дело № 3а-9/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Анадырь 9 июня 2020 года
Суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего судьи Принцева С.А.,
при секретаре Корегиной М.В.,
с участием представителя административного истца Центрального банка Российской Федерации Кузьминой А.К., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-9/2020 по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Чукотскому автономному округу Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Правительству Чукотского автономного округа, Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, Управлению Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
19 февраля 2020 года в суд Чукотского автономного округа поступило административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Чукотскому автономному округу Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Правительству Чукотского автономного округа, Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, Управлению Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с недостоверностью сведений о них, использованных при определении кадастровой стоимости.
Определением судьи суда Чукотского автономного округа от 18 марта 2020 года с согласия административного истца произведена замена филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу на надлежащего ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»).
В обоснование заявленных требований указано, что Центральному банку Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат находящиеся в собственности Российской Федерации земельные участки:
1) земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир существующее здание РКЦ. Почтовый адрес ориентира: Чукотский автономный округ, Билибинский район, г. Билибино, ул. Ленина, д. 6а (далее – земельный участок в г. Билибино);
2) земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир помещение II РКЦ. Почтовый адрес ориентира: Чукотский автономный округ, Чукотский район, с. Лаврентия, ул. Дежнева, д. 31 (далее – земельный участок в с. Лаврентия);
3) земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир существующее здание РКЦ. Почтовый адрес ориентира: Чукотский автономный округ, Иультинский район, пгт. Эгвекинот, ул. Ленина, д. 9а (далее – земельный участок в п. Эгвекинот);
4) земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир существующее здание РКЦ. Почтовый адрес ориентира: Чукотский автономный округ, Анадырский район, пгт. Беринговский, ул. Давыдова, д. 13 (далее – земельный участок в п. Беринговский);
5) земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир существующее здание склада. Почтовый адрес ориентира: Чукотский автономный округ, г. Анадырь, с. Тавайваам, ул. Колхозная, д. 32-Б (далее – земельный участок в с. Тавайваам).
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 14 января 2016 года № 11 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Чукотского автономного округа» (далее – Постановление № 11) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Чукотского автономного округа (Приложение № 1 к Постановлению), а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов Чукотского автономного округа (Приложения 2, 3 к Постановлению).
В соответствии с Приложением № 1 к указанному постановлению Правительства Чукотского автономного округа данным земельным участкам в г. Билибино, в с. Лаврентия, в п. Эгвекинот, в п. Беринговский присвоена 17 группа видов разрешённого использования при этом ошибочно применены удельные показатели, соответствующие 7 группе видов разрешённого использования.
Земельному участку в с. Тавайваам, входящему в кадастровый квартал № и отнесённому в соответствии с Приложением 1 к Постановлению № 11 к 9 группе видов разрешённого использования, ошибочно применён удельный показатель 649,67 руб. за кв.м, соответствующий номеру кадастрового квартала № (Приложение 2 к Постановлению № 11), в то время как подлежал применению удельный показатель, равный 629,56 руб.
В результате установлена следующая кадастровая стоимость земельных участков:
- земельный участок в г. Билибино – 492183,48 руб.,
- земельный участок в с. Лаврентия – 139675,84 руб.,
- земельный участок в п. Эгвекинот – 719376 руб.,
- земельный участок в п. Беринговский – 196330 руб.,
- земельный участок в с. Тавайваам – 429359,92 руб.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в ЕГРН 18 февраля 2016 года на основании Постановления № 11.
Ошибочно рассчитанная кадастровая стоимость указанных земельных участков применяется с 1 января 2017 года.
Неправильное применение средних значений удельных показателей кадастровой стоимости привело к искажению данных о кадастровой стоимости указанных земельных участков и повлекло её увеличение, что нарушает права Банка России, поскольку влечёт некорректное определение налоговых обязательств по уплате земельного налога, неверное отражение сведений о земельных участках в Реестре объектов недвижимости Банка России, а также при ведении бухгалтерского учёта и отчётности, вероятность реализации финансовых рисков, связанных с переплатой сумм земельного налога.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Банк России в лице Отделения по Чукотскому автономному округу Дальневосточного ГУ Банка России обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 октября 2012 года № П/489 в Чукотском автономном округе при Управлении Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу с заявлением от 6 ноября 2019 года № Т777-11-4/4692 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решениями указанной Комиссии от 6 декабря 2019 года №№ 15, 16, 17, 18, 19 заявления Банка России отклонены, кадастровая стоимость земельных участков оставлена без изменения.
Ссылаясь на недостоверность сведений об указанных выше земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости, административный истец просит принять решение о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с подлежащими применению средними значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель Чукотского автономного округа, установив её в следующих размерах:
1. по земельному участку в г. Билибино – в размере 488390,16 руб.;
2. по земельному участку в с. Лаврентия – в размере 134088,32 руб.;
3. по земельному участку в п. Эгвекинот – в размере 690592 руб.;
4. по земельному участку в п. Беринговский – в размере 188470 руб.;
5. по земельному участку в с. Тавайваам – в размере 429359,92 руб.
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа указал, что работы по определению государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Чукотского автономного округа проводились в 2015 году Центром оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам – филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на основании приказа Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа от 19 июня 2015 года № 56 и в соответствии с государственным контрактом от 21 августа 2015 года № 1-КО/З-2015. В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утверждённым приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, кадастровая стоимость определялась на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки. Перечень земельных участков в составе земель населённых пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке, в соответствии со статьёй 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) был сформирован и передан Департаменту Управлением Росреестра по Чукотскому автономному округу в электронном виде в формате XML-файлов, заверенный электронной подписью. В соответствии с заданием на оценку к Государственному контракту от 21 августа 2015 года № 1-КО/З-2015 объектами оценки являлись 9200 земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории автономного округа, сведения о которых были учтены в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 апреля 2015 года. На эту дату в перечень были включены и земельные участки, кадастровая стоимость которых оспаривается административным истцом. Определение кадастровой стоимости земельных участков осуществлялось в разрезе 17 видов разрешённого использования земельных участков. Помимо определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Чукотского автономного округа для целей государственной кадастровой оценки, включённых в Перечень земельных участков, в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьёй 24.17 Закона об оценочной деятельности и приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка» оценщиком также были осуществлены расчёты средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов в разрезе кадастровых кварталов населённых пунктов Чукотского автономного округа, а также расчёты средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Чукотского автономного округа. Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Чукотского автономного округа № 04/КЗС НП/87-2015, подготовленный оценщиком, был в установленном порядке направлен Департаменту, Управлению Росреестра по Чукотскому автономному округу, а также включён в фонд данных государственной кадастровой оценки и размещён на официальном сайте Росреестра в телекоммуникационной сети «Интернет». 14 января 2016 года Правительством Чукотского автономного округа издано постановление № 11, которым были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учёт, в составе земель населённых пунктов Чукотского АО, определённые по состоянию на 1 апреля 2015 года. Кадастровая стоимость спорных земельных участков была утверждена согласно Приложению № 1 к Постановлению № 11. Качественные и количественные характеристики (категория земель, вид разрешённого использования, площадь земельного участка) спорных объектов с момента утверждения их кадастровой стоимости не изменялись. Департамент полагает доводы административного истца о неправильном применении в отношении спорных земельных участков средних значений удельных показателей кадастровой стоимости не обоснованными и просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований (т. 2, л.д. 65-68).
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Правительство Чукотского автономного округа также указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований Центрального банка Российской Федерации и приводит доводы, аналогичные доводам Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (т. 2, л.д. 94-97).
В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу) указало, что Управление не имеет юридической заинтересованности в исходе дела. Сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости, сведения об этом вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (т. 2, л.д. 104-109).
В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указало, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в случаях, предусмотренных настоящим Положением, и в иных случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно приказу Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2015 года № 37545) ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, то есть определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности. Иные полномочия и функции государственного органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, ФГБУ «ФКП Росреестра» не передавались. Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами № была определена в рамках проведения массовой государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Повторного проведения кадастровой оценки недвижимости данного объекта, в том числе в связи с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение его кадастровой стоимости, не осуществлялось. Государственная кадастровая оценка осуществлялась ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Центром оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам – филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Результаты определения кадастровой стоимости отражены в отчёте от 8 декабря 2015 года № 04/КЗС НП/87-2015 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Чукотского автономного округа для целей государственной кадастровой оценки. Указали, что принятое по делу решение не может породить у ФГБУ «ФКП Росреестра» каких-либо обязанностей, не будет затрагивать имущественные либо иные интересы ФГБУ «ФКП Росреестра», просят изменить их процессуальное положение с административного ответчика на «третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований». Также отмечают, что административным истцом не представлено доказательств недостоверности сведений о спорных объектах недвижимости, использованных оценщиками при проведении государственной кадастровой оценки. На момент составления перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке (1 апреля 2015 года), земельные участки №№, № имели виды разрешённого использования, соответствующие 17 группе оценки – «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», а № – 9 группе оценки – «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
В приложении № 1 к Постановлению № 11 утверждены индивидуальные показатели УПКС (удельный показатель кадастровой стоимости) для земельных участков, оценённых в рамках проведения государственной кадастровой оценки, а в Приложении № 2 к Постановлению № 11 утверждены средние значения УПКС по кадастровому кварталу в соответствии с видами разрешённого использования, т.е. УПКС, применяемые в случаях, установленных статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности, а именно в случае: образования нового земельного участка; изменения вида разрешённого использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определённой категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, то есть в случае возникновения обстоятельств, указанных в п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316.
УПКС, указанные в Приложениях № 1 и № 2, утверждённых Постановлением № 11, не являются сопоставимыми в силу различной природы своего предназначения. Кроме того, административный ответчик полагает ссылки административного истца на приказы Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка» и приказ Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» безосновательными, так как указанные приказы изданы в целях реализации положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и не имеют отношения к государственной кадастровой оценке спорных объектов недвижимости, проведённой в рамках статей 24.12 – 24.17 Закона об оценочной деятельности (т. 2, л.д.175-182).
В судебном заседании представитель административного истца Центрального банка Российской Федерации по доверенности Кузьмина А.К. поддержала административные исковые требования, просила их удовлетворить.
В судебное заседание представители административных ответчиков Правительства Чукотского автономного округа, Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не заявляли, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ходатайство ФГБУ «ФКП Росреестра» об изменении его процессуального положения с административного ответчика на «третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований» удовлетворению не подлежит, поскольку правом определения административного ответчика обладает исключительно административный истец. Действующее процессуальное законодательство не предусматривает возможности осуществления такого процессуального действия, о котором просит административный ответчик.
Согласно КАС РФ суд может с согласия административного истца заменить ненадлежащего ответчика на надлежащего (ст. 43 КАС РФ), принять отказ административного истца от иска к административному ответчику и прекратить производство по делу (ч. 2 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ) либо отказать в удовлетворении административного иска, заявленного к ненадлежащему ответчику.
В рассматриваемом случае законных оснований для изменения процессуального статуса ФГБУ «ФКП Росреестра» не имеется, а кроме того, Кодексом административного судопроизводства РФ не предусмотрен такой участник производства по делу, как «третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований».
В со-ответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В силу статей 388, 391 Налогового кодекса РФ организации, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, установление кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверных сведений о нём, влекущее необоснованное увеличение такой стоимости, нарушает права обладателя земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, пунктом 1 части 1 статьи 248 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, в том числе по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 14 января 2016 года № 11 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 января 2016 года, в приложении к газете «Крайний Север» «Ведомости» от 22 января 2016 года № 2(739)) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учёт, в составе земель населённых пунктов Чукотского автономного округа, определённые по состоянию на 1 апреля 2015 года:
1) Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Чукотского автономного округа согласно приложению 1 к данному постановлению;
2) Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов Чукотского автономного округа в разрезе кадастровых кварталов населённых пунктов согласно приложению 2 к данному постановлению;
3) Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов Чукотского автономного округа в разрезе муниципальных районов (городских округов) Чукотского автономного округа, согласно приложению 3 к данному постановлению.
Согласно приложению 1 к Постановлению № 11 утверждена следующая кадастровая стоимость спорных земельных участков:
№ п/п | Кадастровый номер ЗУ | Номер вида разрешённого использования | Площадь ЗУ, кв. м | УПКС ЗУ, руб. кв.м | КС ЗУ, руб. |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 |
1495 | № | 9 | 682,00 | 649,67 | 443074,94 |
3290 | № | 17 | 1000,00 | 196,33 | 196330,00 |
4606 | № | 17 | 1493,00 | 329,66 | 492183,48 |
6516 | № | 17 | 1600,00 | 449,61 | 719376,00 |
8643 | № | 17 | 608,00 | 229,73 | 139675,84 |
Указанные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации и принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования Центральному банку Российской Федерации, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 20 января 2020 года (т. 1, л.д. 11-25).
