не была нужна. После переезда в г. Канск, он обратился в отдел опеки г. Канска, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Вместе с тем, факта обращения Николаева С.И. для решения вопроса о постановке его на учет для получение жилого помещения в льготном порядке, ранее 2015г., а также в 2009г., истцом в суд не представлено.
Таким образом, разрешая требования Николаева С.И., суд исходит из того, что за реализацией своего права на получение жилого помещения в льготном порядке и о включении в список названной категории граждан он обратился в возрасте 27 лет, до достижения возраста 23 лет с требованием о внеочередном предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет как лица, оставшегося без попечения родителей и подлежащего внеочередному обеспечению жилым помещением, в органы местного самоуправления не обращался.
Уважительных причин, препятствующих Николаеву С.И. своевременно реализовать право на предоставление ему вне очереди жилого помещения, судом не установлено, заявления о восстановлении срока в судебное заседание от истица не поступило.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих невозможность обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, истцом не представлено, а тот факт что он и его опекун ФИО3 на знали о наличии такого права, суд не может принять во внимание, так как законом предусмотрен заявительный порядок постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а кроме того, по достижении совершеннолетия Николаев С.И. имел возможность самостоятельно получить соответствующую информацию, так как информация об обеспечении жильем детей-сирот является общедоступной и освещается в СМИ, то есть истец мог своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет, однако этого не сделал. Сама по себе правовая неграмотность истца, не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением
Таким образом, поскольку предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, Николаев С.И. не обращался в органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет, то есть истец не реализовал свое право на предоставление жилого помещения, в связи с чем суд находит, что данное право им утрачено.
На основании изложенного, суд находит, что исковые требования Николаева С.И. к администрации г. Канска не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Николаева СИ к администрации г. Канска, Министерству образования Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Л.И. Соколова