УИД 63RS0007-01-2020-003340-31
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2020 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Серовой С.Н.,
с участием помощника прокурора Скидан Ю.А.,
при секретаре Высотиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Волжского района Самарской области, действующего в интересах Рычкова Н. А. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес>, действующий в интересах Рычкова Н.А., обратился в суд к Администрации муниципального района <адрес>, указав, что Рычков Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании протокола заседания жилищной комиссии Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № Рычков Н.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени жилое помещение Рычкову Н.А. не предоставлено. Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений у Рычкова Н.А. отсутствуют права на объекты недвижимого имущества. Рычков Н.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Из содержания ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, норм Жилищного кодекса РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» в их системной взаимосвязи следует, что обязанность государства по обеспечению вне очереди жилым помещением Рычкова Н.А. не ставится в зависимость от каких-либо условий. Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, Рычков Н.А., вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права-права на получение жилого помещения вне очереди. Вместе с тем, до настоящего времени органом местного самоуправления жилое помещение Рычкову Н.А. во внеочередном порядке не предоставлено, чем нарушаются его права. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор Волжского района Самарской области просил суд обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области обеспечить Рычкова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилищного помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Волжского района Самарской области Скидан Ю.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица МКУ Отдел по делам семьи, материнства и детства Администрации муниципального района Волжский Самарской области по доверенности Мерлинова С.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Из материалов дела следует, что на основании выписки из Постановления Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, Рычков Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей – сироти детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В настоящее время Рычков Н.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
На основании Постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Об установлении опеки над несовершеннолетним Козловым Н.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., опекуном назначена бабушка Рычкова Л.В.. Постановлением Главы муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Козлову Н. А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., была присвоена фамилия – Рычков.
Право на приватизацию на территории г. Самары и Волжского района Рычков Н.А. не использовал, что подтверждается справкой Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
01.01.2013г. вступил в действие Федеральный закон №15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которым внесены изменения в ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 26.3 Федерального закона №184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящей редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона №15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего закона.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (далее - Закон № 135-ГД) жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Законом № 135-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона № 135-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона № 135-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности,
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Вместе с тем, согласно ст. 3 Закона № 135-ГД проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Кроме того, согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 №85-В08-3, а также Обзора практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную поддержку в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ реализация прав на предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, а также имеющих право на получение жилой площади; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от того, что не ведется строительства жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья и т.д., поскольку все эти доводы не основаны на законе.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требовании Прокурора Волжского района Самарской области в интересах Рычкова Н.А. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Волжского района Самарской области, действующего в интересах Рычкова Н. А. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области обеспечить Рычкова Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Указать, что на основании решения суда Рычков Н. А. не имеет преимущественного права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда по отношению к другим детям-сиротам, поставленным Администрацией муниципального района Волжский на учет для получения такого жилого помещения.
Предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда должно производится по мере поступления средств из областного бюджета в порядке очередности, исходя из даты обращения детей-сирот в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: С.Н. Серова