При таких обстоятельствах Центральный банк Российской Федерации вправе оспорить кадастровую стоимость данных земельных участков.
Согласно статье 3 Федерального закона № 135-ФЗ (в редакции на дату принятия Постановления № 11) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона № 135-ФЗ под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в этом случае признается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (абзацы первый и второй статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ).
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости производится по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в соответствии со статьей 24.18 указанного Федерального закона недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. При установлении недостоверности сведений об объекте по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица принимается решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учёте. Поэтому при кадастровом учёте земельного участка вид его разрешённого использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенный вид использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (действовали до 1 января 2019 года), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (далее - Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
Пунктом 1.2 Методических указаний установлены, в том числе, следующие группы разрешенного использования земельных участков: «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» (подпункт 1.2.7) и «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» (подпункт 1.2.17).
Согласно подпунктам 2.2.7, 2.6.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков, в том числе указанных в подпунктах 1.2.7, 1.2.17 данных Методических указаний, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе данных видов разрешенного использования на площадь земельных участков.
Как следует из материалов дела, при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чукотского автономного округа определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.
Действовавшим до принятия Постановления № 11 постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 сентября 2009 года № 266 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чукотского автономного округа» спорные земельные участки в г. Билибино, в с. Лаврентия, в п. Эгвекинот и в п. Беринговский относились к 7 виду разрешённого использования.
Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152 (далее - Технические рекомендации - утратившие силу со 2 июля 2012 года), был определен Типовой перечень видов разрешенного использования земель (приложение № 2; далее - Типовой перечень).
Пунктом 7 Типового перечня предусмотрено, что в состав земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии входят, в том числе, земельные участки органов государственного управления общего и социально-экономического характера; организаций, занимающихся банковской и страховой деятельностью.
Из Отчёта № 04/КСЗ НП/87-2015 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чукотского автономного округа для целей государственной кадастровой оценки», утверждённого 8 декабря 2015 года (находится в свободном доступе на официальном сайте Росреестра - Главная/Деятельность/Кадастровая оценка/Фонд данных государственной кадастровой оценки/Отчёты об определении кадастровой стоимости), следует, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков проводились с 21 августа по 8 декабря 2015 года.
Как следует из Экспертного заключения некоммерческого партнёрства по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка» от 14 декабря 2015 года № Э15-1006-02-01 на Отчёт об оценке от 8 декабря 2015 года № 04/КСЗ НП/87-2015, проведённой на основании Государственного контракта № 1-КО/З-2015 от 21 августа 2015 года на выполнение работ по теме: «Проведение государственной кадастровой оценки земель на территории Чукотского автономного округа», заключенного между Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа и Федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации», кадастровая стоимость 9200 земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Чукотского автономного округа, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 апреля 2015 года, определялась по состоянию на 1 апреля 2015 года.
Как видно из материалов дела, при определении кадастровой стоимости указанных четырёх спорных земельных участков использован удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС), соответствующий прежней 7 группе видов разрешённого использования, а не 17 группе, к которой данные земельные участки были отнесены в Постановлении № 11.
Так, при определении кадастровой стоимости земельного участка в г. Билибино с кадастровым номером №, площадью 1493 кв.м, применён УПКС 329,66 руб. за кв. м, в связи с чем его кадастровая стоимость установлена 492183,48 руб. (1493х329,66), тогда как подлежал применению УПКС, соответствующий 17 группе, равный 327,12 руб. за кв.м. и кадастровая стоимость должна составлять 488390,16 руб. (1493х327,12);
при определении кадастровой стоимости земельного участка в с. Лаврентия с кадастровым номером №, площадью 608 кв.м, применён УПКС 229,73 руб. за кв. м, в связи с чем его кадастровая стоимость установлена 139675,84 руб. (608х229,73), тогда как подлежал применению УПКС, соответствующий 17 группе, равный 220,54 руб. за кв.м. и кадастровая стоимость должна составлять 134088,32 руб. (608х220,54);
при определении кадастровой стоимости земельного участка в п. Эгвекинот с кадастровым номером № площадью 1600 кв.м, применён УПКС 449,61 руб. за кв. м, в связи с чем его кадастровая стоимость установлена 719376,00 руб. (1600х449,61), тогда как подлежал применению УПКС, соответствующий 17 группе, равный 431,62 руб. за кв.м. и кадастровая стоимость должна составлять 690592,00 руб. (1600х431,62);
при определении кадастровой стоимости земельного участка в п. Беринговском с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, применён УПКС 196,33 руб. за кв. м, в связи с чем его кадастровая стоимость установлена 196330,00 руб. (1000х196,33), тогда как подлежал применению УПКС, соответствующий 17 группе, равный 188,47 руб. за кв.м. и кадастровая стоимость должна составлять 188470,00 руб. (1000х188,47).
