Решение по делу № 3а-85/2020 от 14.02.2020

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

                                          Дело № 3а-85/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                1 июня 2020 года                                        г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи                      Шубина Д.В.

при секретаре                                                      Горенко Т.С.,

с участием прокурора                                          Большаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Воробьева Александра Николаевича об оспаривании нормативных актов Генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части,

УСТАНОВИЛ:

Воробьев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что на основании свидетельства о праве собственности на землю, выданного 21 апреля 1999 года Горкомземом г. Калининграда, является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 674 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения коллективного садоводства. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , общей площадью 70 кв.м., также принадлежащий административному истцу на праве собственности. В соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Калининград», утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, а также Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, земельный участок относится к зоне с особыми условиями использования территории Н-2 - «Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса», что в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» относится к зоне строгого режима. Согласно п. 3.2.1.2 указанного СанПина в указанной зоне не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий. Зона Н-2 канала «Питьевой» в районе ул. М. г. К. охватывает значительную часть территории с жилой застройкой. Как следует из выписки из ЕГРН, в отношении земельного участка КН не установлено каких-либо ограничений. Зона с особыми условиями использования территории Н-2 обозначена в оспариваемых нормативных актах с нарушением требований действующего законодательства, так как проект организации зон санитарной охраны поверхностных водоисточников и сооружений Калининградского водопровода на разработан, с органами государственного эпидемиологического надзора не согласованы и органами исполнительной власти Калининградской области не утверждены границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе канала «Питьевой». Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны в особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства. Незаконное установление зоны с особыми условиями использования территории Н-2 с включением в нее земельного участка нарушает права административного истца. Просит признать недействующими Генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части установления границы зоны Н-2 – «Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса» в пределах земельного участка кадастровым номером общей площадью 674 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Административный истец Воробьев А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Его представитель Утивалеев С.А., будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика городского Совета депутатов г. Калининграда Яковенко Ю.А. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Как следует из ее пояснений и письменных возражений, материалы по обоснованию генерального плана, к которым относится Карта ограничений градостроительной деятельности и комплексного анализа территории, не является утверждаемой частью Генерального плана, в связи с чем не может быть оспорена в порядке, установленном главой 21 КАС РФ. В 2020 году в Генеральный план, утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года внесены масштабные изменения, в связи с чем надлежащим ответчиком является Правительство Калининградской области, а не Совет депутатов г. Калининграда.

Заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, администрация ГО «Город Калининград», Агентство по архитектуре, градостроению, и перспективному развитию Калининградской области, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, Правительство Калининградской области, ГП КО «Водоканал», будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, об отложении дела не ходатайствовали.

    Согласно письменному отзыву администрации ГО «Город Калининград», последняя возражает относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований. В обоснование указывает на то, что в силу ч. 8 ст. 26 Федерального закона №342-ФЗ от 3 августа 2018 года до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года, в том числе, решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения. Таким решением является СанПин 2.1.4.1110-02. Оспариваемые границы зоны Н-2 установлены в соответствии с минимальными размерами, предусмотренными данными СанПин.

    Управление Роспотребнадзора по Калининградской области в соответствии с отзывом полагает необходимым в удовлетворении требований Воробьева А.Н. отказать. В настоящее время проект санитарной зоны охраны источников водоснабжения г. Калининграда не разработан, заключение центра санитарно-эпидемиологического надзора не выдавалось. За нарушение требований санитарного законодательства ГП КО «Водоканал» неоднократно привлекалось к административной ответственности. Между тем, в силу п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.

Из отзыва Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области следует, что зоны санитарной охраны на земельном участке КН не установлены.

        Выслушав пояснения представителя административного ответчика,     исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости удовлетворить административный иск, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

Город Калининград – муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года №397.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

Генеральный план городского округа «Город Калининград» принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа «Город Калининград» - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты «Гражданин №33-с от 15 июля 2016 года; Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты «Гражданин №1 от 9 января 2019 года.

Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Установлено, что Воробьев А.Н. в соответствии со свидетельством о праве собственности на землю, выданным 21 апреля 1999 года Горкомземом г. Калининграда на основании постановлений Мэра г. Калининграда от 12.11.1998 г. №3711, от 05.02.1999 №330, является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 674 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения коллективного садоводства. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , общей площадью 70 кв.м., также принадлежащий административному истцу на праве собственности.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН, свидетельством о праве собственности.

Земельный участок КН на карте ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа территории, относящейся к материалам по обоснованию Генерального плана городского округа «Город Калининград», и карте границ зоны с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», отражен в границах I пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, что подтверждается фрагментами Карты ограничений градостроительной деятельности и комплексного анализа территории и Карты границ зоны с особыми условиями использования территории, соответственно.

Вопреки позиции представителя Совета депутатов г. Калининграда, изменения в материалы по обоснованию Генерального плана городского округа «Город Калининград» Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года не вносились, в связи с чем необходимость в привлечении Правительства Калининградской области в качестве соответчика по настоящему делу отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, помимо иных, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).

Таким образом, материалы по обоснованию генерального плана в виде карт, в том числе отражающие зоны с особыми условиями использования территорий, являются неотъемлемой частью генерального плана.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Пунктом 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

        На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).

В силу части 3 статьи 4 ГрК РФ в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также водное законодательство.

Частью 2 статьи 43 Водного Кодекса РФ установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. В силу п. 3 этой же статьи использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В п. 5 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (в редакции, действующей с 3 августа 2018 года). Согласно прежней редакции закона, действовавшей на момент утверждения оспариваемых нормативных актов, границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Таким образом, как ныне действующая, так и предыдущая редакция Закона №52-ФЗ относят установление границ ЗСО к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.

В соответствии с п.п. 1.4 и 1.5 СанПин 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации санитарной зоны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.п. 1.6 и 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02).

Таким образом, вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства.

В картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки отображение границ I пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам, что подтверждается, в частности, позицией Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, отраженной в отзыве. Нормативный правовой акт органа исполнительной власти Калининградской области, устанавливающий в городском округе "Город Калининград" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует.

Поскольку Генеральный план городского округа «Город Калининград» и Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к зоне с особыми условиями использования территории Н-2, в данной части они подлежат отмене

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Воробьева Александра Николаевича удовлетворить.

Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:

Генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225 в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности и комплексного анализа территории границы зоны с особыми условиями использования территории Н-2 – «Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса» в границах земельного участка с кадастровым номером ;

Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части отображения на Карте границ зоны с особыми условиями использования территории Н-2 – «Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса» в границах земельного участка с кадастровым номером .

Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ «Город Калининград».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 5 июня 2020 года.

Судья                            Д.В. Шубин

3а-85/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Калининградской области
Воробьев Александр Николаевич
Ответчики
Городской Совет Депутатов г.Калининграда
Другие
Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области
ГП КО Водоконал
Утивалеев Сергей Александрович
Управление Роспотребнадзора по Калининградской области
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
Администрация ГО"Город Калининград"
Правительство Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Шубин Денис Валерьевич
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
14.02.2020Регистрация административного искового заявления
14.02.2020Передача материалов судье
17.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.03.2020Предварительное судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
25.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Судебное заседание
05.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2020Дело оформлено
01.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее