Дело № 2-1231/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2017 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Дзуцевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Сабановой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Промышленного района г.Владикавказа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с привлечением заинтересованных лиц – Управления Роскомнадзора по РСО-Алания, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Промышленного района г.Владикавказа, в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в Промышленный районный суд г.Владикавказа с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на страницах сайта с URL- адресами ...;
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
....com информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование искового требования было указано на то, что Прокуратурой Промышленного района г.Владикавказа проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в ходе которой выявлен факт размещения в сети Интернет материалов порнографического содержания.
В ходе осмотра страниц сайта с URL- указанными адресами установлено, что на страницах сайта размещена информация порнографического характера, в котором крайне непристойно, цинично, вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и (или) физиологические подробности полового акта.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Подобная информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей, смещает моральные акценты, отторгает их от традиционных нравственных ценностей, что противоречит целям государственной политики в области содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, в том числе и их защите от этих факторов.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и в первую очередь подрывает основы конституционного строя, в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на защиту материнства и детства в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.38 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Информация, содержащаяся на сайтах является запрещенной, так как содержит сведения порнографического характера.
Распространение информации в сети Интернет и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
Согласно ч.3 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За распространение порнографических материалов предусмотрена уголовная ответственность по ст.242 УК РФ.
Пунктом 1 ст.9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим материалы порнографического характера.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к указанному Интернет-сайту следует ограничить.
В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации, возможно путем внесения адреса сайта сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с последующим ее удалением самими владельцами информации либо провайдером хостинга, либо в случае непринятия последним соответствующих мер - блокирования доступа к информации всеми операторами связи, действующими на территории Российской Федерации.
Основаниями для включения в Единый реестр на основании ч.5 п.2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ является вступившее в законную силу решение, суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции «Роскомнадзора» в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
На момент проверки данный указатель страниц сайтов, на которых размещена указанная информация, в Едином реестре отсутствует.
В судебном заседании, помощник Прокурора Промышленного района г.Владикавказа Галазова Е.Б., заявленное требование поддержала в полном объеме и в его обоснование привела аналогичные доводы изложенным в заявлении.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Новиков М.Н., действующий на основании доверенности от 19.05.2017 года, извещённый в установленном законом порядке в судебное заседание не явился, при этом обратился к суду с письменным ходатайством о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель Роскомнадзора по РСО-Алания – Л.Х.Итарова, действующая на основании доверенности № 10-Д от 10.04.2017 года, извещённая в установленном законом порядке не явилась, и обратилась к суду с письменным ходатайством о рассмотрении данного дела в её отсутствие.
При этом обратилась к суду с письменным отзывом, в котором указала на то, что в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет» осуществляется посредством деятельности Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Ведение Единого реестра осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Порядок включения в реестр доменных имен, сетевых адресов и ограничения доступа к сайтам, распространяющим запрещенную информацию, регламентирован указанной выше статьей Федерального закона № 149-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10. 2012 №1101.
Согласно пункту «б» части 5 Постановления основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в том числе, является и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, если в сети «Интернет» размещена информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, решением суда указанная информация может быть признана запрещенной. На основании вступившего в силу решения суда страница сайта (домен) вносится в Единый реестр, в целях дальнейшего ограничения доступа к запрещенной информации. Так же указала, что ни Роскомнадзор, ни его территориальные органы не имеют полномочий по анализу и оценке информации, размещенной на сайтах в сети Интернет, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, на предмет отнесения (квалификации) такой информации к сведениям порнографического характера.
Вместе с тем, сотрудниками Управления Роскомнадзора по РСО - Алания, в рамках своих полномочий, был проведен мониторинг, в результате чего подтвердился: факт доступа на Интернет-ресурс с заявленными URL адресами и отсутствие в Едином реестре записи заявленных URL адресов. Требования прокурора посчитала подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав доводы помощника Прокурора Промышленного района, исследовав материалы настоящего дела, приходит к убеждению о том, что требование законно, обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как усматривается из п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц,
b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К международным актам, регламентирующим вопросы организации и деятельности средств массовой информации, относятся: Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 г.) (с изменениями и дополнениями); соглашение относительно пресечения порнографических изданий (Париж 4 мая 1910 г.), которые исходят из того, что любые действия, связанные с оборотом порнографической продукции являются противозаконными
Согласно ст. 34 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.), (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения: склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в ред. от 2 декабря 2013 г.) органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Согласно ч.3 ст. 15 Закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Пунктом 1 ст.9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Как усматривается из рапорта помощника Прокурора Промышленного района г.Владикавказа Саламовой В.У. от 23.06.2017 года, в ходе мониторинга сети Интернет был выявлен материал порнографического содержания на страницах сайта с заявленными URL адресами.
При проведении вышеуказанного мониторинга был составлен акт осмотра ресурса сети «Интернет» от 16.06.2017 года, при этом указано на то, что при осмотре страниц сайта с заявленными URL адресами был составлен скриншот заявленных страниц.
Согласно комиссионного заключения № ... от 19.06.2017 года, проведённого Союзом кинематографистов РСО-Алания, в ходе осмотра страниц сайтов с заявленными URL адресами было установлено, что на данной странице размещена информация порнографического характера, в которой крайне непристойно, цинично, вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и физиологические подробности полового акта.
При оценке данного доказательства суд счел необходимым учитывать мнение лиц, имеющих специальное кинематографическое образование.
Таким образом, судом было достоверно установлено, что информация, размещённая на страницах сайтов с заявленными адресами носит порнографический характер, в которой крайне непристойно, цинично, вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и физиологические подробности полового акта.
Как усматривается из п.п.4 и 7 части 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в ред. от 2 июля 2012 г.) - к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;(в ред. Федерального закона от 29.06.2013 N 135-ФЗ), а так же содержащая информацию порнографического характера;
Как усматривается из ст. 5 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 22.11.84 г. – настоящая статья не препятствует государствам принимать такие меры, которые необходимы для соблюдения интересов детей.
Согласно с «Конвенцией о правах ребенка» от 20.11.1989 года. В преамбуле Конвенции - «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».
Согласно ч.1 Статьи 3 «Конвенции о правах ребёнка» - во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии со ст.56 СК РФ несовершеннолетний имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется как его родителями, так и органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
Так как несовершеннолетние дети имеют неограниченный доступ к информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и к просмотру сайтов, содержащих информацию порнографического характера, что является нарушением прав ребенка.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 28 декабря 2013 г.) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Целью обращения прокурора района в суд с вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Признание тех или иных информационных материалов, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требование Прокурора Промышленного района г.Владикавказа в полном объеме по приведённым выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Прокурора Промышленного района г.Владикавказа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах указанных сайтов с заявленными адресами информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения указателя страницы сайта ...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
... в сети Интернет, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца.
Судья А.А. Дзуцева