Доводы административного ответчика ФГКУ «ФКП Росреестра» о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков в г. Билибино, в с. Лаврентия, в п. Эгвекинот и в п. Беринговский определена в результате проведения массовой государственной кадастровой оценки земельных участков на 1 апреля 2015 года в соответствии с 17 группой оценки «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» и вид разрешённого использования не изменялся после проведения кадастровой оценки, опровергается представленными истцом доказательствами.
Как следует из письма заместителя начальника Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа Б.А.В. от 4 апреля 2014 года № 4-01-10/783, работы по определению кадастровой стоимости земельных участков из земель населённых пунктов проводились в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 в редакции, действовавшей на момент проведения работ. Изменение вида разрешённого использования земельных участков, а также их кадастровой стоимости возможно при проведении новой государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов округа не ранее 2015 года (т. 3, л.д. 41-42).
Как видно из письма и.о. заместителя начальника Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа – председателя Комитета имущественных отношений Ш.А.В. от 12 августа 2015 года № 4-01-12/2206 в ответ на обращение Отделения по Чукотскому автономному округу Дальневосточного главного управления Банка России Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа проведён открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, сельскохозяйственного назначения, а также земель лесного фонда Чукотского автономного округа. С целью отнесения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества Банка России, в группу видов разрешённого использования земельных участков, предусмотренную пунктом 1.2.17 Методических указаний «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», Комитет имущественных отношений просит направить в его адрес перечень таких земельных участков с указанием: кадастрового номера земельного участка, его площади, местоположения, а также сведений об объекте недвижимого имущества, расположенного на земельном участке (т. 3, л.д. 45).
В ответ на это Отделение по Чукотскому автономному округу Дальневосточного главного управления Центрального банка России письмом от 17 августа 2015 года № Т777-77-14-34/6287 направило в Комитет имущественных отношений перечень земельных участков Банка России, вид разрешённого использования которых необходимо привести в соответствие с пунктом 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, среди которых указаны и спорные земельные участки с кадастровыми номерами №т. 3, л.д. 46-47).
Таким образом, по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки (1 апреля 2015 года) спорные земельные участки, вопреки доводам административных ответчиков, не были отнесены к 17 группе видов разрешённого использования.
Обоснованность отнесения спорных земельных участков к 17 группе видов разрешённого использования лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Изменение вида разрешённого использования спорных земельных участков произошло после определения их кадастровой стоимости, но до принятия Постановления № 11, в котором данные участки уже были отнесены к 17 группе, однако к ним не был применён УПКС, соответствующий новому виду разрешённого использования.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе от 21 ноября 2017 года № 86/2017-р «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка» на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков» земельным участкам с кадастровыми номерами № изменён вид разрешённого использования земельного участка на «Общественное управление» (код 3.8. классификатора видов разрешённого использования) (т. 3, л.д. 114-115).
В соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> земельные участки в г. Билибино, в с. Лаврентия, в п. Эгвекинот и в п. Беринговском имеют разрешённое использование: «общественное управление» (т. 1, л.д. 11-13, 14-16, 17-19, 20-22), а земельный участок в с. Тавайваам – «склады» (т. 1, л.д. 23-25).
Что касается земельного участка в с. Тавайваам с кадастровым номером № площадью 682 кв.м, то при определении его кадастровой стоимости был взят УПКС 9 группы, равный 649,67 руб. за кв.м, который установлен для другого кадастрового квартала № и его кадастровая стоимость ошибочно определена 443074,94 руб. (682х649,67), тогда как УПКС кадастрового квартала № составляет 629,56 руб. за кв.м, соответственно, кадастровая стоимость данного земельного участка должна составлять 429359,92 руб. (682х629,56). То есть в данном случае были использованы недостоверные, искажённые данные о земельном участке, поскольку использовано неверное значение УПКС для 9 группы видов разрешённого использования, соответствующего иному кадастровому кварталу.
