дело № 2-2936/2018
24RS0013-01-2018-002233-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Витковской Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Ольги Владиславовны к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Дрокинскому детскому саду «Олимпик» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Федорова О.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Дрокинскому детскому саду «Олимпик» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 67623 рубля.
Требования мотивировала тем, что была принята в Дрокинский детский сад «Олимпик» поваром по основному месту работы на 1 ставку по трудовому договору от 09.01.2017 года приказом № 1/1 от 09.01.2017 года с окладом 2857 рублей и по совместительству на 0,5 ставки кухонным работником по трудовому договору от 01.11.2017 приказом № 48 от 01.11.2017 с окладом 613 рублей; согласно п. 4.1.1 договора на работника распространяются все льготы, гарантии и компенсации, установленным законодательством РФ. Размер заработной платы в спорный период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. с учетом нормы рабочего времени составил менее минимальной заработной платы, на которую подлежат начислению северная надбавка 30% и районный коэффициент 30%. На основании ст. 133.1 ТК РФ в Красноярском крае с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. действовало Региональное соглашение о минимальной заработной плате, которым установлен ее размер 10592 рубля. Закрепленная соглашением дополнительная гарантия не заменяет и не отменяет иных гарантий, предусмотренных ТК РФ. Просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 67623 рубля.
Впоследствии к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района», МКУ «Центр по бюджетному учету».
В судебное заседание истец Федорова О.В., представитель ответчика МБДОУ Дрокинский детский сад «Олимпик» Куваева Н.Н. не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третьи лица - МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района», МКУ «Центр по бюджетному учету» не явились, причина неявки неизвестна, извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании постановления Министерства труда РФ N 49 от 11.09.1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
Судом установлено, что истец принята в Дрокинский детский сад «Олимпик» поваром по основному месту работы на 1 ставку по трудовому договору от 09.01.2017 года приказом № 1/1 от 09.01.2017 года с окладом 2857 рублей и по совместительству на 0,5 ставки кухонным работником по трудовому договору от 01.11.2017 приказом № 48 от 01.11.2017 с окладом 613 рублей, кроме того на работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ; трудовыми договорами от 09.01.2017г., 01.11.2017г. работнику установлены оклады, кроме того на работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ.
Как следует из материалов дела, начисленная заработная плата за отработанную норму рабочего времени на 1 ставку истцу согласно расчетным листам составляла 10592 рубля в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 26 декабря 2016 года, установившим с 01 января 2017 года минимальный размер оплаты труда 10592 рубля в месяц, на 0,5 ставки – 613 рублей.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии с установленным Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.07.2016 года МРОТ в сумме 7500 рублей в месяц, с 01.07.2017 г. - в сумме 7800 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%.
С учетом изложенного, суд полагает, что размер заработной платы истца за спорный период с января по декабрь 2017 г. не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, в связи с чем подлежит взысканию заработная плата за работу поваром на 1 ставку и кухонным работником на 0,5 ставки в размере 34223,12 рубля, из расчета: январь – 7500 * 30% = 2250, 2250 * 2 = 4500, 857,10 * 2 = 1714,20, 4500 – 1714,20 = 2785,80; февраль – 7500 * 30% = 2250, 2250 * 2 = 4500, 857,10 * 2 = 1714,20, 4500 – 1714,20 = 2785,80; март – 7500 * 30% = 2250, 2250 * 2 = 4500, 857,10 * 2 = 1714,20, 4500 – 1714,20 = 2785,80; апрель – 7500 * 30% = 2250, 2250 * 2 = 4500, 857,10 * 2 = 1714,20, 4500 – 1714,20 = 2785,80; май – 7500 * 30% = 2250, 2250 * 2 = 4500, 857,10 * 2 = 1714,20, 4500 – 1714,20 = 2785,80; июнь – 7500 * 30% = 2250, 2250 * 2 = 4500, 857,10 * 2 = 1714,20, 4500 – 1714,20 = 2785,80; июль – 7800 /21 = 371,42, 371,42 * 10 = 3714,20, 3714,20 * 30% = 1114,26, 1114,26 * 2 = 2228,52, 408,14 * = 816,28, 2228,52 – 816,28 = 1412,24; август – 7800 * 30% = 2340, 2340 * 2 = 4680, 857,10 * 2 = 1714,20, 4680 – 1714,20 = 2965,80; сентябрь – 7800/21 = 371,42, 371,42 * 3 = 1114,26, 1114,26 * 30% = 334,27, 334,27 * 2 = 668,54, 122,44 * 2 =244,88, 668,54 – 244,88 = 423,66; октябрь – 7800 / 22 = 354,54, 354,54 * 21 = 7445,34, 7445,34 * 30% = 2233,60, 2233,60 * 2 = 4467,20, 818,14 * 2 = 1636,28, 4467,20 – 1636,28 = 2830,92; ноябрь – 7800 / 2 = 3900, 3900 + 7800 + 10000 = 21700,, 21700 * 30% = 6510, 6510 * 2 = 13020, 4041 * 2 = 8082, 13020 – 8082 = 4938; декабрь – 7800 / 2 = 3900, 3900 + 7800 + 6656 = 18356, 18356 * 30% = 5506,80, 5506,80 * 2 = 11013,60, 3037,95 * 2 = 6075,90, 11013,60 – 6075,90 = 4937,70; 2785,80 * 6 = 16714,80 + 1412,24 + 2965,80 + 423,66 + 2830,92 + 4938 + 4937,70 = 34223,12.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину 1226 рублей 69 копеек, исходя из правил ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░ 34 223 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 12 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1226 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 69 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░