Дело 2- 3185 (2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 25 декабря 2018 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при секретаре Кузнецовой М.Е.,
с участием представителя истца адвоката Зотова С.В.,
представителя ответчика Королевой О.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Анны Сергеевны, Азиатцевой Людмилы Ивановны, Боровкова Дмитрия Сергеевича к Муниципальному образованию «город Пермь» в лице Администрации города Перми о заключении договора изъятия квартиры, взыскании выкупной цены,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеева А.С., Азиатцева Л.И., Боровков Д.С. обратились в суд с иском к Муниципальному образованию «город Пермь» в лице Администрации г. Перми о заключении договора изъятия квартиры, взыскании выкупной цены.
С учетом уточненного искового заявления требования истцов мотивированы тем, что они являются собственниками 3-комнатной квартиры, общей площади 51,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, у каждого по № доли в праве собственности, на основании соглашения об определении долей в квартире от 18.02.2017 г. что подтверждается выпиской из ЕГРП от 27.02.2017г.
В соответствии с заключением ООО «Проектное бюро «Капель» от 30.06.2015 г. объект обследования - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в целом не соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве. Общее состояние конструкций здания, согласно ГОСТ Р 53778-2010 здания и сооружения «Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценено как аварийное. С учётом значительного физического износа здания, расположенного по адресу: <адрес> (76%-недопустимое состояние согласно п. 7.10 заключения) и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций (согласно ведомости дефектов и повреждений) рекомендуется признать его аварийным и подлежащим сносу. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций. Согласно заключению МВК № от 15.10.2015 г. многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно распоряжению начальника УЖО администрации города Перми № СЭД-11-01-04-4 от 15.01.2016 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно отчету ООО «МВМ - Оценка» № от 20.06.2018г. рыночная стоимость № доли в 3-комнатной квартире, общей площадью 51,7 кв.м., в том числе жилой площадью 32,2 кв.м., на 2 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади указанной квартиры, адрес объекта: <адрес>, составляет 610 000 рублей; величина убытков, причиненных собственнику изъятием № доли в 3-комнатной квартире, общей площадью 51,7 кв.м., в том числе жилой площадью 32,2 кв.м., на 2 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома: расположенной по адресу: <адрес>, составляет 70 000 рублей.
Рыночная стоимость права требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт № доли в 3-комнатной квартире, общей площадью 51,7 кв.м., в том числе жилой площадью 32,2 кв.м., на 2 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, расположенной по адресу:<адрес>, составляет 109 381,08 рублей.
Итого, размер возмещения за изъятие № доли в праве собственности на квартиру, составляет 789 381,08 рублей, а всей квартиры - 2 368 143,24 рублей.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2018г. № 217-п утверждена региональная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы.
Согласно п.2.2.1. Постановления, переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных аварийными и подлежащих сносу, в благоустроенные жилые помещения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ.
Согласно разделу (V) Постановления, в рамках Программы предполагается осуществить долевое финансирование переселения граждан из жилищного фонда признанного аварийным после 1 января 2012 года на территориях муниципальных образований Пермского края, в том числе город Пермь.
Согласно п. 7.1 Постановления объем финансирования на проведение в рамках реализации Программы мероприятий по расселению жилищного фонда определен исходя из перечня аварийных многоквартирных домов, площади расселяемых жилых помещений, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, планируемого размера социальных выплат, предоставляемых гражданам в порядке, утвержденном постановлением Правительства Пермского края об утверждении порядка предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы, приведен в приложении 1 к настоящей Программе. Включение многоквартирных домов в Перечень осуществляется на основании муниципальных адресных программ по расселению аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Пермского края.
Согласно п.7.5. Постановления, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами: предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых помещений; предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном ЖК РФ: путем выплаты собственникам выкупной цены за изымаемые в муниципальную собственного жилые помещения; путем предоставления гражданам социальных выплат на приобретение жилых помещений.
Постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018г. № 286-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012г., в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. № 109-п, Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012г., в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020г.г., утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. № 110-п.
Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018 № 123-п утверждена на 1 квартал 2018г. средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади по г.Перми для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений в размере 48 638 рублей.
Многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы не вошел, хотя при этом, признан аварийным и подлежащим сносу еще 15.10.2015г. Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 2-430/2018 установлено длительное бездействие администрации г.Перми, выразившееся в непринятии мер, определенных ч.10 ст. 32 ЖК РФ.
Считает, что, учитывая принцип равенства, закрепленного в ст.19 Конституции РФ, выкупная цена должна определяться в соответствии с указанным Постановлением, в противном случае собственники изымаемых жилых помещений будут находиться в неравном положении.
Итого, размер возмещения за выкупаемую № долю в праве на жилое помещение, в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 года № 123-п, составляет 926 067,52 рублей (48 638 рублей х 51,7/3 кв.м.), а размер возмещения за все выкупаемое жилое помещение - 2 778 202,56 рублей.
Просят обязать Муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми заключить договор изъятия 3-комнатной квартиры, общей площадью 51,7 кв.м., в том числе жилой площадью 32,2 кв.м., на 2 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с Алексеевой А.С., Азиатцевой Л.И., Боровковым Д.С. за выкупную цену в размере 2 778 202,56 рублей, по 926 067,52 рублей каждому; взыскать с Муниципального образования "город Пермь" в пользу Алексеевой А.С., Азиатцевой Л.И., Боровкова Д.С. выкупную цену за 3-комнатную квартиру, общей площадью 51,7 кв.м., в том числе жилой площадью 32,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, по 926 067,52 рублей каждому.
Истцы Алексеева А.С., Азиатцева Л.И., Боровков Д.С. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель истца Зотов С.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в уточненном искового заявления.
Представитель ответчика Королева О.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва, из которого следует, что заключением межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г. Перми от 15.10.2015 года № 315 многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения специализированной организации ООО «Проектное бюро «Капитель». Распоряжением Начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 15.01.2015 года № СЭД-11-01-04-4 «О признании многоквартирных домов аварийными о подлежащими сносу» собственникам жилых помещений было предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течении 6 месяцев со дня получения уведомления.
В соответствии с Распоряжением меры по отселению граждан проживающих в доме <адрес> будут приняты в срок до 31.12.2023 года.
Уведомления о признании дома аварийным и подлежащим сносу были направлены собственникам жилых помещений.
Данный дом не включен ни в региональную, ни в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, так же не включен и в муниципальную адресную программу по сносу, реконструкции домов в целях развития застроенных территорий г. Перми на 2018 -2020 годы, утвержденную постановлением администрации города Перми от 26.06.2013 № 520.
При признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу жилищные правоотношения с собственниками разрешаются в порядке ст. 32 ЖК РФ.
Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дома, в котором находится жилое помещение, для государственных и муниципальных нужд.
Выкуп помещения производится только после вынесения решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, однако данного решения администрацией не принималось, соответственно, не принималось решение об изъятии жилых помещений в данном доме, в связи с чем, считает, что обращение истцов с требованием о выкупе объекта недвижимости не порождает у ответчика обязанности по выкупу жилого помещения.
Соглашение между истцами и ответчиком о выплате выкупной цены либо о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену не достигнуто. Срок расселения жителей дома, к которым относятся и собственники жилых помещений в спорном доме, определен до 31.12.2023г., этот срок на дату разрешения спора не истек, считает, что именно в течение данного периода в установленном законом порядке возможна реализация истцом своих прав. Многоквартирный дом по <адрес> в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы не вошел, соответственно размер возмещения, который определен в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. №123-п истцам выплачен быть не может. Также указала, что договор не может быть заключен в принудительном порядке, может быть взыскана выкупная цена по решению суда. Действующим законодательством не предусмотрено изъятие доли в жилом помещении.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с ч.1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
В судебном заседании установлено, что Алексеева А.С., Азиатцева Л.И., Боровков Д.С. являются собственниками 3-комнатной квартиры, общей площади 51,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, у каждого по № доли в праве собственности.
На основании заключения межведомственной комиссии № от 15.10.2015г., назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г.Перми от 11.04.2013г. № СЭД-07-05-76, жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № СЭД-11-01-04-4 от 15.01.2016г. многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений предложено освободить занимаемые жилые помещения в течение 6 месяцев с даты получения уведомления, снести аварийные дома в течение 6 месяцев с даты получения уведомления.
