Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-38/2022 (2-465/2021;) ~ М-552/2021 от 22.12.2021

Дело № 2-38/2022       

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2022 года                                                                         пос. Ильинский

Ильинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего Стерховой А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Рудик Е.А.,

с участием представителя истца Мальцевой С.А. - Мишко М.В., по доверенности,

представителя ответчика администрации Ильинского городского округа - Васева С.А., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мальцевой Светланы Алексеевны к администрации Ильинского городского округа о возложении обязанности изъять путем выкупа жилой дом и земельный участок, взыскании выкупной цены, прекращения права собственности,

у с т а н о в и л:

Мальцева С.А. (далее - истец) обратилась в суд с иском к администрации Ильинского городского округа (далее - ответчик) о возложении обязанности изъять путем выкупа жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащих истцу на праве собственности, взыскании с администрации Ильинского городского округа выкупной цены жилого дома и земельного участка в размере 981 937,17 руб., в том числе рыночной стоимости жилого дома 841 000,00 руб., рыночной стоимости земельного участка 140 937,17 руб., прекращении права собственности истца на спорные объекты недвижимого имущества с момента выплаты выкупной цены.

В обосновании заявленных требований истец указал, что является собственником индивидуального жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 07.07.2021 № 29/2021 жилой дом признан непригодным для проживания. Жилой дом и земельный участок находятся в 15 метрах от берега р. Кама, который постоянно подмывается и разрушается, расстояние об берега ежегодно и критически сокращается, ежегодно берегообрушение достигает 1,5-2 метра. Таким образом, нахождение собственника недвижимого имущества и членов ее семьи в пределах опасной зоны вероятных разрушений небезопасно, существует угроза чрезвычайной ситуации, связанной с вероятным, прогнозируемым обрушением зданий, сооружений и пород. Существующая угроза обрушения исключает выполнение каких-либо ремонтных работ, необходимых для поддержания строений в надлежащем состоянии. Проживание в доме и пользование земельным участком и жилым домом невозможно в связи со сложившейся опасной ситуацией и необходимостью переселения истца и членов ее семьи. В связи с наличием непосредственной угрозы жизни и здоровью истца, проживающей в границах опасной зоны, истец считает, что принадлежащие ей на праве собственности спорные объекты недвижимого имущества, несмотря на несоблюдение процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса российской Федерации, подлежат изъятию и выкупу в соответствии с рыночной стоимостью спорных объектов органом местного самоуправления - администрацией Ильинского городского округа. В ответе администрации Ильинского городского округа от 05.09.2021 указано об отсутствии планов по выкупу участка истца.

Истец Мальцева С.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила представителя.

Представитель истца Мишко М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в нем, дополнительно пояснила, что постановлением администрации Ильинского городского округа от 23.07.2021 на истца возложена обязанность снести аварийный дом либо провести его капитальный ремонт в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, однако, учитывая ситуацию берегообрушения, проводить капитальный ремонт дома нецелесообразно, при этом ответчик не предпринимает каких-либо мероприятий для сохранности берега р. Кама. Указала, что скорость разрушения берега для установления факта, что истец лишится собственности, значения не имеет. Также пояснила, что истец не проживает в спорном жилом доме, поскольку он признан аварийным, а провести ремонтные работы не представляется возможным из-за разрушения берега, однако в летний период времени истец использует земельный участок, площадь которого с ДД.ММ.ГГГГ года не изменилась, однако расстояние от берега реки до забора сокращается. В доводах указала, что решением Ильинского районного суда аналогичные требования по иску прокурора в защиту интересов ФИО15 были удовлетворены.

Представитель ответчика Васев С.А. в судебном заседании исковые требования не признал, суду показал, что спорный дом является нежилым, истец в доме с момента вступления в наследство никогда не проживала. Пояснил, что в настоящее время расстояние от дома до берега составляет 34 метра, от границы земельного участка до берега - 18 метров, в связи с чем, угрозы для сохранности объектов недвижимого имущества и проживания людей не имеется.

В письменном отзыве, а также дополнении к отзыву на исковое заявление представитель ответчика указал, что действующим законодательством не предусмотрено обязанности по изъятию органами местного самоуправления для муниципальных нужд земельных участков с расположенными на них жилыми помещениями, в связи с чем использование финансовых средств для указанных целей будет являться нецелевым использованием бюджетных средств; применение аналогии при решении данного вопроса в земельном и жилищном законодательстве недопустимо, для истца спорный жилой дом не является единственным местом проживания; поскольку спорные объекты недвижимости расположены на берегу Камского водохранилища, находящегося в федеральной собственности, ответственность за берегообрушение несет Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, в связи с чем администрация Ильинского городского округа является ненадлежащим ответчиком; по данным Публичной кадастровой карты расстояние от берега до спорного дома составляет порядка 30 метров, в связи с чем угроза жизни и здоровья людей, проживающих в доме, отсутствует; поскольку собственник сам несет бремя содержания принадлежавшего ему имущества, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет собственник, спорные объекты недвижимого имущества были приобретены в собственность истца в ДД.ММ.ГГГГ году, когда уже происходило берегообрушение, истец должен был знать о последствиях приобретения жилого дома в районе берегообрушения в собственность; полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении Камского водохранилища органами государственной власти Пермского края органу местного самоуправления Ильинского городского округа не передавались (л.д. 107-110).

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 6), участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа (п. 8).

Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения, то есть изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом, пригодны для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения) (далее - Положение).

П. 7 Положения в частности установлено, что уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Таким образом, процесс изъятия земельного участка и жилого помещения невозможен без предварительного и равноценного возмещения изымаемого, другими словами, выкупа, который осуществляется Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.

Согласно разъяснениям, данными в п.п. «б» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как указано в п.п. «г» п. 20 указанного Постановления, соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

В силу п. 22 данного Постановления в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям указанным в данной норме.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пп. 4 п. 2 указанной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 настоящей статьи, должно быть обоснованно решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Из п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.

Как установлено судом, Мальцева Светлана Александровна, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома с надворными постройками и сооружениями, кадастровый , общей площадью 73 кв.м., количество этажей 2, материал наружных стен: рубленые, год завершения строительства 1927, кадастровая стоимость 401 367,20 руб., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 99-100, 103, 117-120, 121) и земельного участка, кадастровый , общей площадью 1356,6 кв.м., кадастровая стоимость 140 937,17 руб. (101-102, 104) на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения о разделе наследства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).

По данным ОМВД России по Ильинскому городскому округу от 29.12.2021 Мальцева Светлана Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. По адресу: <адрес> зарегистрированных по месту жительства граждан нет (л.д. 97, 122).

По данным Чермозского территориального отдела администрации Ильинского городского округа от 19.01.2022 Мальцева С.А. фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 154).

Мальцева Светлана Александровна, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 2-комнатной квартиры, кадастровый , общей площадью 54,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 111-116).

По сведениям Чермозского территориального отдела администрации Ильинского городского округа от 29.12.2021 в <адрес> в настоящее время никто не проживает, после смерти владельца дома ФИО4 (умерла в ДД.ММ.ГГГГ) в наследство вступила ее дочь Мальцева С.А., в доме с этого времени она не проживала и не была зарегистрирована, с ДД.ММ.ГГГГ года в доме поселился ее сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с сожительницей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не были зарегистрированы по данному адресу, с ДД.ММ.ГГГГ в доме (после рождения) проживает также их сын ФИО14 ФИО16, без регистрации, с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО5 не проживает по данному адресу, с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО6 и ФИО10 не проживают в данном доме, ввиду его аварийности (л.д. 73).

16.04.2021 Мальцева С.А. обратилась с заявлением в управление развития инфраструктуры администрации Ильинского городского округа о проведении обследования принадлежащего ей жилья, расположенного в <адрес> т.к. оно находится в зоне берегообрушения, а также о признании его непригодным для проживания, подлежащим сносу, предоставлении квартиры по договору социального найма или выплаты компенсации на приобретение другого жилья, соразмерно принятой площади (л.д. 126).

Межведомственной комиссией составлен Акт обследования помещения, расположенного по адресу: <адрес>, № 29/2021 от 07.07.2021, согласно которому по данному адресу расположен двухэтажный индивидуальный рубленый жилой дом, 1940 года постройки, состоит из комнаты и кухни, перекрытия деревянные, крыша скатная крытая старым кровельным железом, окна деревянные, отопление - печное, проводка открытая в ненормативном состоянии, канализация отсутствует, туалет по типу уличной уборной, водоснабжение - колонка. Комиссией выявлено разрушение фундамента, отсутствие отмостки, деформация стен, отклонение стен от вертикальной и горизонтальной осей, множественные следы гниения бруса стен, окна первого этажа находятся на уровне земли, частично лишены остекления, множественные протечки кровли, отклонение лестницы на 2-й этаж от вертикальной и горизонтальной осей, отклонение полов в помещении от горизонтальной оси. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: Жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и является непригодным для проживания, существует угроза обрушения из-за физического износа (л.д. 129-130).

Согласно Заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежат сносу и реконструкции, межведомственной комиссии № 29/2021 от 07.07.2021 жилое помещение - индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания (л.д. 131-132).

Постановлением администрации Ильинского городского округа от 23.07.2021 № 302-276-1.0-01-04 жилое помещение - индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания (п. 1). Собственнику жилого помещения рекомендовано осуществить его снос в разумный срок (не позднее, чем в течение 18 месяцев с даты вступления постановления в силу) или провести капитальный ремонт жилого помещения для приведения его в нормативное состояние (п. 2) (л.д. 127-128).

Мальцева С.А. 02.09.2021 обратилась в администрацию Ильинского городского округа с заявлением о выкупе жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 133-140).

Как следует из ответа администрации Ильинского городского округа на обращение от 15.09.2021 «в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса и ст. 30 Жилищного кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а в соответствии со ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. Индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным доля проживания в связи с физическим износом. В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса выкуп жилых помещений осуществляется у собственников многоквартирных домов признанных аварийными, подлежащими сносу, собственники индивидуальных жилых домов к этой категории не относятся. В связи с этим администрация Ильинского городского округа не планирует выкупать жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>» (л.д. 141).

Аналогичное содержание содержит ответ администрации Ильинского городского округа от 22.09.2021 (л.д. 151).

По данным управления развития инфраструктуры администрации Ильинского городского округа от 17.01.2022 сведений об обращении Мальцевой С.А. в администрацию Чермозского городского поселения не имеется. Мероприятия по берегоукреплению береговой линии р. Кама в границах г. Чермоз, в частности в зоне расположения жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, не проводились. Жилой дом по указанному адресу в зоне возможного затопления, подтопления паводками водами, а также в зоне берегообрушения р. Кама не находится (л.д. 125).

Из ответа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 08.02.2022 следует, что согласно п. 10 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 10.04.2007 № 219, ведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями орфометрических особенностей водоемов осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов (л.д. 188).

По данным Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 01.02.2022 берега Камского водохранилища повсеместно подвержены комплексному влиянию различных факторов, как природного характера, так и антропогенного. В соответствии с Программой мониторинга берегов водных объектов территория г. Чермоз не входит в перечень пунктов наблюдений. Для определения характера, скорости и зоны разрушения берега необходимо проведение натурных наблюдений сроком не менее трех лет. В настоящее время наблюдения за берегом Камского водохранилища в Ильинском городском округе осуществляются в п. Ильинский и д. Тупица. По данным мониторинга за 2020 год изменения берега Камского водохранилища в точках наблюдений составило: в п. Ильинском - 1,2 м, в д. Тупица - 0,5 м (л.д. 185).

Распоряжением администрации Ильинского городского округа от 31.01.2022 создана комиссия по обследованию жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>, для установления наличия угрозы берегообрушения со стороны Камского водохранилища в срок до 10.02.2022.

Как следует из акта обследования от 09.02.2022 Комиссия произвела обследование (внешний визуальный осмотр и обмеры) дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>. В результате обследования (внешнего визуального осмотра, обмера при помощи 50-метровой рулетки и изучения договора аренды земельного участка по <адрес>) установлено следующее: в доме в настоящее время никто не проживает, земельный участок не имеет сплошного ограждения, сохранились столбы, оставшиеся от прежней изгороди; южнее дома и земельного участка расположено Камское водохранилище с высоким обрывистым берегом, минимальное расстояние от берега до дома на уровне надворных строений составляет 34 метра, из них: от берега до границы земельного участка - 18 метров, от границы земельного участка до дома - 16 метров; между земельным участком по <адрес> и берегом Камского водохранилища расположен еще один земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 500,0 кв.м., кадастровый , находящийся в аренде у ФИО7 на основании Договор аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ , используемый для выращивания картофеля; по свидетельству ФИО7 разрушение берега происходит в результате подъема воды в Камском водохранилище, в настоящее время южная граница указанного земельного участка расположена на расстоянии от 2 (восточная часть) до 15 (западная часть) метров от берега Камского водохранилища, ранее расстояние до берега составляло от 10 (восточная часть) до 20 (западная часть) метров, длительное время границы земельного участка в результате действия берегообрушения Камского водохранилища не изменялись, в 2019 году произошло обрушение берега, и расстояние сократилось, достигнув современных размеров, в 2020-2022 годы крупного обрушения берега не происходило. Комиссия пришла к выводу, что в настоящее время угрозы со стороны берегообрушения Камского водохранилища для дома и земельного участка не существует.

