№ 2-250/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.
при секретаре Козловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 14 апреля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Налимова А.В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республике Коми о признании решения незаконным, перерасчете трудовой пенсии по старости,
установил:
Налимов А.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 341 от 30.12.2013, в части отказа в учёте сведений о заработной плате за период работы в Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении <данные изъяты> с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указал, что пенсионным органом необоснованно не принята в качестве подтверждающей сведения о получении заработной платы справка, выданная ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика». Факт работы истца в спорный период на Выльгортской сапоговаляльной фабрике Сыктывкарского производственного кожевенно-обувного объединения <данные изъяты>» подтвержден вступившим в законную силу решением суда. Полагает, что он лишен возможности подтвердить заработок в спорные периоды иным образом. Просит произвести перерасчет пенсии по старости с учетом данных о заработной плате с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении <данные изъяты>», содержащихся в справке, выданной ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика».
ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика», привлеченное к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 04.03.2014, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании истец Налимов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в Сыктывдинском районе Республики Коми Булавина А.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан обоснованно, в рамках действующего законодательства РФ, составлен Протокол от 30.12.2013 № 341 согласно которого сведения о заработной плате за период работы в Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении <данные изъяты> <дата> содержащиеся в справке, выданной ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика», не учтены, поскольку ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика» не является правопреемником Сыктывкарского производственного кожевенно-обувного объединения <данные изъяты> Факт работы истца на указанном предприятии подтвержден свидетельскими показаниями, однако сведения о получении заработной платы должны быть подтверждены исключительно письменными документами.
Участвуя ранее в судебном заседании, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директор ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика» Шкодник А.Н., действующий на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц в судебном заседании указал, что ранее ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика» состояла в структуре Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении <данные изъяты> Все расчетные документы работников фабрики велись и хранились непосредственно в ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика», согласно этим документам истцу и была выдана справка. В настоящее время Сыктывкарское производственное кожевенно-обувное объединение <данные изъяты> хотя и значится в качестве действующего юридического лица, однако деятельность свою не осуществляет, документы по предприятию в архив не передавало, отсутствует возможность оформить передачу документов в отношении работников в установленном порядке.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
20.11.2013 Налимов А.В. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в Сыктывдинском районе Республики Коми с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. К заявлению истцом приложена, в том числе справка, выданная ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика» за период работы в Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении «<данные изъяты> с <дата>. В справке отражена информация, о начислении в указанные периоды истцу заработной платы.
Согласно расписке-уведомлению о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии от 20.11.2013 Налимову А.В. предложено в срок до 20.02.2014 предоставить документы, подтверждающие периоды работы с <дата> в Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении <данные изъяты>
30.12.2013 решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда России в Сыктывдинском районе Республики Коми сведения о заработной плате в периоды работы с <дата> в Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении <данные изъяты> подтвержденные справкой ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика», не учтены при оценке пенсионных прав истца.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Налимова А.В. в суд с настоящим иском.
На момент рассмотрения дела пенсия истцу назначена на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Размер пенсии рассчитан без учета заработной платы с <дата> по справке ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика».
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер трудовой пенсии рассчитывается индивидуально и зависит от нескольких факторов одновременно, в том числе и от уровня среднемесячного заработка.
Из названного Федерального закона следует, трудовые пенсии могут состоять из трех частей, в т.ч. страховой, которая рассчитывается при оценке пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, исходя из величины среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона заработная плата - это среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 г. по сведениям индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующим работодателем либо государственными органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Получение гражданами заработной платы в определенном размере относится к числу фактов, от которых зависит расчет пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка у данных лиц.
В случае невозможности получения гражданами надлежащих документов, удостоверяющих получение заработной платы в определенном размере, во внесудебном порядке, установление указанных фактов, имеющих юридическое значение, возможно в судебном порядке.
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и п. 2 ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Положением п. 2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002 (ред. от 12.03.2010), определено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, должны быть приложены документы о среднемесячном заработке за 2000-2001 г. или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности.
Согласно п. 26 приведенного Постановления среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В соответствии с совместным Письмом Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г. в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно записям трудовой книжки, <дата> Налимов А.В принят в Сыктывкарское производственное кожевенно-обувное объединение <данные изъяты> в качестве ученика <данные изъяты>, <дата> – уволен <данные изъяты>.
<дата> истец принят на работу в Сыктывкарское производственное кожевенно-обувное объединение <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, <дата> – уволен <данные изъяты>
Согласно справкам администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от <дата>, ГУ «Республиканский архив документов по личному составу» от <дата> документы по личному составу Сыктывкарского производственного кожевенно-обувного объединения <данные изъяты> в архив не поступали, в связи с чем, отсутствуют сведения о работе и заработной платы Налимова А.В. в названной организации.
Справки ГУ РК «Национальный архив РК» от <дата>, а также МБУ «Муниципальный архив Сыктывдинского района» от <дата>, содержат аналогичные сведения.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Так, решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми 21.01.2014 установлен факт работы Налимова А.В. в Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении <данные изъяты>» в период с <дата>
В материалах дела имеются письменные сведения, предоставленные ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика», указывающие, на получение истцом в спорный период заработной платы, а именно «Расчетные книжки по сапоговаляльной фабрике» за <данные изъяты> годы, из которых усматривается получение истцом заработной платы в спорные периоды в размере, указанном в оспариваемой ответчиком справке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что представленная истцом справка, содержащая сведения о размере его заработка, а также Расчетные книжки по сапоговаляльной фабрике, трудовая книжка являются документами, косвенно подтверждающими фактический заработок работника на конкретном предприятии, и, следовательно, на основании данных документов можно сделать точный вывод об индивидуальном характере заработка Налимова А.В.
По убеждению суда то обстоятельство, что справка выдана истцу не правопреемником организации, в которой он работал, не является основанием для отказа в ее принятии, поскольку указанная организация располагает первичными документами о начислении и выплате заработной плате.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что при перерасчете исходя из размера заработной платы, указанного в названной справке, размер трудовой пенсии истца увеличится.
При таких обстоятельствах, требования истца о перерасчете пенсии по старости с учетом данных о заработной плате с <дата> на работе в Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении <данные изъяты> содержащихся в справке, выданной ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика», являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истца о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, суд находит их не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на момент обращения Налимова А.В. с заявлением о назначении ему пенсии на льготных условиях в ГУ УПФ России по Сыктывдинскому району РК, решение пенсионного органа об отказе включения определенных периодов в стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии, было законным и обоснованным, поскольку не было представлено документа, подтверждающего факт работы и получение заработной платы в оспариваемые периоды в Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении <данные изъяты>
В настоящее время нет оснований полагать, что вынесенным решением пенсионные права Налимова А.В. нарушены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
На основании пункта 2 вышеуказанной нормы права заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Минтруда РФ №16, ПФ РФ №19па от 27.02.2002 года «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).
Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателем пенсии.
Вышеуказанные положения закона предусматривают, что заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов. Соответственно определяется и день перерасчета пенсии – в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета. Никакого льготного времени для предоставления недостающих документов в данном случае законом не предусмотрено.
Поскольку факт работы и получения заработной платы установлены судом только в ходе судебного разбирательства, датой перерасчета пенсии следует определить момент вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Налимова А.В. удовлетворить.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республике Коми произвести перерасчет трудовой пенсии по старости Налимову А.В. на основании сумм заработка, указанных в справке, выданной ОАО «Выльгортская сапоговаляльная фабрика», за период работы в Сыктывкарском производственном кожевенно-обувном объединении <данные изъяты> с <дата>, с <дата>, - со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18.04.2014.
Судья Е.В.Баудер