Мировой судья судебного участка № 3, Жалоба № 12-118/13
Железнодорожного района г. Ульяновска
Р Е Ш Е Н И Епо жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Ульяновск 11 октября 2013 г.
Судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска
Морозова Т.В., при секретаре Егоровой Н.В.,
рассмотрев жалобу представителя ООО «Спецремстрой» Лазаревой М.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Ульяновска от 18 сентября 2013 года, по которому
Общество с ограниченной ответственностью «Спецремстрой», юридический адрес: <адрес>, ранее не привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей,
у с т а н о в и л а:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Ульяновска от 18.09.2013 г. ООО «Спецремстрой» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.16 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно:
- руководитель организации не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ,
- организацией (владельцем опасного производственного объекта) не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или с аварийно- спасательными формированиями,
- отсутствуют резервы финансовых средств и материальных ресурсов, включающих продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы для чрезвычайных ситуаций,
- номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации не определены,
- работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты,
- для обеспечения защиты работников организации не осуществляется накопление в запасах (резервах): дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности.
Мировым судьей по делу об административном правонарушении вынесено приведенное выше постановление.
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении представитель ООО «Спецремстрой» на основании доверенности Лазарева М.М. указывает, что постановление мирового судьи является незаконным и необоснованным, вынесенным без учёта фактических обстоятельств дела и подлежащим отмене.Во-первых, согласно ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Протокол по делу об административном правонарушении от 19.08.2013 г. и Акт проверки № от 19.08.2013 г. не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу, поскольку при проведении плановой выездной проверки были грубо нарушены требования п.12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Согласно ежегодному плану проведения проверок на 2013 год в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проверка должна была быть проведена в период с 23.07.2013 г. по адресам: <адрес>. Выездная проверка проводилась по адресу: <адрес>, по результатам проверки составлены Протокол и Акт проверки. При этом заявитель жалобы по указанному адресу филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений не имеет. Следовательно, контролирующему органу следовало установить невозможность проведения проверки по указанному адресу и принять решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. По адресу <адрес>, находятся принадлежащие заявителю жалобы объекты недвижимости: благоустройст-во, автодорога, ограждение, расположенные на арендованных земельных участках, которые были фактически осмотрены проверяющим А., с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований, в связи с чем Акт проверки и протокол об административном правонарушении не могут являться доказательствами нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Иных доказательств события, состава, вины ООО «Спецремстрой» в совершении правонарушения не представлено, соответственно, постановление мирового судьи вынесено незаконно, производство по делу подлежит прекращению.
Во-вторых, 19.08.2013 г. в отношении ООО «Спецремстрой» был составлен Акт проверки и Протокол об административном правонарушении, тем самым ООО «Спецремстрой» было лишено возможности выразить свои возражения, чем нарушено положение п.12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ.
В-третьих, заявитель жалобы при составлении Акта проверки и Протокола, а также при рассмотрении дела об административном правонару-шении выражал свое несогласие с выявленными нарушениями. В материалах дела отсутствует доказательство того, что ООО «Спецремстрой» является владельцем опасного производственного объекта, равно как и доказательства того, что по адресу: <адрес>, расположены подведомственные заявителю жалобы объекты производственного и социального назначения. Кроме того, резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также их объём и номенклатура определены приказом директора ООО «Спецремстрой» № от 23.05.2013 г. Документы на сей счёт не были запрошены контролирующим органом, в связи с чем ООО «Спецремстрой» было лишено возможности представить их контролирующему органу.
Кроме того, директором ООО «Спецремстрой» направлено в адрес Управления ГО и ЧС по г.Ульяновску заявление о включении дополнительно в план комплектования групп по обучению (повышению квалификации) ГО и ЧС на 2013 – 2014 учебный год. Отсутствие повышения квалификации руководителя является малозначительным и не влечёт причинения значительного ущерба охраняемым законом интересам.
На основании изложенного заявитель жалобы просит постановление мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного района г.Ульяновска от 18.09.2013 г. признать незаконным и отменить полностью, производство по делу прекратить.
При рассмотрении жалобы в Железнодорожном районном суде представитель ООО «Спецремстрой» на основании доверенности Лазарева М.М.просила жалобу удовлетворить, приведя в обоснование вышеизложен-ные доводы.Дополнительно сообщила, что возражения на Акт проверки руководителем ООО «Спецремстрой» не составлялись, поскольку это было признано нецелесообразным ввиду того, что Протокол поступил на рассмотрение мировому судье в кратчайшие сроки. Сообщила также, что юридический адрес ООО «Спецремстрой» до настоящего времени – <адрес>, хотя предприятие там не располагается с 2010 г. Вучредительные документы соответствующие изменения не внесены, хотя директор Касимов С.М. привлечён к административной ответственности за непредставление в ЕГРЮЛ изменений в сведения юридического лица о смене адреса. У предприятия имеются обособленные подразделения по <адрес>.
Представила также акт инвентаризации материальных средств резерва материальных ресурсов и резерва финансовых ресурсов ООО «Спецремстрой» на 01.10.2013 г. с приложением, выписку из бухгалтерского баланса предприятия на 30.09.2013 г. с бухгалтерской справкой, свидетельствующие о наличии резерва денежных средств в сумме 20000 руб. и материальных средств в необходимом количестве и номенклатуре.
Представитель Главного Управления МЧС России по Ульяновской области на основании доверенности инспектор ОНД по г.Ульяновску УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области лейтенант внутренней службы Р.Н. Абулевпри рассмотрении жалобы в Железнодорожном районном суде сообщил, что считает постановление мирового судьи обоснованным, а доводы ООО «Спецремстрой» несостоятельными по следующим основаниям. В силу ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 г № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасатель-ными формированиями договоры на обслуживание. Систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах (далее - ОПО) и об организациях, эксплуатирующих эти объекты, накапливается, анализируется и хранится в государственном реестре опасных производственных объектов (п.2 Правил регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. № 1371, далее – Правила № 1371). Для регистрации объектов в государственном реестре ОПО организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект (п.5 указанных правил № 1371). Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (п.3 Правил № 1371). По сведениям Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за ООО «Спецремстрой» зарегистрирован опасный производственный объект «Участок механизации», эксплуатируемый данной организацией.На данном участке находится автокран. Кроме того, организа-цией осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в период с 25.01.2013г. по 24.01.2014г. Данное обстоя-тельство также свидетельствует о необоснованности доводов заявителя.
Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Порядком №1340 на предприятие возложена обязанность по созданию резервов финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, по определению их номенклатуры и объёмов, которая ООО «Спецремстрой» не исполнена.
Не исполнена также обязанность ООО «Спецремстрой» по обеспечению средствами индивидуальной защиты своих работников.
Допущенные заявителем жалобы нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создают непосредственную и реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, находящихся на территории объекта, соответственно, имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в связи с чем правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное.
Выслушав в судебном заседании представителей на основании доверенностей ООО «Спецремстрой» и Главного Управления МЧС России по Ульяновской области, проверив в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, суд апелляционной инстанции ненаходит основанийк отмене постановления мирового судьи.
Ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательствомобязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003г. №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» руководитель организации обязан пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ.
В соответствии со ст. 14 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производст-венного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответст-вии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 10 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти; резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления; объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
В соответствии с Приказом МЧС России от 21.12.2005г. № 993 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» организация должна обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, а также организацией осуществляется накоплениев запасах (резервах): дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности.
