Судья: Семенов Н.С. Дело № 33-17264/20
(2-740/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 июля 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова А.Н.,
судей Старосельской О.В., Онохова Ю.В.,
по докладу судьи Старосельской О.В.,
при помощнике судьи Данилине Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в г. Новороссийске Кафаровой Т.А. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска от 3 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегияУ С Т А Н О В И Л А:
Перехрест О.А. обратилась в суд с иском к УСЗН министерства труда и социального развития Краснодарского края в г. Новороссийске об оспаривании решения.
В обоснование заявленных требований, что она является пенсионеркой по возрасту и ей назначена пенсия по старости в размере 6 601 руб. Иных источников дохода у нее не имеется. <Дата> через МФЦ она подала в управление социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Краснодарского края в г. Новороссийске заявление о предоставлении ей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, приложив справку о составе семьи, копию паспорта, согласие супруга, реквизиты банка, квитанцию по оплате по ЖКУ, свидетельство о праве собственности на квартиру и другие документ согласно приложению. Просила признать незаконным решение УСЗН от <Дата> <№..> об отказе Перехрест О.А. в назначении субсидии на жилье и коммунальные услуги и обязать ответчика сообщить Перехрест О.А. какие именно документы ею не были предоставлены для назначения субсидий по жилищно-коммунальные услуги и назначить истцу субсидии на жилье и коммунальные услуги, а также взыскать с ответчика понесенные по делу судебные расходы.
Обжалуемым решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 3 марта 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
Судом постановлено: обязать Управление социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Краснодарского края в г. Новороссийске в течение пяти дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, направить Перехрест О.А. письменное сообщение с указанием недостающих, к ранее представленным ею <Дата>, документов, необходимых для принятия решения о предоставлении ей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
В остальной части исковые требования Перехрест О.А. оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и норм процессуального права, отказав в удовлетворении требований истицы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителя управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в гор. Новороссийске Кафарову Т.А., представителя Перехрест О.А. – Перехрест С.Ю., судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене по доводам жалобы.
На основании ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации установлен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761.
Согласно п. 8 Правил для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов: а) копии документов подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Пунктом 10 Правил запрещено требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 Правил.
Пунктом 32 Правил установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Из материалов дела, в частности из справки, выданной УПФР по г. Новороссийску <Дата>, истице установлена страховая пенсия по старости с <Дата> бессрочно, в размере 6 601,58 руб.
Материалами дела установлено, что истицей в МФЦ было подано заявление установленного образца для назначения субсидии по ЖКУ с приложением следующих документов: документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования жилым помещением; документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги; документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи; паспорт; справка о составе семьи; свидетельство о заключении брака; реквизиты; лист записи.
Стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению на территории Краснодарского края государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок взаимодействия органов социальной защиты населения Краснодарского края, их должностных лиц с заявителями и многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в процессе предоставления государственной услуги, регламентированы Административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденным приказом министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края от 30.12.2013 г. №1674.
Согласно п. 2.6.1 Административного регламента, для предоставления государственной услуги граждане предоставляют в управление социальной защиты населения по месту жительства в том числе с использованием Регионального портала, либо через МФЦ следующие документы: заявление (приложение 1), форма которого размещена на информационных стендах в управлениях социальной защиты населения, а также на Едином и Региональном порталах; копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения; документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении во-проса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной ими системы налогообложения; документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; в случае обращения за предоставлением субсидии на новый период - документы или их копии, подтверждающие фактические расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии; копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
В соответствии с п. 2.3.1 указанного Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: принятие решения о предоставлении государственной услуги; принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в силу п. 2.10.3 Административного регламента являются: несоответствие условиям предоставления государственной услуги, указанным в подразделе 1.2 Регламента, а также не предоставление заявителем полного пакета необходимых документов.
На основании п. 2.4.3 Административного регламента, в случае принятия решения об отказе в назначении государственной услуги, управлением социальной защиты населения заявителю направляется уведомление в письменной форме в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления и необходимых документов, с указанием оснований для отказа.
Решением УСЗН от <Дата> Перехрест О.А. отказано в начислении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине не предоставления получателем полного пакета необходимых документов. Причиной отказа УСЗН в назначении субсидии Перехрест О.А. послужило оформление заявления не по установленной форме, а также не предоставление паспорта супруга и копии трудовой книжки.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Перехрест О.А. не является специалистом по вопросам оформления документов, необходимых для получения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и, в силу пенсионного возраста, относится к менее защищенной категории лиц, в связи с чем, ответчиком нарушены ее права на получение данной субсидии, поскольку, без указания перечня документов, необходимость предоставления которых связана с принятием решения о предоставлении субсидии, заявитель лишен возможности реализовать свое право на получение субсидии установленной законом.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание за необоснованностью, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают содержащиеся в решении суда выводы, были исследованы судом первой инстанции, им дана верная оценка.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не могут служить поводом к отмене решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания результата оценки доказательств неправильным судебная коллегия по гражданским делам не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда г. Новороссийска от 3 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в г. Новороссийске Кафаровой Т.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: