Дело № 12-33/2021
РЕШЕНИЕ
22 апреля 2021 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Чердынцева СВ на постановление судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 08 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Чердынцева С.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 08 февраля 2021 года Чердынцев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Чердынцев С.В. обратился в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить. Жалоба мотивирована тем, что допущены нарушения при составлении протокола об административном правонарушении. Судьей в постановлении указано, что Чердынцев С.В. не выполнил законные требования о соблюдении масочного режима при нахождении в помещении торгового зала магазина. Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18.03.2020 N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" носит рекомендательный характер и не имеет нормативно-правовой основы. Уполномоченным органом для введения ЧС или «режима повышенной готовности» является комиссия по ЧС и должностные лица, входящие в ее состав. В данном Распоряжении нет слов «правила поведения» и «правовые нормы», к гражданам оно не относится. Пункт 7.2.1 Распоряжения четко говорит о том, что ответственность за обеспечение соблюдения настоящего запрета возлагается на собственников (владельцев, пользователей) зданий, строений, сооружений, помещений. Таким образом, Чердынцев С.В. необоснованно привлечен к административной ответственности. Кроме того, заявитель указывает на то, что копия постановления судьи получена только 04 марта 2021 года.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав Чердынцева С.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 указанного Кодекса.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 23 июня 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Как следует из ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе: введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, возможность установления дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Республике Алтай приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года №144-р «О введении режима «Повышенная готовность» и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай» с 18 марта 2020 года до особого распоряжения на территории Республики Алтай введен режим функционирования для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – «Повышенная готовность».
Пунктом 7.2 указанного распоряжения (в редакции распоряжения Правительства Республики Алтай от 12.05.2020 N 276-р) с последующими изменениями предусмотрена обязанность соблюдения гражданами масочного режима при нахождении во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, а также при посещении: аптек и аптечных пунктов, а также помещений магазинов, осуществляющих розничную торговлю, других организаций, связанных с обслуживанием граждан, в том числе связанных с оказанием услуг, деятельность которых не приостановлена в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2020 года № 319 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Республики Алтай, государственных органов Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай; автовокзалов, аэропортов, станций и остановок всех видов транспорта общего пользования; иных мест общественного пользования.
При наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, а в случае неисполнения этой обязанности дают возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности, в том числе по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 18 декабря 2020 года в 12 часов 09 минут Чердынцев С.В., находясь в помещении Чемальского районного суда Республики Алтай, расположенного по адресу: ул. Пчелкина, д. 93 в с. Чемал Чемальского района Республики Алтай, в нарушение ч. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-2019)», «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 417 от 02.04.2020, п.п. 7.2 Распоряжения Правительства Республики Алтай № 276-р от 12.05.2020 «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18.03.2020 №144-р» с последующими изменениями, не выполнил обязательные для исполнения гражданами требования о соблюдении масочного режима при нахождении в помещении Чемальского районного суда Республики Алтай. Приведенные обстоятельства Чердынцевым С.В. фактически не оспариваются.
Изложенные в постановлении суда обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от 18 декабря 2020 года, видеозаписями с камеры наблюдения в суде и видеозаписью представленной Чердынцевым С.В., рапортом старшего УУП ОУУП и ПДН Отделения МВД России по Чемальскому району КАВ., помощника оперативного дежурного Отделения МВД России по Чемальскому району КСЯ, письменными объяснениями свидетеля ШАВ пояснениями ЗАА, КСЯ, ШАВ, ФДА, КАВ, КГН данных ими в судебных заседаниях 21 января, 01 февраля, 08 февраля 2021 года. При даче объяснений указанные лица были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, оснований не доверять их показаниям, не имеется.
Данных о какой-либо заинтересованности сотрудника полиции КАВ находящегося при исполнении служебных обязанностей, в исходе дела, его предвзятости к Чердынцеву С.В. или допущенных им злоупотреблениях по делу, также не установлено, поэтому оснований ставить под сомнение сведения, указанные в протоколе относительно события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, не имеется.
Фактические обстоятельства дела и вина Чердынцева С.В. в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ. Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 названной статьи, в этом процессуальном документе отражены, событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Совокупность установленных судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Поскольку Распоряжением Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года № 144-р установлены определенные ограничения и правила, в том числе для лиц, проживающих или временно находящихся на территории Республики Алтай в период введенного режима повышенной готовности, их несоблюдение является невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за что предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
При этом Чердынцев С.В. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых положениями КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако не предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что на Чердынцева С.В. не распространяются ограничения, установленные действующим законодательством, не имеется.
Доводы заявителя относительно толкования положений указанных выше Правил поведения являются неверными.
Неисполнение гражданами установленных указанным Распоряжением Правительства Республики Алтай обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Республики Алтай, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18.03.2020 N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" носит рекомендательный характер, нахожу не состоятельным поскольку из пункта 7.2. Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18.03.2020 N 144-р (в ред. Распоряжения Правительства Республики Алтай от 28.10.2020 N 648-р) следует, что лицам, находящимся на территории Республики Алтай, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, а также при посещении:
а) аптек и аптечных пунктов, а также помещений магазинов, осуществляющих розничную торговлю, других организаций, связанных с обслуживанием граждан, в том числе связанных с оказанием услуг, деятельность которых не приостановлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 319 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
б) территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Республики Алтай, государственных органов Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай;
в) автовокзалов, аэропортов, станций и остановок всех видов транспорта общего пользования;
г) иных мест общественного пользования.
Пунктом 7.2.1. предписано запретить гражданам, не осуществляющим ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания, нахождение в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, посещение зданий, строений, сооружений, помещений, используемых для функционирования объектов, указанных в пункте 7.2 настоящего распоряжения, а также запретить обслуживание указанных граждан. Ответственность за обеспечение соблюдения настоящего запрета возлагается на собственников (владельцев, пользователей) зданий, строений, сооружений, помещений.
Из анализа вышеуказанных правовых норм в их совокупности следует, что исполнение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части выполнения требования о ношении медицинской маски в общественных местах, является не рекомендацией, а являются императивной нормой и возлагает на гражданина обязанность по неукоснительному её соблюдению.
Рассуждения заявителя в жалобе о разновидностях средств индивидуальной защиты правового значения по настоящему делу не имеют.
Довод в жалобе о том, что напарник ст. УУП ОУУП и ПДН КАВ помощник оперативного дежурного КСЯ являясь потерпевшим по уголовному делу был необоснованно допрошен в качестве свидетеля, так как заинтересован в исходе деле, не подлежит принятию, так как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений относительно круга лиц, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, а потому показания сотрудников полиции, предупрежденных об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, являются допустимыми и подлежат оценке наряду с другими доказательствами по делу об административном правонарушении. Доказательства наличия у КСЯ заинтересованности в исходе дела отсутствуют.
Указание судьей в постановлении на не выполнение Чердынцевым С.В. законных требований о соблюдении масочного режима при нахождении в помещении торгового зала магазина, нахожу ничем иным как допущенной судьей опиской, которая не может повлечь каких-либо правовых последствий, так как установлено по делу, что события развивались в помещении Чемальского районного суда.
Доводы жалобы, сводящиеся к тому, что Распоряжение от 18 марта 2020 года №144-Р «О введении режима «Повышенная готовность» и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) на территории Республики Алтай» не имеет юридической силы и не подлежит исполнению, не могут быть приняты во внимание.
Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года №144-Р «О введении режима «Повышенная готовность» и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) на территории Республики Алтай» принято в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера», является обязательным к исполнению всеми лицами, проживающими или временно находящимися на территории Республики Алтай.
Оценка нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на предмет полномочий, формы и порядка принятия, соответствия имеющим большую юридическую силу нормативным актам, не относится к предмету рассмотрения настоящего дела и в рамках данного дела обсуждаться не может.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, они не опровергают наличие в действиях Чердынцева С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта.
С учетом изложенного судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Чердынцева С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Обжалуемый судебный акт является мотивированным, вынесен с соблюдением положений ст. 29.10 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 08 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Чердынцева СВ оставить без изменения, жалобу Чердынцева СВ – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух