УИД 63RS0№-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2021 года г. Самара
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
при секретаре судебного заседания Зацепиловой А.С.,
с участием помощника прокурора <адрес> Синцовой Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-1956/2021 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-6 У. России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении осужденного Семенова А. Г.,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-6 У. России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Семенова А.Г., осужденного приговором Кошкинского районного суда С. <адрес> от <дата> по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ к 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Осужденный Семенов А.Г. освобождается из ФКУ ИК-6 У. России по <адрес>, не имеет определенного места жительства, имеет неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания. За время отбывания наказания осужденный нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, поощрений не имеет. Состоял на обычных условиях отбывания наказания.
С целью предупреждения совершения повторных преступлений, административный истец в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить в отношении Семенова А.Г. административный надзор сроком на 3 года, установить следующие ограничения:
1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 до 07:00;
2) запретить посещение питейных заведений, кафе, баров, ресторанов осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив;
3) запретить выезд за пределы территории С. <адрес>;
4) обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Представитель административного истца ФКУ ИК-6 У. России по <адрес> в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Семенов А.Г. в судебное заседание не явился, согласно представленной в материалы дела справке с материалами дела об установлении административного надзора ознакомлен, копию административного иска получил, положения Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ и КАС РФ в части установления административного надзора ему разъяснены и понятны. Свою позицию по предъявленным требованиям не изложил.
Расписка об извещении о дате и времени судебного заседания администрацией исправительного учреждения административному ответчику не вручена, предоставлены сведения о том, что осужденный <дата> убыл в УР-65/9 г. Самара У. С. <адрес>.
В соответствии с положениями части 1 статьи 27 КАС РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> №, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела по месту принятия административного искового заявления, а в соответствии с положениями статьи 272 КАС РФ без участия сторон.
Помощник прокурора <адрес> Синцова Г.К. в судебном заседании дала заключение, в соответствии с которым полагает административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, в отношении административного ответчика подлежит установлению административный надзор на срок 3 года с установлением ограничений в виде запрета выезда за пределы территории С. <адрес>, установления явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 1 раз в месяц.
Выслушав заключение прокурора, изучив и проверив материалы дела, личного дела осужденного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-6 У. России по <адрес> подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступившим в законную силу – <дата>) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от <дата> №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Судом установлено и подтверждено материалами личного дела, что Семенов А.Г. отбывал наказание в ФКУ ИК-6 У. России по <адрес> по приговору Кошкинского районного суда С. <адрес> от <дата>, которым осужден по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ к 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
<дата> осужденный Семенов А.Г. убыл в УР-65/9 г. Самара У. С. <адрес>, освободился <дата> по отбытию срока, т.е. после вступления в законную силу Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 4 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» для установления административного надзора в отношении Семенова А.Г.
Административный надзор не относится к мерам ответственности за нарушения порядка отбывания наказания и согласно статье 2 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, имеющий цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение умышленного преступления при наличии в действиях опасного или особо опасного рецидива на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.
В соответствии со ст. 86 УК РФ (в редакции на дату совершения преступлений) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений небольшой тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, суд считает необходимым установить в отношении Семенова А.Г. срок административного надзора – три года.
Согласно ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «Онекоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что часть 1 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно характеристики, справки о поощрениях и взысканиях, осужденный Семенов А.Г. за время отбывания наказания нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, поощрений не имеет. Состоял на обычных условиях отбывания наказания. Характеризуется удовлетворительно.
При определении ограничений и обязанностей при установлении административного надзора в отношении Семенова А.Г. суд учитывает обстоятельства совершения им преступления, а также оценивает данные характеризующие личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания.
В силу требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» является обязательным установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории.
Принимая во внимание изложенные положения закона и учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения суд считает необходимым установить Семенову А.Г. следующие ограничения и обязанности:
- обязать явкой 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что соответствует обстоятельствам совершения преступления, данных характеризующих личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания;
- запретить выезд за пределы территории С. <адрес>, поскольку осужденный не имеет определенного места жительства, что следует из представленных материалов и приговора суда.
При этом судом не установлено оснований для установления ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 до 07:00, а также запрещения посещения питейных заведений, кафе, баров, ресторанов осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив.
Установленные в отношении Семенова А.Г. ограничения являются временным ограничением права и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, последний не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм статьи 9 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений.
Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, Федеральным законом от <дата> № 64-ФЗ «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-6 У. России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении осужденного Семенова А. Г. - удовлетворить частично.
Установить в отношении осужденного Семенова А. Г., <дата> года рождения, административный надзор сроком на 3 (три) года.
Установить в отношении Семенова А. Г., <дата> года рождения, следующие ограничения и обязанности:
- обязать явкой 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить выезд за пределы территории С. <адрес>.
В остальной части административного иска – отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или, фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Решение может быть обжаловано в С. областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Судья: В.А. Зинкин