Дело № 2-579/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 9 апреля 2015 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Герасименко Е.В.,
при секретаре Субботине А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокарева ВС, Лукьяненко МВ, Фисенко ВВ, Новожиловой ОВ, Липова ВН, Шевелева ВМ, Полиянчук ОВ, Лактюнкиной ВА, Зубаревой ЖВ, Солдатовой НП, Симоненко СВ, Сопиной ТП, Валишина РМ, Ермолаевой ЕА к ТСЖ «Зодчий» о понуждении обязанной стороны заключить договор предоставления коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Бокарев B.C., Сопина Т.П., Новожилова О.В, Липов В.Н., Валишин P.M., Фисенко В.В., Ермолаева Е.А., Лукьяненко М.В., Шевелев В.М., Полиянчук О.В., Лактюнкина В.А., Зубарева Ж.В., Солдатова Н.П., Симоненко С.В. обратились в суд с иском к ТСЖ «Зодчий» о понуждении обязанной стороны заключить договор предоставления коммунальных услуг. Свои требования мотивируют тем, что истцы являются собственниками жилых помещений в жилом <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Управление домом осуществляется Товариществом собственников жилья «Зодчий», председатель Грозный В.М. Истцы обращались в адрес ТСЖ «Зодчий» с заявлением о заключении договора, как письменно, так и устно, однако письма вернулись с отметкой «по истечении срока хранения», что подтверждается почтовыми документами, а в устном порядке председатель ТСЖ уклоняется от приема документов, либо прием в установленное время не осуществляется вовсе. Тем самым Ответчик необоснованно уклоняется от заключения договора и предоставления коммунальных услуг. Просили обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, выдать ключи и чипы от входных в дом и на этаж дверей и обязать предоставлять коммунальные услуги.
Согласно уточненным исковым требованиям от ДД.ММ.ГГГГ года, просили обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Бокаревым В.С., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Лукьяненко М.В., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Фисенко В.В., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Новожиловой О.В., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Липовым В.Н., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Шевелевым ВМ, обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Полиянчук О.В., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Лактюнкиной В.А., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Зубаревой Ж.В., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Солдатовой Н.П., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Симоненко С.В., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Сопиной Т.П., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальная услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске – Валишиным Р.М., обязать ответчика заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственником квартиры № по ул. <адрес> в г. Красноярске - Ермолаевой Е.А.
В ходе рассмотрения дела, истцы уточнили заявленные исковые требования, просили обязать ТСЖ «Зодчий» заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг; открыть этажные щитки и шкафы для установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях за счет истцов силами третьих лиц, имеющих соответствующие допуски и (или) разрешения к такого вида работам; принять для обслуживания поверенные индивидуальные, квартирные приборы учета, электрической энергии по следующим квартирам в <адрес>: <адрес> - собственник Бокарев В.С., <адрес> - собственник Лукьяненко М.В., <адрес> - собственник Фисенко В.В., <адрес> - собственник Новожилова О.В., квартиры №№ - собственник Липов В.Н., <адрес> - собственник Шевелев В.М., <адрес> по - собственник Полиянчук О.В., <адрес> - собственник Лактюнкина В.А., <адрес> - собственник Зубарева Ж.В., <адрес> - собственник Солдатова Н.П., <адрес> - собственник Симоненко С.В. <адрес> - собственник Сопина Т.П., <адрес> - собственник Валишин Р.М.., <адрес> - собственник Ермолаева Е.А.. Принять для обслуживания индивидуальные, квартирные приборы учета холодной и горячей воды, по следующим квартирам в <адрес>: <адрес> - собственник Бокарев В.С., <адрес> - собственник Новожилова О.В., <адрес> - собственник Сопина Т.П., <адрес> - собственник Лактюнкина В.А.
В судебное заседание истцы Ермолаева Е.А., Бокарев В.С., Полиянчук О.В., Сопина Т.П., Липов В.Н. не явились, по неизвестной суду причине, о дате, месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, истец Липов В.Н. доверил представлять свои интересы представителю – Лактюнкиной В.А. (полномочия подтверждены).