Как следует из материалов дела, с 23 июля по 19 августа 2013 г. отделом надзорной деятельности по г.Ульяновску Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ульяновской области проводилась плановая выездная проверка ООО «Спецремстрой» с целью надзора за соблюдением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 год. Задача проверки – повышение состояния защищённости личности, имущества, общества и государства от чрезвычайных ситуаций и их последствий, предмет – соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В распоряжении № от 21.06.2013 г. о проведении плановой выездной проверки, с которым ознакомлен директор ООО «Спецремстрой» 02.07.2013 г., раздел 11, указан перечень документов, представление которых юридичес-ким лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (перечень – не исчерпывающий). Ввиду непредставления необходимых для проверки документов руководителю ООО «Спецремстрой» 29.07.2013 г. исх. № (входящий № от того же дня) направлен запрос о предос-тавлении сведений, в том числе документов, определяющих номенклатуру и объёмы резервов материальных ресурсов, а также создание резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС, документов, подтверждающих создание, хранение запасов (резервов) средств индивидуальной защиты в необходимом объёме, и других. В связи с этим суд считает, что ООО «Спецремстрой» имело реальную возможность своевременно доказать проверяющему органу факт наличия на предприятии материальных средств резерва материальных ресурсов и резерва финансовых средств, представив приказ № от 23.05.2013г. К представленным в судебное заседание акту инвентаризации от 01.10.2013 г. с приложением, выписке из бухгалтерского баланса на 30.09.3013 г. с бухгалтерской справкой как доказательствам отсутствия правонарушения суд относится критически, поскольку они составлены на дату после проверки и свидетельствуют скорее не об отсутствии правонарушения, а об исправлении выявленных нарушений. Аналогичным образом суд расценивает факт направлениядиректором ООО «Спецремстрой» заявления о включении дополнительно в план комплектования групп по обучению (повышению квалификации) ГО и ЧС на 2013 – 2014 учебный год.
По итогам проверки 19 августа 2013 г. был составлен Акт проверки, которым зафиксированы выявленные нарушения.
Критически относится суд к заявлению ООО «Спецремстрой» о нарушении прав, предусмотренных Федеральным законом № 294-ФЗ по представлению мотивированных возражений на акт проверки, поскольку, как пояснила представитель заявителя, составление таких возражений самим заявителем было признано нецелесообразным.
Факт совершения указанных выше нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подтверждается также протоколом об административном правонарушении от 19.08.2013 г., доказан материалами дела и не был опровергнут в судебном заседании.
Таким образом, отсутствуют основания для прекращения производства по делу.
Нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, при производстве по делу мировым судьёй не допущено.
Административное наказаниеООО «Спецремстрой» назначено в рамках санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, данных о личности правонарушителя, представляет собой минимальный размер штрафа из возможных. В связи с этим отсутствуют основания для пересмотра назначенного наказания.
Доводы заявителя жалобы о грубом нарушениидействующего законодательства сотрудниками ОНД ГУ МЧС по Ульяновской области при проведении выездной проверки по адресу: <адрес>, где отсутствуют какие-либо подразделения ООО «Спецремстрой», суд находит неосновательными. Как было установлено в судебном заседании, для регистрации объектов в государственном реестре ОПО организации, эксплуатирующие эти объекты, сами представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, по сведениям Средне-Поволжского управления которой за ООО «Спецремстрой» зарегистрирован опасный производственный объект «Участок механизации», эксплуатируемый данной организацией и находящийся по данному адресу. Соответственно, ООО «Спецремстрой»в соответствии с действующим законодательством следует контролировать актуализацию информации, представляемой для внесения в реестр ОПО.
Нарушения порядка оформления результатов проверок (не сделана запись в журнале учёта проверок юридического лица), по мнению суда, не допущено, поскольку директором заявителя данный журнал инспектору не был предъявлен.
Поскольку при производстве по делунарушений норм процессуального права не допущено, выводы о наличии виновности ООО «Спецремстрой» в совершении административного правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных доказательствах, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, законных оснований для отмены постановления не имеется.
Не усматривает суд и оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района города Ульяновска от 18 сентября 2013 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Спецремстрой» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.16 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Спецремстрой» на основании доверенности Лазаревой М.М. – без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья: Т.В.Морозова