Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-123/2021 ~ М-88/2021 от 22.03.2021

Дело № 2-123/2021

УИД 10RS0003-01-2021-000412-86

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 мая 2021 года                                                                                         г. Кемь, РК

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                          Гордевича В.С.,

при секретаре                                                                                         Синда И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гонтарь А.В. к администрации Кемского муниципального района и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости,

                                                       у с т а н о в и л:

               Гонтарь А.В. обратился в суд с названным иском к администрации Кемского муниципального района и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что он является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером 10:02:0080304:326, находящегося на земельном участке кадастровый , <адрес>. Земельный участок предоставлен ему по договору аренды администрацией Кемского муниципального района под индивидуальное жилищное строительство. В настоящее время кроме построенного им дома на указанном земельном участке числится несуществующее здание - жилой дом с кадастровым номером 10:02:0080304:95 с отсутствующими данными о зарегистрированных правах собственности, снесенный в 2013 году. Снос дома с кадастровым номером 10:02:0080304:95 произведен согласно первичному постановлению главы администрации о предоставлении участка в аренду №77 от 08.02.2002 г. При оформлении сделки купли-продажи принадлежащего ему дома была выяснена невозможность совершения сделки в силу наличия в ЕГРН двух объектов с идентичными адресными данными.

          Просил обязать администрацию произвести снятие с государственного учета снесенного жилого дома площадью 39,3 кв.м, кадастровый , 1955 года постройки числящегося по адресу: <адрес>.

    Определением суда от 23 марта 2021 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.

              Определением суда от 14 апреля 2021 года для участия в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

          Истец Гонтарь А.В. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать ответчиков обратиться в регистрирующие органы с соответствующим заявлением о снятии несуществующего объекта с государственного кадастрового учета. В остальном заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям и на его обращение ответа из Министерства земельных и имущественных отношений он не получил, получен только отзыв на исковое заявление.

              Представитель ответчика – администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В поступившем заявлении глава администрации Петров Д.А. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации и принять решение на усмотрение суда. В ранее представленном отзыве и.о. главы администрации Данильева Е.П. по сути заявленных требований пояснила, что жилой дом с кадастровым номером 10:02:0080304:95, местоположение: <адрес>, не относится к объектам недвижимости, находящимся в муниципальной собственности. Администрация Кемского муниципального района не является лицом, уполномоченным на снятие частного жилого дома с кадастрового учета. Земельный участок с кадастровым номером 10:02:0080304:27, адрес: <адрес>, на земельном участке расположено здание жилого <адрес>, не относится к землям, находящимся в муниципальной собственности, а относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия. У администрации Кемского муниципального района отсутствуют правовые основания для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о снятии объекта капитального строительства с кадастровым номером 10:02:0080304:95 с кадастрового учета.

          Представитель ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил. В ранее представленном отзыве представитель ответчика по доверенности Нилова С.И. исковые требования не признала по следующим основаниям:

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК. Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2016 года. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 10:02:0080304:27 общей площадью 602 кв.м поставлен па кадастровый учет 18.01.2006, расположен по адресу: <адрес>, на земельном участке расположено здание жилого <адрес>. На земельный участок не зарегистрировано ограничений. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ. Таким образом, формирование спорного земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет происходила до вступления в силу Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК. Следовательно, каких-либо решений, направленных на формирование земельного участка с кадастровым номером 10:02:0080304:27 Министерство не принимало. Также Министерством не принималось решений о предоставлении данного земельного участка заинтересованным лицам на каком-либо виде права. Администрация выносила постановление о сносе жилого дома, то есть обладает всеми документами, подтверждающими отсутствие жилого дома с кадастровым номером 10:02:0080304:95 на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0080304:27. Учитывая, что истец не указывает какими действиями Министерство нарушило его права и законные интересы, полагает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком в настоящем гражданском деле.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. В поступившем отзыве заместитель руководителя Полякова Т.Н. по сути заявленных требований пояснила, что полномочиями по распоряжению государственной (неразграниченной) собственностью в силу требований Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденном постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия», наделено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия. По мнению Управления, с учетом того, что спорный объект недвижимости расположен на земельном участке, относящимся к неразграниченной государственной собственности, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования спорного здания вправе Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Суд, на основании положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, удовлетворяет иск.

Судом установлено, что на основании Постановления главы самоуправления города и района № 77 от 08.02.2002 между Гонтарь А.В. и администрацией г. Кеми заключен Договор аренды земель несельскохозяйственного назначения № 77 от 08.02.2002 сроком на 3 года о предоставлении Гонтарь А.В. земельного участка площадью 600 кв.м для строительства жилого дома на месте <адрес>.

Постановлением главы администрации Кемского муниципального района № 177 от 03.03.2009 Гонтарь А.В. предоставлен в аренду земельный участок, площадью 602 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. 06.03.2009 между администрацией Кемского муниципального района и Гонтарь А.В. заключен Договор аренды земельного участка № 55, в соответствии с условиями которого Гонтарь А.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером: 10:02:0080304:27, расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с пунктом 2.1 Договора срок аренды земельного участка установлен с 16.02.2008 на неопределенный срок.