В судебном заседании истцы Новожилова О.В, Зубарева Ж.В., Валишин P.M.,Фисенко В.В., Лукьяненко М.В., Шевелев В.М., Лактюнкина В.А., действующая в своих интересах и интересах истца Липова В.Н. (полномочия подтверждены), Солдатова Н.П., Симоненко С.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Суду пояснили, что с 2010 года, с даты ввода дома по <адрес> эксплуатацию, ответчик ТСЖ «Зодчий» и истцы находятся в состоянии конфликта, суть которого сводится к тому, что руководство ТСЖ «Зодчий» считает, что истцы обязаны произвести за свои квартиры доплаты, при этом точные суммы не указываются, расчет суммы не обосновывается. Кроме того, поскольку истцы не являются членами ТСЖ, руководство ТСЖ «Зодчий» не предоставляет им коммунальные услуги, не принимает от них оплату коммунальных услуг, квитанции об оплате коммунальных услуг не выдает, договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг с собственниками квартиры не заключает, препятствует в установке индивидуальных приборов учета. Таким образом, истцы длительное время, с 2010 года лишены возможности осуществлять права и обязанности как собственники квартир, в том числе по получению коммунальных услуг и их оплате. Просят разрешить заявленные исковые требования в судебном порядке и удовлетворить их, поскольку сложная конфликтная ситуация сложившаяся между ТСЖ «Зодчий» и истцами, в ином порядке не разрешима.
В судебном заседании представители ответчика ТСЖ «Зодчий» Зимина Е.А., Глейм В.В. действующие на основании доверенности, и Грозный В.Н., действующий на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано ТСЖ «Зодчий» при условии выполнения гарантийных обязательств для фактического завершения строительства дома и безопасности проживания Инвесторов, а именно: завершения работ по монтажу и наладке автоматической пожарной сигнализации; установки приборов учета потребления ресурсов горячего и холодного водоснабжения; выполнения благоустройства прилегающей территории жилого дома, выполнения наружного освещения жилого дома; выполнения пусконаладочных работ лифтов; выполнения ограждение крыши и остекление балконов; выполнение установки санитарно-технических приборов; выполнения установки приборов отопления, выполнение оплаты за подключение к инженерным сетям. Из-за отсутствия финансирования участниками долевого строительства не выполнены гарантийные обязательства. В результате не выполнены строительно-монтажные работы: отделочные работы в местах общего пользования, мусорокамерах, приобретение лифтов, монтаж и пусконаладочные работы лифтового оборудования, диспетчеризация лифтов, работы по монтажу внутри дома, связанные с электроснабжением, оплата за подключение, монтаж системы водоснабжения холодной воды и канализации, горячей воды и отопления, укрепление фундаментов объекта, дорожные работы, благоустройство прилегающей территории, наружного освещения, проведение соответствующих мероприятий для получения санитарного заключения на потребление питьевой воды. Основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении всех, некоторых или одной коммунальной услуги, может явиться только то, что степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома не позволяет предоставить потребителю соответственно одну, несколько или все коммунальные услуги, о предоставлении которых заявитель указал в заявлении о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, или то, что организация, в которую обратился потребитель для заключения этого договора, не имеет возможности предоставления коммунальной услуги потребителю по причине не наступления событий, указанных в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, в связи с невыполнением истцами оплат по принятым гарантийным обязательствам, в настоящий момент «степень благоустройства многоквартирного жилого дома» не позволяет заключить с потребителями договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг. Просят в удовлетворении исковых требований Бокарева B.C., Сопиной Т.П., Новожиловой О.В, Липова В.Н., Валишина P.M., Ермолаевой Е.А., Лукьяненко М.В., Фисенко В.В., Шевелева В.М., Полиянчук О.В., Лактюнкиной В.А., Зубаревой Ж.В., Солдатовой Н.П., Симоненко СВ. к Товариществу собственников жилья «Зодчий» о понуждении заключить договор предоставления коммунальных услуг, отказать.
Стороны об установлении и истребовании дополнительных доказательств ходатайств не заявили, представленные доказательства и установленные обстоятельства судом исследованы и оценены, решение вынесено на основе представленных доказательств.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное либо оспоренное право.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Положения ст. 138 ЖК РФ определяют обязанности товарищества собственников жилья и устанавливают, что товарищество собственников жилья осуществляет управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.
Разрешая заявленные исковые требования истцов к ТСЖ «Зодчий» о понуждении заключить с ними договор на предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по проекту предложенному истцами, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом. С собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ, заключение договоров обязательно в силу закона. Поскольку отношения между ТСЖ и собственниками помещений носят обязательственный характер и возникают из закона и договора, то в силу ст.7 ЖК РФ к рассматриваемым отношениям применяются общие нормы ГК РФ о договорах.
На основании ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что договор предоставления коммунальных услуг, заключенный между товариществом собственников жилья и собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляется таким товариществом, независимо от наличия или отсутствия у собственника статуса члена товарищества, является публичным договором и заключается на одинаковых для всех собственников условиях, при этом не имеет значение является ли помещение жилым или нежилым.
Исходя из положений Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от этого, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении совершить такое действие. По смыслу этой нормы с иском о понуждении заключить договор может обратиться только контрагент лица, для которого заключение сделки обязательно. В данном случае лицом, для которого заключение договора обязательно является ТСЖ.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее Правила), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В соответствии с п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил. Исполнитель, получивший заявление и прилагаемые к нему документы, обязан их зарегистрировать в день поступления, сделать на втором экземпляре заявления отметку о дате принятия заявления и прилагаемых к нему документов и передать их заявителю.
Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в 2 экземплярах.
Согласно п. 8 Правил, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В соответствии с пп. б п. 9 Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
Из материалов дела следует, что истцы Бокарев B.C., Сопина Т.П., Новожилова О.В, Липов В.Н., Валишин P.M., Ермолаева Е.А., Лукьяненко М.В., Шевелев В.М., Полиянчук О.В., Лактюнкина В.А., Зубарева Ж.В., Фисенко В.В. Солдатова Н.П., Симоненко С.В., являются собственниками квартир в доме № по <адрес> в г. Красноярске. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. ( т.1 л.д. 8-21)
Протоколом № собрания участников долевого строительства дома по адресу: <адрес> (строительный адрес №), от ДД.ММ.ГГГГ для защиты интересов участников долевого строительства указанного жилого дома был создан кондоминиум (ТСЖ «Зодчий»), о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРЮЛ. Главной целью деятельности определено обеспечение каждого его члена жилой площадью в строящемся доме равной той, что обозначена в неисполненном застройщиком доме.(т.1 л.д. 144)
ДД.ММ.ГГГГг. администрация г.Красноярска выдала ТСЖ «Зодчий» разрешение на строительство вышеуказанного жилого дома, ДД.ММ.ГГГГг. срок действия разрешения на строительство был продлен до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Красноярска было выдано разрешение на ввод дома в эксплуатацию. ( т.1 л.д. )
Таким образом. ТСЖ "Зодчий" осуществляет управление указанным многоквартирным домом с 2006 года.
В силу Устава ТСЖ "Зодчий" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ кооператив создан для обеспечения совместного управления, эксплуатации недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в установленных законом пределах.( т.1 л.д. 130)
Предметом деятельности ТСЖ «Зодчий» является, в том числе осуществление функций по обеспечению коммунальными услугами собственников жилых помещений, распределение между членами товарищества обязанностей по возмещению соответствующих издержек по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества (п. 2.2 Устава ТСЖ «Зодчий») (т. 1 л.д. 130).
Разрешением от ДД.ММ.ГГГГ № № жилой дом расположенный по ул. <адрес> введен в эксплуатацию, при наличии гарантийных обязательств ТСЖ «Зодчий» (т.1 л.д. 152)
Протоколом общего собрания ТСЖ «Зодчий» от ДД.ММ.ГГГГ, установлен размер сбора денежных средств на содержание дома и площадки на период ДД.ММ.ГГГГ, с учетом предварительных расчетов и расходов на подключение к инженерным сетям исходя из * рублей с 2-х комнатную квартиру и * рублей с 3-хкомнатной квартиры. ( л.д. 179)
Протоколом правления ТСЖ «Зодчий» от ДД.ММ.ГГГГ года, утверждена ежемесячная сумма сбора денежных средств на содержание объекта (дома) и территории с ноября * до полной регистрации права собственности на все квартиры и установки индивидуальных приборов учета в размере с 2-х комнатной квартиры * рублей, с 3-х комнатной квартиры * рублей. (л.д. 181)
Истцы Бокарев B.C., Сопина Т.П., Новожилова О.В, Липов В.Н., Фисенко В.В., Валишин P.M., Ермолаева Е.А., Лукьяненко М.В., Шевелев В.М., Полиянчук О.В., Лактюнкина В.А., Зубарева Ж.В., Солдатова Н.П., Симоненко С.В. членами ТСЖ "Зодчий " не являются, что подтверждается списком членов ТСЖ "Зодчий", заявлениями истцов о выходе из членов ТСЖ «Зодчий» и не оспаривается сторонами в ходе судебного разбирательства.( т.1 л.д. 183-184)
Согласно пояснениям истцов, данных в судебном заседании истцы Полиянчук О.В., Сопина Т.П., Бокарев В.С., Лактюнкина В.А., Валишин Р.М., направляли почтовой корреспонденцией обращение к председателю правления ТСЖ «Зодчий» о заключении с ними договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которые ответчик не получает, обращения возвращены отправителю за истечением срока хранения.