Согласно строительно-технической экспертизе домовладения Мальцевой С.А. от 21.10.2021, выполненной специалистом-строителем ФИО11, предоставленной суду истцом, участок, на котором находится домовладение Мальцевой С.А., расположен в начале <адрес> на самом берегу Камского водохранилища, расстояние от участка до кромки обрыва береговой зоны составляет примерно 13-15 метров (п. 3.1). Участок между береговой зоной и жилой застройкой распахан, используется для выращивания картофеля (п. 3.2). В результате паводкового подъема воды весной береговая зона высокого берега постоянно разрушается, так как имеет глинистую структуру. Высота обрыва с отвесными стенками составляет до 16 м (п. 3.4). Линия обрыва не имеет опознавательных предупреждающих знаков опасности внезапного обрушения земли (п. 3.5). В результате визуального обследования участка домовладения и береговой зоны Камского водохранилища установлен факт абразии и природный риск опасности. Эксперт считает вероятной угрозу для жизни проживающих в домовладении людей, так как в период насыщения глинистых масс отвесного берега может возникнуть оползень. Кроме того, отсутствие опознавательных знаков обрыва в черте городской улицы может привести к несчастному случаю случайных людей, особенно детей. Существующая угроза обрушения исключает для владельцев домовладения перспективу выполнения каких-либо ремонтно-строительных работ, необходимых для поддержания строений в надлежащем состоянии (п. 4, Заключение № 1). Техническое состояние двухэтажного бревенчатого дома и пристроек к нему оценивается как аварийное - не пригодное для проживания. С учетом опасности отмеченной в заключении № 1 домовладение подлежит сносу (п. 6, Заключение № 2) (л.д. 75-91).

Согласно отчету об оценке № 301/21 от 10.11.2021, подготовленному ООО «Научно-производственная организация лаборатория технических экспертиз, предоставленной суду истцом, рыночная стоимость деревянного дома, общей площадью 73,0 кв.м., с придомовыми постройками, расположенный на участке общей площадью 1356,6 кв.м., составляет 841 000,00 руб. (л.д. 25-57).

Как следует из отчета об оценке № 51-01/22 от 28.01.2022, подготовленного ООО Агентство недвижимости «Мега-риэл», предоставленной суду ответчиком, по состоянию на 24.01.2022 рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, составляет: жилой дом, общая площадь 73 кв.м. - 110 000 руб., земельный участок, общая площадь 1356,6 кв.м. - 206 000 руб.

По данным ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» инвентаризационная стоимость объекта недвижимости - спорного жилого дома по состоянию на 11.05.2006 составляет 85 021 руб. Физический износ данного объекта недвижимости - 53 % на дату проведения технической инвентаризации 31.06.2006 (л.д. 106).

Таким образом, как следует из анализируемых правовых положений, процедуре выкупа жилого помещения предшествует процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем, суду не представлено доказательств проведения муниципальным образованием процедуры изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего истцу на праве собственности. Из ответов на обращения Мальцевой С.А. от 15.09.2021 (л.д. 141), 22.09.2021 (л.д. 151-152) следует, что администрация Ильинского городского округа не планирует выкупать спорный жилой дом и земельный участок.

Ссылка представителя истца на решение Ильинского районного суда Пермского края по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО17 не может быть принята судом во внимание, поскольку согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2017 № 24-П практикообразующее значение имеют только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации. По мнению суда, выводы суда, изложенные в судебных постановлениях по конкретным делам, сделаны исходя из конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.

Вместе с тем, суд приходит к мнению, что положения жилищного законодательства, регулирующие вопросы в части признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, не подлежат применению, поскольку истец является собственником индивидуального жилого дома.

Так, согласно п. 36 Положения непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, из буквального содержания данных положений следует, что жилое помещение (индивидуальный жилой дом) может быть признан только непригодным для проживания вследствие расположения в опасных зонах в том числе на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, но не аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, с учетом того обстоятельства, что 23.07.2021 спорный индивидуальный жилом дом, собственником которого является истец, в установленном порядке признан непригодным для проживания, при этом собственнику Мальцевой С.А. рекомендовано осуществить снос жилого помещения, истцу установлено требование по сроку сноса жилого помещения - в течение 18 месяцев с даты вступления в силу постановления, при этом срок, установленный для добровольного исполнения постановления в настоящее время не наступил, доказательств, что спорный жилой дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда суду не представлено, при этом земельный участок под жилым домом для муниципальных нужд не изымался, истец малоимущим или нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавалась, суд приходит к выводу о том, что у Мальцевой С.А. не возникло право требования денежных средств в счет возмещения за принадлежавшие ей на праве собственности жилой дом и земельный участок на основании ст. 32 Жилищного кодекса российской Федерации, и об отсутствии оснований для взыскания выкупной цены за счет средств муниципального района, от имени и в интересах которого действует Администрация Ильинского городского округа, которая является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и иных полномочий.

В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу, что исковые требования Мальцевой С.А. не подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.02.2022.

░░░░░                                                             ░.░. ░░░░░░░░

2-38/2022 (2-465/2021;) ~ М-552/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мальцева Светлана Александровна
Ответчики
Администрация Ильинского городского округа
Другие
Мишко Мария Викторовна
Суд
Ильинский районный суд Пермского края
Судья
Стерхова Анастасия Юрьевна
Дело на сайте суда
ilinsk--perm.sudrf.ru
22.12.2021Регистрация административного искового заявления
22.12.2021Передача материалов судье
24.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
24.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
17.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2022Дело оформлено
23.05.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее