Дело №2-238/2018 Изг. 09 апреля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года г. Ростов Ярославская область
Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Яковлевой Л.В.,
при секретаре Корабельниковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесовой Юлии Викторовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонному), Кузнецовой Ольге Викторовне о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений,
УСТАНОВИЛ:
Колесова Ю.В. обратилась в суд с исковым заявлением о восстановлении срока для обращения в Пенсионный фонд для получения средств пенсионных накоплений, умершей ДД.ММ.ГГГГ матери – ФИО1.
В качестве основания исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за которою в Пенсионный фонд Российской Федерации в установленном порядке уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. ДД.ММ.ГГГГ она случайно узнала от родственника о своем праве на получение накопительной части пенсии, обратилась в Пенсионный Фонд за соответствующими выплатами, но получила отказ в связи с истечением 6-ти месячного срока для обращения. Просит восстановить пропущенный срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, которые уплачивались в Пенсионный фонд Российской Федерации за ее мать, как за застрахованное лицо, на финансирование накопительной части трудовой пенсии, указав, что в соответствии с действующим законодательством, Пенсионный Фонд был обязан известить ее заказным письмом с уведомлением о вручении, согласно п.8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил выплаты ПФ РФ правопреемником умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета»
В судебном заседании Колесова Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что о наличии пенсионных накоплений ФИО1 узнала по истечении установленного законом срока и сразу же обратились в суд с заявлением. В течении 6 месяцев после смерти матери она не обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, в том числе потому что, у нее был маленький ребенок - сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. К тому же после смерти матери она находилась в состоянии стресса.
Ответчик – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, в связи отсутствием уважительных причин пропуска установленного законом срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений после умершего застрахованного лица. Также УПФР сообщил, что наследником первой очереди является Кузнецова Ольга Викторовна (дочь), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая также знала о полагающихся выплатах.
Судом в качестве соответчика привлечена Кузнецова О.В.
Ответчик Кузнецова О.В. в судебном заседании участия не принимала, направила в суд своего представителя.
Представитель ответчика по ордеру адвокат Бурсин В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что истец пропустила установленный законом срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений более, чем на 8 лет, не представив уважительности причин пропуска срока, следовательно, законных оснований для восстановления пропущенного срока нет. Причины, обозначенные истцом, не являются уважительными.
Свидетель ФИО5, супруг истицы, допрошенный в судебном заседании, пояснил, что мать истца - ФИО1 умерла в ДД.ММ.ГГГГ, когда их совместному с истцом сыну было 3 месяца. Супруга не обратилась в Пенсионный Фонд за выплатой средств пенсионных накоплений в установленный законом срок после смерти матери, т.к. находилась в состоянии стресса, к тому же у неё на руках был маленький ребенок, которого она кормила грудью. Месяца через два после смерти матери они стали переезжать к отцу супруги, т.к. он остался один. К тому же они не знали, что можно обратиться в УПФР за выплатой средств пенсионных накоплений после умершей матери, узнали об этом только в ДД.ММ.ГГГГ года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в ч.7 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Возможность выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц предусмотрена пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 111-ФЗ. Такая выплата осуществляется при условии обращения за ней в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Порядок обращения правопреемников с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений до 01 января 2015 года был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2007 года N 741 (далее - Правила N 741), согласно которому обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по установленной форме. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений мог быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
Срок для подачи заявления в рассматриваемом случае истек ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился с таким заявлением к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного срока.
Заявление ответчика о пропуске срока исковой давности суд считает необоснованным, так согласно п.п. 1 и 3 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Истец в обоснование иска о восстановлении срока обращения с заявлением указывала на то, что смерть матери являлась для неё стрессом, к тому же в этот период времени у неё находился грудной ребенок, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное обстоятельство не свидетельствует об уважительной причине пропуска срока подачи заявления, при том, что на подачу заявления дается полгода со дня смерти лица, имевшего пенсионные накопления. Кроме того, и с учетом этого обстоятельства, истец в ДД.ММ.ГГГГ г. предпринимала действия по оформлению наследственного имущества (решение Ростовского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ), соответственно, имела возможность обратиться и к ответчику с заявлением о принятии пенсионных накоплений в срок, установленный законом, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с личностью истца, повлекших пропуск названного срока, истец суду не представил, при том, что именно на нем лежала обязанность по доказыванию этого обстоятельства (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормативные акты, устанавливающие право подачи истцом заявления о получении накоплений после смерти отца и срок обращения, опубликованы для всеобщего сведения, истец мог такую информацию получить своевременно (до истечения 6-месячного срока подачи заявления).
Довод истца о том, что уважительной причиной пропуска срока является неизвещение ее ответчиком о возможности подачи такого заявления, безоснователен.
В силу п. 8 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 741, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. и в юридически значимый период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Сторонами не оспаривается, что истец является правопреемником по закону, а не по заявлению, т.к. заявления о распоряжении средствами пенсионных накоплений отец истца при жизни не подавал. Таким образом, у ответчика отсутствовала обязанность уведомлять истца (правопреемника по закону) о возможности подачи заявления, т.к. информации об истце как правопреемнике умершего застрахованного лица у ответчика не имелось, доказательств обратного не представлено. Истец не представлял суду доказательств того, что у ответчика имелась информация о нем (как правопреемнике ФИО1), ответчик отрицает факт наличия такой информации. В отсутствие такой информации ответчик объективно лишен возможности уведомить истца, не зная о нем, его месте жительстве, т.к. уведомление происходит направлением заказного письма.
В указанной выше норме Правил регламентирован вопрос об извещении именно правопреемников по заявлению (когда у пенсионного органа, безусловно, есть информация о таком правопреемнике).
Учитывая, что истец не представил уважительных причин пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для вывода об уважительной причине пропуска истцом срока обращения в суд.
С учетом этого заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Колесовой Юлии Викторовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонному), Кузнецовой Ольге Викторовне о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Л.В. Яковлева