Истцы Лукьяненко М.В., Фисенко В.В. Шевелев В.С., Новожилова О.В., Липов В.Н., Ермолаева Е.А., Зубарева Ж.В., Солдатова Н.П., Симоненко С.В. и остальные истцы лично предпринимали попытки передать договоры председателю ТСЖ, о невозможности вручения этих документов составили акт.
Устным сообщением председателя ТСЖ «Зодчий» Грозным В.Н. истцам отказано в заключении с ним указанного договора, поскольку по мнению руководства ТСЖ истцами не произведены доплаты за квартиры.
Согласно информации ОАО «КрасноярскЭнергосбыт» направленной на обращение Новожиловой О.В. о заключении индивидуального договора энергоснабжения, указано, что индивидуальный договор энергоснабжения между ОАО «КрасноярскЭнергосбыт» и Новожиловой не может быть заключен, так как имеется договор энергоснабжения данного многоквартирного дома, заключенный с ТСЖ «Зодчий». Коммунальную услугу по энергоснабжению квартиры в <адрес> осуществляет ТСЖ «Зодчий», которое является исполнителем коммунальных услуг. Таким образом, по всем вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг рекомендовано обращаться в ТСЖ «Зодчий».( т.1 л.д. 114).
Согласно информации Службы Строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 25.02.2015года, по вопросу предоставления квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, возможности платежей на основании счет-квитанций, получения кассового счета об оплате, применения утвержденных в установленном порядке тарифов на жилищно-коммунальные услуги, указано, что в ходе ранее проведенной проверки соблюдения требования законодательства к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, Службой были выявлены нарушения порядка начисления платы за коммунальные услуги. По результатам проверки было выдано предписание, которое в настоящее время находится на контроле в Службе. (том 1 л.д. 195)
Оценив обоснованность заявленного требования, суд приходит к выводу о том, что обязанность ТСЖ «Зодчий» заключить соответствующий договор с собственниками помещения, не являющимися его членами, прямо вытекает из положений пункта 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищный кодекс РФ закрепляет обязанность ТСЖ заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, которые не являются членами товарищества.
Доводы ответчика о невозможности заключить с истцами спорный договор, поскольку истцами не внесены доплаты по принятым гарантийным обязательствам, значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку отношения по доплатам между истцами и ТСЖ «Зодчий» предметом заявленного иска не охватываются.
Не имеет правового значения для дела и ссылка представителя ответчика ТСЖ «Зодчий» о наличие задолженностей у ТСЖ «Зодчий» перед ОАО «Красноярскэнергосбыт» и перед ОАО «Красноярской теплотранспортной компанией», что подтверждается актами сверок от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ года, что также препятствует заключить с истцами договор о предоставлении коммунальных услуг, поскольку по смыслу вышеприведенных норм, товарищество не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.( т.2 л.д. 44,45)
Также судом учтено, что обязанность по своевременному внесению собственником жилого помещения платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена ст. 153 ЖК РФ, и что отсутствие договора с управляющей компанией не освобождает собственника жилого помещения от несения расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого помещения, в том числе платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взносами на капитальный ремонт, оказанием коммунальных услуг. Иное означало бы неосновательное обогащение за счет других лиц.
Кроме того, обязанность по заключению договора, предусмотренного ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, является двусторонней и возложена законом на обе стороны, в случае отказа от заключения такого договора и возникновения споров в связи с заключением договора истец вправе обратиться за защитой своего права в суд.
Общим собранием членов ТСЖ типовой договор на обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу <адрес> между ТСЖ и лицами, не являющимися членами ТСЖ, не утверждался, поэтому в ТСЖ отсутствует как таковой типовой договор на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Поскольку стороны не договорились об условиях договора, а ответчик ТСЖ «Зодчий» отказывает в заключении какого-либо договора, при этом свой проект договора не предоставляет, на основании положений п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, истцы обоснованно обратились в суд за разрешением возникшего спора.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Свой проект договора на предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме истцы представил суду и повторно ответчику в ходе судебного разбирательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, поскольку сторона ответчика ТСЖ «Зодчий» по проекту договора представленного истцами разногласий не представила, при этом истцы длительное время, с 2010 года лишены возможности осуществлять права и обязанности как собственники квартир, в том числе по получению коммунальных услуг и их оплате, то суд полагает, что на ТСЖ «Зодчий» должна быть возложена обязанность заключить с истцами договор на оказание услуг между товариществом собственников жилья и собственниками жилых помещений, не являющимися членами товарищества, на условиях представленного истцами проекта договора, с учетом требований ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», приказа Минрегиона России от 27.06.2012 N 252 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме", Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N73 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». (т.1 л.д. 159-161)
Кроме того, выражая несогласие с предложенными истцами условиями договора, ответчик ТСЖ «Зодчий» не лишен права предложить иные, либо оспорить имеющиеся, условия договора, однако до настоящего времени изменений в условия договора стороной ответчика не представлено.
При этом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что представленный проект договора между ТСЖ «Зодчий» и истцами, не являющимися членами ТСЖ о предоставлении коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, противоречит действующему законодательству.
Установив, что ответчик ТСЖ «Зодчий» от заключения договора на предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме отказывается, тогда как истцы настаивают на заключении договора в предложенной ими редакции, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для понуждения ответчика к заключению указанного договора в редакции, предложенной истцами с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», приказа Минрегиона России от 27.06.2012 N 252 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме", Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N73 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Принимая во внимание указанные нормы права и установленные судом обстоятельства, полагая, что представленный истцами проект договора не противоречит действующему законодательству, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истцов Бокарева B.C., Сопиной Т.П., Фисенко В.В., Новожиловой О.В, Липова В.Н., Валишина P.M., Ермолаевой Е.А., Лукьяненко М.В., Шевелева В.М., Полиянчук О.В., Лактюнкиной В.А., Зубаревой Ж.В., Солдатовой Н.П., Симоненко С.В. к ТСЖ «Зодчий» об обязании заключить с ним договор о на предоставлении коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Разрешая заявленные исковые требования об обязании ТСЖ «Зодчий» открыть этажные щитки и шкафы для установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях за счет истцов силами третьих лиц, имеющих соответствующие допуски и (или) разрешения к такого вида работам, суд приходит к следующему.
Пункт 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Статья 289, п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290), собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
На основании п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме пунктами 5, 6, 7 которых установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании установлено, что истцы Бокарев B.C., Сопина Т.П., Новожилова О.В, Липов В.Н., Валишин P.M., Ермолаева Е.А., Лукьяненко М.В., Шевелев В.М., Полиянчук О.В., Лактюнкина В.А., Фисенко В.В., Зубарева Ж.В., Солдатова Н.П., Симоненко С.В., являются собственниками квартир в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул.<адрес>, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права (том 1 л.д.8-21).
Таким образом, этажные помещения по адресу ул. <адрес> в котором в том числе, находятся общедомовые приборы учета ГВС, ХВС и теплоснабжения, электрощитовая, имеются инженерные коммуникации, как объект общего имущества, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. ч. 3, 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании решения общего собрания собственников жилья многоквартирного дома (протокол от ДД.ММ.ГГГГ года), находится в управлении управляющей организации – ТСЖ « Зодчий».
ТСЖ действует на основании Устава в редакции ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 129-143), при этом одной из целей и видов деятельности ТСЖ является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование в установленных законодательством пределах, распоряжение общим имуществом в многоквартирном <адрес>.
Пунктом 2.2. Устава ТСЖ предусмотрено, что товарищество является добровольным объединением собственников жилых, нежилых и иной недвижимости в многоквартирном доме, имеющим целями и предметом своей деятельности в том числе: реализации собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом.
Протоколом правления ТСЖ от 19 октября 2010 года Председателем правления ТСЖ назначен Грозный В.Н., который согласно выписки из ЕГРЮЛ до настоящего времени является действующим председателем ТСЖ «Зодчий» (том л.д. 144-151).
В соответствии с п. 15.2 Устава председатель правления обеспечивает выполнение решений правления, руководит текущей деятельностью товарищества и имеет право давать обязательные указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
Таким образом исходя из рода деятельности ТСЖ «Зодчий» и полномочий председателя, суд приходит к выводу, что обеспечение доступа к этажным щиткам и шкафам для установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях входит в полномочия председателя ТСЖ «Зодчий», при этом председатель ТСЖ наделен полномочиями на осуществление всех фактических и юридических действий во исполнение решений, принятых на общих собраниях и заседаниях совета дома.
Исследовав представленные доказательства, суд установил, что председатель ТСЖ «Зодчий», вместе с тем чинит истцам, собственникам квартир указанного дома, препятствия в пользовании общим имуществом многоквартирного дома.
Так, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ года, инженер ОАО «Красноярскэнерго» не был допущен к электрощитовой для установки приборов учета электроэнергии собственникам квартир Лактюнкиной В.А., Зубаревой Ж.А. (том 2 л.д. 5,6).
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Красноярскэнергосбыт», ДД.ММ.ГГГГ работникам ОАО «Красноярскэнергосбыт» было отказано в допуске к работам в электроустановке жилого дома по адресу <адрес> по оплаченной заявке Шевелева В.М. на установку прибора учета электрической энергии и коммутационных аппаратов (том 2 л.д. 7,8).
Кроме того, в обоснование заявленных требований представлены фототаблицы и поэтажная экспликация (том 2 л.д. 64-65, 75-76), подтверждающие доводы истцов *
Так же указанные обстоятельства подтверждаются информацией Службы Строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой на момент проверки, также установлено, что коммунальная услуга по электроснабжению в жилое помещение № не предоставлялась, система электроснабжения жилого дома находилась в рабочем состоянии. При визуальном осмотре поэтажного электрощита установлено, что в поэтажном электрощите отсутствовал вводной автоматический выключатель жилого помещения №, относящийся к общему имуществу и не подключен к централизованному электроснабжению, что является нарушением требования раздела 2, п. 10, Приложения № 1 к Правилам №354; п. 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003г № 170; п. п. 7, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г№491.По результатам проверки ТСЖ «Зодчий» выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Исполнение предписание находится на контроле в Службе.(том 1 л.д. 195-196)
Таким образом, материалы дела и пояснения истцов в судебном заседании, свидетельствуют о неправомерных действиях председателя ТСЖ «Зодчий», которые выражаются в создании препятствий собственникам жилых помещений многоквартирного дома в пользовании и надлежащем содержании общего имущества дома, что противоречит положениям ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений, недопущение ими осуществления намерений причинить вред другому лицу, а также злоупотреблений правом в иных формах.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, как следует из материалов дела, ответчиком не представлено допустимых доказательств в возражение заявленных истцами требований.
С учетом вышеизложенного, суд находит требования истцов правомерными и полагает возможным удовлетворить заявленные истцами исковые требования об обязании ТСЖ «Зодчий» открыть электрощитовую, этажные щитки и шкафы для установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях за счет истцов силами третьих лиц, имеющих соответствующие допуски и (или) разрешения к такого вида работам.
Разрешая заявленные требования истцов об обязании ТСЖ «Зодчий» принять для обслуживания поверенные индивидуальные, квартирные приборы учета электрической энергии по квартирам принадлежащих истцам, расположенным в <адрес> квартир истцов, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 135 ЖК РФ целями создания ТСЖ являются эксплуатация и содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 137 и п. 2 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано осуществлять управление домом в порядке, установленном разд. VIII ЖК РФ, и вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление домом договоры.
Из п. 1 ст. 161 ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, является неотъемлемой частью процесса управления дома наряду с надлежащим содержанием общего имущества и решением вопросов пользования данным имуществом.
Таким образом, если собственники помещений выбрали в качестве способа управления домом ТСЖ, то согласно п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ именно оно ответственно как за содержание общего имущества многоквартирного дома, так и за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома.
При этом в силу п. 12 ст. 161 ТСЖ, осуществляющее управление многоквартирным домом, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
При управлении домом ТСЖ именно оно признается исполнителем коммунальных услуг для потребителей, проживающих в данном доме. Указанный вывод следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, в котором ТСЖ поименовано в числе лиц, признаваемых исполнителями коммунальных услуг. ТСЖ не вправе отказать собственнику помещения в доме (как являющемуся, так и не являющемуся его членом) в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг соответствующего вида. В свою очередь, ТСЖ, как исполнитель коммунальных услуг, обязано заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пп. "б" п. 31 новых Правил предоставления коммунальных услуг).
Иными словами, в контексте требования подзаконных актов обязанностью товарищества как исполнителя коммунальных услуг является заключение договоров: с собственниками помещений о предоставлении коммунальных услуг; с ресурсоснабжающими организациями о приобретении соответствующих коммунальных ресурсов для потребления в целом на нужды многоквартирного дома.
Во исполнение приведенных норм Кодекса Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом (подпункт "т" пункта 31 Правил).
Раздел V Правил предусматривает права и обязанности потребителя. Согласно подпунктам "з", "и" пункта 33 потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности; требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Пунктом 81 Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм материального права следует, что при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья, являясь некоммерческой организацией, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качественное оказание всех услуг и (или) выполнение работ.
При этом обязанность по установке индивидуального прибора учета лежит на собственнике помещения, а ТСЖ на основании заявки собственника помещения обязано ввести прибор в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Вместе с тем, как следует из материалов гражданского дела, и не оспаривалось в судебном заседании самими истцами, истцы Бокарев B.C., Сопина Т.П., Новожилова О.В, Липов В.Н., Валишин P.M., Фисенко В.В., Ермолаева Е.А., Лукьяненко М.В., Шевелев В.М., Полиянчук О.В., Лактюнкина В.А., Зубарева Ж.В., Солдатова Н.П., Симоненко С.В., поверенные индивидуальные, квартирные приборы учета электрической энергии не приобрели, не установили, и соответственно с заявлениями о вводе индивидуального прибора учета к ТСЖ «Зодчий» не обращались.
Таким образом, отказывая в удовлетворении данных исковых требований, суд исходит из того, что истцами не было представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что ответчик чинит им препятствия и не принимает на обслуживание, еще не установленные истцами индивидуальные приборы учета в квартирах.
Разрешая заявленные исковые требования об обязании ТСЖ «Зодчий» принять для обслуживания для обслуживания индивидуальные, квартирные приборы учета холодной и горячей воды, в <адрес> в <адрес>, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, притом, что к сфере таких интересов, безусловно, относится возможность исчисления платы за коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета (п. 3 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 155, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
В соответствии с пп. "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, исполнитель обязуется осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Кроме того п. 80 - 81 вышеуказанных Правил предусмотрено, что к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
В соответствии с п. 2 указанных Критериев, техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Указанный перечень является исчерпывающим.
В соответствии с п. 4 Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 настоящего документа.
Пункт 6 указанных Критериев устанавливает, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Таким образом, только получив заявление истцов, ответчик в соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, должен будет ввести в эксплуатацию установленный прибор учета не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Согласно п. 81 (1) указанных Правил, исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Пункты 81 (4) - 81 (8) данного правового документа устанавливают, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета
В судебном заседании установлено, что ТСЖ «Зодчий» является управляющей компанией <адрес> и абонентом ресурсоснабжающей организации.
Как следует из материалов дела, истцы Бокарев В.С., Новожилова О.В., Сопина Т.П. и Лактюнкина В.А. обеспечили оснащение принадлежащих им квартир приборами учета горячей и холодной воды, что подтверждается представленными суду паспортами счетчиков горячей и холодной воды. ( том 2 л.д. 9-22)
Вместе с тем суду не представлено доказательств того, что истцы обеспечили ввод установленных приборов учета горячей и холодной воды в эксплуатацию порядке предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение требований законодательства, истцами не представлены сертификаты на установленные в квартирах приборы учета горячей и холодной воды. Также не представлены доказательства, что данные приборы учета установлены организациями, имеющими все полномочия по установке индивидуальных приборов учета. Кроме того, суду не представлен акт ввода в эксплуатацию квартирных приборов учета.
Также суду не представлено доказательств, что после установки приборов учета истцы обращались к ответчику с заявлениями о принятии установленных в их квартирах приборов учета воды в эксплуатацию, а к заявлению были приложены акт приема ИПУ в эксплуатацию, паспорта на приборы, договор с организацией, осуществившей монтаж ИПУ, патент.
Таким образом, истцы не представили ответчику необходимый пакет документов, установленные п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что истцами не соблюдены требования пп. 7.1 - 7.6 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936), то есть все условия для установки и введения в эксплуатацию приборов учета. При этом обязанность по установке индивидуального прибора учета лежит на собственнике помещения, а ТСЖ на основании заявки собственника помещения обязано ввести прибор в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Поскольку суду не представлено доказательств свидетельствующих об обращении истцов Бокарева В.С., Новожиловой О.В., Сопиной Т.П. и Лактюнкиной В.А. в управлении ТСЖ "Зодчий" с заявлениями о вводе индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, суд полагает, что требования истцов о возложении на ответчика обязанности по принятию установленных приборов учета тепловой энергии являются преждевременными, необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в силу ст. 98 ГКП РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.
К судебным издержкам истцов относятся расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, оплаченных каждым из истцов при подачи иска, которые так же подлежат взысканию с ответчика ТСЖ «Зодчий» в пользу каждого истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования Бокарева ВС, Лукьяненко МВ, Фисенко ВВ, Новожиловой ОВ, Липова ВН, Шевелева ВМ, Полиянчук ОВ, Лактюнкиной ВА, Зубаревой ЖВ, Солдатовой НП, Симоненко СВ, Сопиной ТП, Валишина РМ, Ермолаевой ЕА к ТСЖ «Зодчий», удовлетворить частично.
Обязать ТСЖ «Зодчий» заключить с Бокаревым ВС, Лукьяненко МВ, Фисенко ВВ, Новожиловой ОВ, Липовым ВН, Шевелевым ВМ Полиянчук ОВ, Лактюнкиной ВА, Зубаревой ЖВ, Солдатовой НП, Симоненко СВ, Сопиной ТП, Валишиным РМ, Ермолаевой ЕА, договор на предоставления коммунальных услуг, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в редакции предложенной истцами.
Обязать ТСЖ «Зодчий» обеспечить истцам Бокареву ВС, Лукьяненко МВ, Фисенко ВВ, Новожиловой ОВ, Липову ВН, Шевелеву ВМ, Полиянчук ОВ, Лактюнкиной ВА, Зубаревой ЖВ, Солдатовой НП, Симоненко СВ, Сопиной ТП, Валишину РМ, Ермолаевой ЕА доступ к электрощитовой и этажным щиткам и шкафам для установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях за счет истцов силами третьих лиц, имеющих соответствующие допуски и (или) разрешения к такого вида работам.
В удовлетворении исковых требований Бокарева ВС, Лукьяненко МВ, Фисенко ВВ, Новожиловой ОВ, Липова ВН, Шевелева ВМ, Полиянчук ОВ, Лактюнкиной ВА, Зубаревой ЖВ, Солдатовой НП, Симоненко СВ, Сопиной ТП, Валишина РМ, Ермолаевой ЕА о принятии ТСЖ «Зодчий» для обслуживания поверенных индивидуальных квартирных приборов учета электрической энергии по следующим квартирам в <адрес> по квартирам № 20, 10, 68, 15, 63, 64, 53, 38, 14, 56, 36, 8, 22, 43, 24 отказать.
В удовлетворении требований Бокарева ВС, Новожиловой ОВ, Сопиной ТП, Лактюнкиной ВА о принятии ТСЖ «Зодчий» для обслуживания индивидуальные, квартирные приборы учета холодной и горячей воды, по следующим квартирам в <адрес>: <адрес>, 15, 22, 14.
Взыскать с ТСЖ «Зодчий» в пользу Бокарева ВС, Лукьяненко МВ, Фисенко ВВ, Новожиловой ОВ, Липова ВН, Шевелева ВМ, Полиянчук ОВ, Лактюнкиной ВА, Зубаревой ЖВ, Солдатовой НП, Симоненко СВ, Сопиной ТП, Валишина РМ, Ермолаевой ЕА расходы по оплате государственной пошлины по 200 рублей каждому.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.
Судья Е.В. Герасименко
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*