    Согласно выписке из ЕГРН № КУВИ-002/2021-28795281 от 31.03.2021 Гонтарь А.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 148 кв.м, год завершения строительства: 2013, кадастровый номер 10:02:0080304:326, дата присвоения кадастрового номера: 20.09.2013. Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0080304:27. Кроме указанного объекта недвижимости на том же земельном участке зарегистрирован иной объект недвижимости с кадастровым номером: 10:02:0080304:95 - жилой дом площадью 39,3 кв.м, 1955 года постройки, расположен по адресу: <адрес>.

    Согласно справке администрации Кемского муниципального района от 24.09.2013, выданной Гонтарь А.В., объект капитального строительства «Жилой дом», местоположение: <адрес>, по состоянию на 24.09.2013 снесен, земельный участок предоставлен под застройку нового индивидуального жилого дома.

       Как следует из Акта обследования здания от 30.09.2013, изготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного учета объекта недвижимости с кадастровым номером 10:02:0080304:95, по данным технической инвентаризации на 15.07.2013 жилой дом, инв.864, год постройки – 1955, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 39,3 кв.м – снесен.

    Ответом администрации Кемского муниципального района от 04.03.2021 Гонтарь А.В. отказано в снятии с кадастрового учета объекта капитального строительства: жилого дома, инв. номер 43, кадастровый номер 10:02:0080304:95, площадью 39,3 кв.м, год постройки – 1955, местоположение: <адрес>, на основании п. 4.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. п. 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственному кадастровому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст. 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 № П70515 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона № 218-ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

В пункте 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ также закреплены следующие положения: при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ определен перечень документов, представляемых в орган кадастрового учета вместе с заявлением о снятии с учета объекта недвижимости.

В настоящее время в ЕГРН содержатся актуальные сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером: 10:02:0080304:95, площадью 39,3 кв. м, 1955 года постройки, назначение: жилое, дата постановки на кадастровый учет: 22.11.2011, расположенный по адресу <адрес>.

Согласно сведениям реестра прав ЕГРН в отношении данного объекта движимого имущества не имеется записей о правах и обременениях.

Исходя из вышеизложенного, полученной документацией подтверждается и заинтересованными лицами не оспаривается, что спорный объект недвижимости, расположенный на земельном участке, прекратил свое существование в связи со сносом.

Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества.

Согласно п. 7 ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ такими документами являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Указание кадастровым инженером на отсутствие объекта недвижимости в акте обследования и заключении от 30.09.2013 является достаточным для подтверждения прекращения существования объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка (не являющегося собственником), на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника.

В соответствии пунктом 2.2 части 2 той же статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: органа государственной власти или органа местного самоуправления - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости и земельного участка, на котором они были расположены, ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка, на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника, или если таким зданием является многоквартирный дом.

Судом установлено и подтверждается сведениями, содержащимися в выписках из ЕГРН, что снесенный жилой дом с кадастровым номером 10:02:0080304:95 собственника не имеет, а на земельный участок с кадастровым номером: 10:02:0080304:27, на котором указанный дом зарегистрирован, собственность не разграничена.

Законом Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» и Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия», полномочиями по распоряжению государственной (неразграниченной) собственностью наделено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

         Учитывая установленные обстоятельства и приведенные нормы права, суд полагает, что правом на обращение в регистрирующий орган с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости – снесенного дома с кадастровым номером 10:02:0080304:95 имеет Министерство имущественных и земельных отношений РК, поэтому администрация Кемского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу.

         Поскольку наличие на регистрационном учете снесенного объекта недвижимости препятствует осуществлению своих прав истцом по продаже вновь построенного объекта недвижимости, суд удовлетворяет исковые требования, обязав Министерство имущественных и земельных отношений РК обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК с соответствующим заявлением о снятии с государственного кадастрового учета несуществующего жилого дома с кадастровым номером 10:02:0080304:95.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Однако, из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума ВС РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.

При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика на объект спора.

Учитывая, что удовлетворение судом настоящего иска не обусловлено установлением обстоятельств нарушения или оспаривания со стороны ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений РК прав истца, что ответчик не отказывал истцу в обращении с заявлением в регистрирующий орган о снятии несуществующего объекта недвижимости с кадастрового учета, что ответчик правопритязаний на указанный объект недвижимости не имеет, то оснований для возложения обязанности по возмещению судебных расходов на ответчика – Министерство имущественных и земельных отношений РК, не имеется. В связи с чем, понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. взысканию с ответчика не подлежат.

         На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                           р е ш и л:

         Исковые требования Гонтарь А.В. – удовлетворить частично.

          Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с соответствующим заявлением о снятии с государственного кадастрового учета несуществующего (снесенного) жилого дома площадью 39,3 кв.м, кадастровый номер: 10:02:0080304:95, 1955 года постройки, числящегося по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером: 10:02:0080304:27.

         В удовлетворении исковых требований Гонтарь А.В. к администрации Кемского муниципального района – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

         Председательствующий:                                                             В.С.Гордевич

          Решение в окончательной форме вынесено 28 мая 2021 года.

2-123/2021 ~ М-88/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гонтарь Андрей Вячеславович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений по Республике Карелия
Администрация Кемского муницпального района
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Гордевич Виктор Станиславович
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2021Передача материалов судье
23.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2021Дело оформлено
15.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее