РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 января 2019 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при секретаре Медведевой Е.А.,
с участием прокурора Побединского В.В.,
представителя ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК Бывшева Д.А.,
административного ответчика (в режиме видеоконференцсвязи) Скобелева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Федерального казённого учреждения Лечебное исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия к Скобелеву Андрею Владимировичу об установлении административного надзора,
установил:
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК (далее – ЛИУ-4) обратилось с иском об установлении административного надзора в отношении Скобелева А.В. по тем основаниям, что Скобелев А.В., отбывающий в настоящее время наказание в виде лишения свободы по приговору Волховского городского суда Ленинградской области от 11.11.2014, 23.03.2019 подлежит освобождению из мест лишения свободы. При этом указанным приговором в действиях Скобелева А.В. был установлен особо опасный рецидив преступлений. Указывая на данные обстоятельства, а также ссылаясь на положения ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», администрация ЛИУ-4 просит установить в отношении Скобелева А.В. административный надзор на срок погашения судимости по приговору – 10 лет, и возложить на него административные ограничения в виде: явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел, осуществляющий надзор, по месту жительства для регистрации; запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов.
В судебном заседании представитель ЛИУ-4 Бывшев Д.А., действующий на основании доверенности, административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в нем. Пояснил, что в заявлении на оформление проездных документов, Скобелев А.В. указал адрес: .... Данных о наличии у административного ответчика регистрации по месту жительства не имеется.
Административный ответчик Скобелев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что он не имеет регистрации по месту жительства либо месту пребывания на территории РФ, равно как и самого места жительства. После освобождения он намерен выехать в ..., где проживал до осуждения, однако только с целью забрать оставшиеся в квартире личные вещи. В дальнейшем намерен отыскать тетю, которая ранее проживала в г. Новосибирске, и возможно будет проживать у нее. Где он будет проживать после освобождения он не знает. Полагает, что поскольку у него отсутствует место жительства, оснований для установления ему надзора не имеется, поскольку он не будет иметь возможности выполнять запрашиваемые ограничения. Ограничение ему выезда за пределы ... не позволит ему определиться с возможным местом жительства.
Прокурор Побединский В.В. в своём заключении полагал иск ЛИУ-4 подлежащим частичному удовлетворению. Просил установить в отношении административного ответчика административный надзор на срок погашения судимости – 10 лет с ограничениями: являться в орган внутренних дел по месту жительства. Пребывания два раза в месяц, запретить покидать пределы территории МО ..., поскольку административный ответчик не имеет места жительства; в установлении ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого помещения с 22 до 06 час. просил отказать ввиду отсутствия у Скобелева А.В. места жительства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы применения административного надзора, регламентированы положениями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее по тексту – ФЗ № 64-ФЗ).
Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 1, 2 ФЗ № 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (ч. 2 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ).
В судебном заседании установлено следующее.
Скобелев А.В., являясь совершеннолетним лицом, отбывает наказание по приговору Волховского городского суда Ленинградской области от 11.11.2014 за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 5 лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Указанным приговором в действиях Скобелева А.В. установлен особо опасный рецидив преступлений.
Окончание срока отбытия наказания – 23.03.2019.
В последующем уголовный закон в части установления в действиях особо опасного рецидива преступлений не изменялся.
Таким образом, в настоящее время Скобелев А.В. имеет непогашенную судимость по приговору Волховского городского суда Ленинградской области от 11.11.2014 за совершение особо тяжкого преступления при наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений. Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд находит ответчика объективно являющимся субъектом правоотношений, регулируемых п. 2 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ, и нуждающимся в установлении административного надзора в силу требований закона.
Из характеристики ЛИУ-4 следует, что Скобелев А.В. за период отбывания наказания следует: на мероприятия воспитательного характера реагирует правильно; к режимным требованиям относится удовлетворительно; нарушений порядка отбывания наказания не допускает; на профилактическом учете не состоит; имеет 13 поощрений, взысканий не имеет; поддерживает социально-полезные связи с гражданской женой; социально-бытовой вопрос при освобождении не решен.
При разрешении вопроса о сроке административного надзора и о конкретных административных ограничениях, подлежащих установлению в отношении ответчика в рамках административного надзора, суд учитывает данные о личности Скобелева А.В., обстоятельства совершения им преступления, характеризующие данные при отбытии наказания, положения ч.ч. 1, 2 ст. 4 ФЗ №-64, ч. 8 ст. 272 КАС РФ и иные значимые для дела обстоятельства.
Совершенное Скобелевым А.В. преступление отнесено судом к категории особо тяжких преступлений.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 218-ФЗ) срок погашения судимости по приговору составляет 10 лет.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ, срок надзора, необходимый для установления Скобелеву А.В., соответствует сроку погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Часть 1 статьи 4 ФЗ № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом, установление судом административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ).
Одним из видов административных ограничений, является запрещение выезда за установленные судом пределы территории (п. 4 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ). Кроме того, установление данного вида ограничения, в силу п. 3 ч. 2 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ, является обязанностью суда в случае, если поднадзорное лицо не имеет места жительства или пребывания.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В судебном заседании установлено, что Скобелев А.В. регистрации по месту жительства либо месту пребывания на территории РФ не имеет. Из его пояснений в судебном заседании и заявления на имя начальника ИК-7 следует, что после отбытия наказания он планирует выехать по адресу: ..., с дальнейшим местом жительства он не определился.
Таким образом, исходя из того, что Скобелев А.В. места жительства либо места пребывания не имеет, возможность его проживания по заявленному им при освобождении из мест лишения свободы адресу не подтверждена, в связи с чем, суд полагает, что установление Скобелеву А.В. такого вида административного ограничения как запрещение выезда за установленные судом пределы территории, в данном случае является обязательным. С учетом изложенного, исходя из отсутствия подтвержденных данных о возможности выезда осужденного к иному месту жительства либо пребывания, суд определяет данную территорию границами муниципального образования г. Волхов Ленинградской области.
Учитывая отсутствие у Скобелева А.В. места жительства либо места пребывания и неподтвержденность возможности его проживания по указанному в ходе судебного разбирательства адресу, оснований для установления административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 06 часов, не имеется.
Исходя из вышеизложенного, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению частично.
Суд полагает необходимым разъяснить Скобелеву А.В., что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений при изменении обстоятельств.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Федерального казённого учреждения Лечебное исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия удовлетворить частично.
Установить в отношении Скобелева Андрея Владимировича, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, административный надзор сроком на 10 (десять) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания с установлением следующих ограничений:
- обязать Скобелева Андрея Владимировича являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц для регистрации;
- запретить Скобелеву Андрею Владимировичу выезд за пределы территории муниципального образования г. Волхов Ленинградской области.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения судом через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья А.В. Тугорева
Решение в окончательной форме изготовлено 16.01.2019.