Судом установлено, что указанный многоквартирный дом не включен в перечень аварийных многоквартирных домов г.Перми, подлежащих расселению в рамках утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018г. №217-п региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда по территории Пермского края на 2018-2020 годы.
Решение об изъятии у собственников жилых помещений многоквартирного дома и земельного участка под многоквартирным домом по адресу <адрес> администрацией МО «Город Пермь» не принималось.
Согласно Отчету ООО «МВМ - Оценка» № от 20.06.2018г. рыночная стоимость № доли в 3-комнатной квартире, общей площадью 51,7 кв.м., в том числе жилой площадью 32,2 кв.м., на 2 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади указанной квартиры, адрес объекта: <адрес>, составляет 610 000 рублей.
Согласно Отчету МВМ-Оценка № от 20.06.2018г величина убытков, причиненных собственнику изъятием № доли в 3-комнатной квартире, общей площадью 51,7 кв.м., в том числе жилой площадью 32,2 кв.м., на 2 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома: расположенной по адресу: <адрес>, составляет 70 000 рублей.
Согласно заключения эксперта ФИО1 № от 22.11.2018г. рыночная стоимость компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома по <адрес> пропорционально доле собственника 3-комнатной квартиры, общей площадью 51,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> по состоянию на 01 ноября 2018г. составляет 300 000 рублей.
Установив данные обстоятельства, доводы представителя администрации о несоблюдении предусмотренной законом обязательной процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, суд находит необоснованными, по следующим основаниям.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г.№ 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
На основании ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Частью 8 ст. 32 Кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В силу ч. 10 ст. 32 названного Кодекса признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 статьи 32 данного Кодекса.
Исходя из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Действительно, как следует из материалов дела и объяснений представителей сторон, процедура изъятия жилого помещения в данном случае в полном объеме соблюдена не была, жилой дом не включен в адресную программу расселения.
Вместе с тем, в судебном заседании достоверно установлено, что жилой дом, в котором расположено жилое помещение истца, уполномоченным органом признан аварийным и подлежащим сносу, органом местного самоуправления принято решение о сносе данного дома, на собственников жилых помещений дома возложена обязанность по его сносу, при этом, срок сноса дома истек, однако никаких мер собственниками по сносу МКД не предпринималось.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Согласно исследованного в судебном заседании заключению ООО «Проектное бюро «Капитель» по результатам обследования жилого дома по адресу: <адрес>, установлено следующее состояние: разрушение асбестоцементных листов кровельного покрытия, массовые протечки кровли, отсутствие водоотливов с кровли здания, местное разрушение, поражение гнилью карнизной части стенового ограждения; следы периодического замачивания, поражение гнилью деревянной конструкции стропильной системы, разрушение, биологическое поражение отмостки по всему периметру здания, разрушение каменной кладки стенового ограждения на локальных участках, выкрашивание раствора; развитие сквозных трещин в стенах здания, развитие деформаций фундамента; осадка отдельных участков здания; разрушение отделочных покрытий внутренних помещений; износ досок пола и лестничного марша; поражение гнилью и жучком досок пола, прогибы, просадки; разрушение штукатурного слоя перекрытия с оголением деревянной дранки, поражение гнилью; прогиб перекрытия; нарушение теплоизоляции инженерных систем; глубокая коррозия элементов инженерных систем. Общее состояние дома оценено как аварийное. С учетом значительного физического износа здания (76% - недопустимое состояние) и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций (согласно ведомости дефектов и повреждений) рекомендовано признать его аварийным и подлежащим сносу. При этом недопустимое состояние-это категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).
На основании данного заключения было принято решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, судом установлены факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме граждан, поскольку очевидно, что указанные недостатки дома свидетельствуют о том, что он грозит обвалом и проживание в таком доме представляет опасность для граждан.