Заявление Центрального банка РФ от 6 ноября 2019 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданная в Чукотском автономном округе на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 октября 2012 года № П/489, решениями от 6 декабря 2019 года № 15, 16, 17, 18, 19 отклонила, кадастровую стоимость оставила без изменения.
Принимая во внимание данные обстоятельства, кадастровая стоимость спорных земельных участков подлежит изменению в судебном порядке.
Доводы административных ответчиков о том, что в данном случае отсутствуют основания для изменения кадастровой стоимости земельных участков, поскольку не изменялись характеристики спорных земельных участков, суд признаёт несостоятельными, так как в судебном заседании установлено, что по четырём спорным земельным участкам произошло изменение вида разрешённого использования до принятия постановления Правительства Чукотского автономного округа от 14 января 2016 года № 11.
Что касается пятого земельного участка в с. Тавайваам, то при определении его кадастровой стоимости допущена ошибка в результате неправильного применения УПКС другого кадастрового квартала, которая подлежит исправлению.
Каких-либо доводов, подтверждающих обоснованность применения к земельным участкам в г. Билибино, в с. Лаврентия, в п. Эгвекинот и в п. Беринговский, отнесённым к 17 группе вида разрешённого использования земельных участков, УПКС, соответствующего 7 группе, административными ответчиками не представлено.
Не представлено административными ответчиками также и доказательств обоснованности применения к земельному участку в с. Тавайваам, относящемуся к кадастровому кварталу №, УПКС, соответствующего кадастровому кварталу №.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования административного истца Центрального банка Российской Федерации об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков подлежат удовлетворению.
При определении надлежащих ответчиков по делу суд исходит из следующего.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик наделено ФГБУ «ФКП Росреестра».
Следовательно, надлежащими ответчиками по настоящему делу являются Правительство Чукотского автономного округа и ФГБУ «ФКП Росреестра».
Поскольку Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа и Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу являются ненадлежащими ответчиками, административные исковые требования, предъявленные к ним административным истцом, удовлетворению не подлежат.
Согласно абзацу 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. 175-180, 249 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации к Правительству Чукотского автономного округа, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», поданное в суд Чукотского автономного округа 19 февраля 2020 года, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах недвижимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: общественное управление, общая площадь 1493,00 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир существующее здание РКЦ. Почтовый адрес ориентира: Чукотский автономный округ, Билибинский район, г. Билибино, ул. Ленина, д. 6а в размере 488390 рублей 16 копеек по состоянию на 1 апреля 2015 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 17 группы видов разрешённого использования, равного 327 рублей 12 копеек, до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: общественное управление, общая площадь 608,00 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир помещение II РКЦ. Почтовый адрес ориентира: Чукотский автономный округ, Чукотский район, с. Лаврентия, ул. Дежнева, д. 31 в размере 134088 рублей 32 копеек по состоянию на 1 апреля 2015 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 17 группы видов разрешённого использования, равного 220 рублей 54 копеек, до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: общественное управление, общая площадь 1600,00 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир существующее здание РКЦ. Почтовый адрес ориентира: Чукотский автономный округ, Иультинский район, пгт. Эгвекинот, ул. Ленина, д. 9а в размере 690592 рублей 00 копеек по состоянию на 1 апреля 2015 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 17 группы видов разрешённого использования, равного 431 рублей 62 копеек, до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: общественное управление, общая площадь 1000,00 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир существующее здание РКЦ. Почтовый адрес ориентира: Чукотский автономный округ, Анадырский район, пгт. Беринговский, ул. Давыдова, д. 13 в размере 188470 рублей 00 копеек по состоянию на 1 апреля 2015 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 17 группы видов разрешённого использования, равного 188 рублей 47 копеек, до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: склады, общая площадь 682,00 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир существующее здание склада. Почтовый адрес ориентира: Чукотский автономный округ, г. Анадырь, с. Тавайваам, ул. Колхозная, д. 32-Б в размере 429359 рублей 92 копеек по состоянию на 1 апреля 2015 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 9 группы видов разрешённого использования для кадастрового квартала номер №, равного 629 рублей 56 копеек, до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
В удовлетворении административных исковых требований Центрального Банка Российской Федерации к Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управлению Росреестра) по Магаданской области и Чукотскому автономному округу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах недвижимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Чукотского автономного округа.
Судья С.А. Принцев