При таких обстоятельствах применительно к вышеизложенным разъяснениям Верховного Суда РФ расселение граждан из спорного жилого дома должно производиться незамедлительно и не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, для муниципальных нужд, об изъятии жилого помещения, и, как следствие, совершения ответчиком необходимой процедуры в рамках положений ст. 32 Жилищного кодекса РФ, равно как не может быть поставлено такое право граждан в зависимость и от включения либо не включения многоквартирного дома в соответствующую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, которое позволило бы собственнику жилого помещения в таком доме воспользоваться правом на защиту нарушенного права.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства состояния жилого дома, аварийное состояние которого создает опасность для жителей дома, длительное бездействие администрации МО «Город Пермь», выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ по изъятию земельного участка и жилых помещений дома, а также не включение аварийного многоквартирного дома, в котором находится квартира истца, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2018-2020 годы, суд считает, что у истцов имеются основания для реализации защиты нарушенного права путем выкупа жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, без завершения процедуры изъятия земельного участка органом местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым, удовлетворить заявленные истцов требования о взыскании с ответчика - Муниципальное образование «город Пермь» выкупной цены принадлежащей им 3-комнатной квартиры, общей площадью 51,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с учетом удовлетворения данных требований, возложение обязанности на ответчика по заключению договора изъятия указанного жилого помещения, суд считает излишним.
При определении размера выкупной цены подлежащей взысканию с ответчика, суд отмечает, что порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. В выкупную цену включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, выкупная цена включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Поскольку положениями статей 36 - 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Таким образом, при определении выкупной цены принадлежащей истцу квартиры должна учитываться рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом их доли в праве общей собственности на такое имущество на праве собственности, а также убытки, причиненные изъятием у истца жилого помещения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки.
Таким образом, иной порядок определения выкупной цены, кроме как определения рыночной стоимости жилого помещения, и убытков причиненные собственнику его изъятием, законом не предусмотрен.
Ссылку истцов на Региональную адресную программу по переселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018 № 217-П нельзя признать состоятельной, поскольку из содержания Программы усматривается, что ее реализация направлена на предоставление субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы, и исключительно в отношении перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках данной Программы (Перечень приведен в приложении 1 к настоящей Программе).
Вместе с тем, многоквартирный <адрес> в региональную адресную программу по расселению аварийного жилья на территории Пермского края на 2018-2020 годы не включен, соответственно размер возмещения, который определяется в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 № 123-п, выплате истцам не подлежит.
Данный нормативный акт Правительства Пермского края в части определения списка, включенным в него домов, не оспорен, а предметом настоящего спора не являлось ни обжалование нормативного акта, ни обжалование действий (бездействия) органов власти относительно включения в программу жилого дома.
Доводы истцов о наличии правовых оснований для включения многоквартирного дома в указанную программу судом приняты быть не могут, поскольку это предполагает по существу изменение нормативного акта органа государственной власти Пермского края, а также возложение обязанности по финансированию расходов, не предусмотренных бюджетом Пермского края для этих целей при том, что такие требования суду не заявлялись. При таких обстоятельствах, во взыскании выкупной цены исходя из расчета 48 638 рублей за квадратный метр истцам следует отказать.
Таким образом, при определении рыночной стоимости 3-комнатной квартиры по адресу: <адрес> и величины убытков, причиненных собственникам изъятием 3-комнатной квартиры, суд считает возможным принять во внимание Отчет № от 20.06.2018г., представленный истцами, поскольку он соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и собранным по делу доказательствам не противоречит.
Ответчиком иного расчета рыночной стоимости и величины убытков, причиненных собственнику изъятием квартиры, не представлено, представленный истцами отчет ответчиком в судебном заседании не оспаривались, ходатайств о назначении по делу экспертизы в части определения рыночной стоимости квартиры и убытков не заявлялось.
Согласно правовой позиции, выраженной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), в разделе II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания», выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Администрацией г.Перми суду не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали, что до приватизации первой квартиры в жилом доме по <адрес>, 1953 года постройки, был произведен капитальный ремонт.
Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не согласилась с размером компенсации за не произведенный капитальный ремонт в размере 109 381,08 рубль, определенным Отчетом №, представленном истцами.
Определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 01.11.2018г. по ходатайству ответчика по делу назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО1
Согласно заключения эксперта ФИО1 № от 22.11.2018г. рыночная стоимость компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома по <адрес> пропорционально доле собственников 3-комнатной квартиры, общей площадью 51,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.11.2018г. составляет 300 000 рублей.
Суд полагает, что оснований не согласиться с указанным экспертным заключением в части определения компенсации за не произведенный капитальный ремонт не имеется, так как оно не содержит в себе каких-либо неясностей и противоречий, соответствует требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также положениям гражданско-процессуального законодательства о заключении эксперта и может быть принято в качестве относимого и допустимого доказательства. Определение компенсации за не произведенный ремонт проведено после исследования жилого дома и представленных материалов дела с учетом доли собственника в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество многоквартирного дома. Заключение эксперта содержит описание объекта оценки, обоснование использования методов при проведении экспертизы, перечень использованных данных с указанием источников их получения, определения стоимости компенсации и ее итоговую величину, перечень документов, используемых экспертом и устанавливающих качественные характеристики объекта оценки, выводы эксперта мотивированы. Эксперт, проводивший экспертизу, имеет специальное образование, соответствующую квалификацию, длительный стаж
оценочной деятельности. Кроме того, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Алексеевой А.С., Азиатцевой Л.И., Боровкова Д.С. выкупную цену в порядке ч. 7 ст. 32 ЖК РФ в размере 733 333 рубля каждому, которая включает в себя исходя из доли каждого собственника: рыночную стоимость № доли в 3-комнатной квартиры по адресу: <адрес>, включая рыночную стоимость земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома - 610 000; величину убытков, причиненных собственнику изъятием № доли в 3-комнатной квартире - 23 333 рубля; рыночную стоимость права требования компенсации за не произведенный капитальный ремонт - 100 000 рублей.
При этом суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что величина убытков, причиненных собственникам изъятия доли в 3-х комнатной квартиры, общей площадью 51,7 кв.м. в размере 70 000 руб. составляет величину убытков за изъятие в целом жилого помещения, что соответствует требованиям ст. 32 ЖК РФ, а не доли каждого собственника.
В остальной части требований Алексеевой А.С., Азиатцевой Л.И., Боровкова Д.С. следует отказать.
В силу положений ч.1 ст. 235 ГК РФ в связи с выкупом ответчиком жилого помещения, право собственности на него у истца прекращается и в силу положений ч.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на выкупаемое имущество переходит к муниципальному образованию «город Пермь».
Учитывая, что данные правовые последствия изъятия жилого помещения предусмотрены законом, суд считает возможным, независимо от отсутствия данных требований в исковом заявлении, указать в резолютивной части решения на то, что в связи с выкупом жилого помещения у Алексеевой А.С., Азиатцевой Л.И., Боровкова Д.С. подлежит прекращению их право собственности на квартиру, общей площадью 51,7 кв.м. по адресу: <адрес>, с учетом доли нормативного размера (пропорционально размеру общей площади квартиры) земельного участка, расположенного под данным многоквартирным домом, и возникновение у муниципального образования «город Пермь» права собственности на указанное выше жилое помещение с учетом нормативного размера (пропорционального размеру общей площади квартиры) земельного участка, расположенного под многоквартирным домом.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Муниципального образования «город Пермь» в лице администрации г.Перми в пользу Алексеевой Анны Сергеевны, Азиатцевой Людмилы Ивановны, Боровкова Дмитрия Сергеевича выкупную цену за трехкомнатную квартиру общей площадью 51,7 кв.м., в том числе жилой площадью 32,2 кв.м. на 2 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в размере 733 333 рубля каждому.
Прекратить за Алексеевой Анной Сергеевной, Азиатцевой Людмилой Ивановной, Боровковым Дмитрием Сергеевичем за каждым право собственности на № доли жилого помещения - трехкомнатную квартиру общей площадью 51,7 кв.м., в том числе жилой площадью 32,2 кв.м. на 2 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом доли нормативного размера земельного участка, расположенного под данным многоквартирным домом.
Признать за муниципальным образованием «город Пермь» право собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 51,7 кв.м., в том числе жилой площадью 32,2 кв.м. на 2 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом доли нормативного размера земельного участка, расположенного под данным многоквартирным домом.
В остальной части требований Алексеевой А.С., Азиатцевой Л.И., Боровкову Д.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца через Мотовилихинский районный суд города Перми со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2018г.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: И.В. Панькова