Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02.06.2016г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Скопинцевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Чернышова В. Н. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, включении в список,
У С Т А Н О В И Л:
Чернышов В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, включении в список, указав, что он родился ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>, ему была дана фамилия Борисов.
После его рождения, родная мать истца Н.Н., отказалась от него в родильном доме и поскольку отец был неизвестен, родственников не было, истец был определен ДД.ММ.ГГГГ. в дом ребенка «<данные изъяты>».
В доме ребенка истец находился 4 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Чернышов В.Н. был переведен в Дошкольный детский <адрес>, в котором находился по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Чернышов В.Н. был усыновлён Н.В. и Л.Н., ему дана фамилия Чернышов.
Во время усыновления усыновители не имели благоустроенного жилого помещения и проживали в комнате общежития площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, в которой истец стал жить вместе с ними и проживает до настоящего времени со своей семьей из <данные изъяты> человек, а именно он, супруга и двое маленьких детей. Иного жилья не имеют.
С целью улучшения тяжёлых жилищных условий, в ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился с заявлением в Департамент управления имуществом городского округа Самара о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении муниципального жилищного фонда.
В ДД.ММ.ГГГГ. истец и его семья были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ДД.ММ.ГГГГ. истцу впервые стало известно о том, что он, являясь лицом, которое относилось к категории детей, оставшихся без попечения родителей имел право и имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, поскольку он до достижения <данные изъяты> лет не был включен в указанные списки и ему не было предоставлено жилое помещение.
Распоряжением первого заместителя Главы Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу было отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, без объяснения причин.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать за ним право на включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в городском округе Самара, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в городском округе Самара.
В судебном заседании Чернышов В.Н. поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары Ю.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>.
После его рождения, родная мать истца Н.Н., отказалась от него в родильном доме и поскольку отец был неизвестен, родственников не было, истец был определен ДД.ММ.ГГГГ в дом ребенка «Солнышко».
В доме ребенка истец находился с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., потом переведен в Дошкольный детский <адрес>, в котором находился по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Чернышов В.Н. был усыновлён Н.В. и Л.Н., ему дана фамилия Чернышов.
Истец в настоящее время проживает по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. со своей семьей, а именно он, супруга и двое маленьких детей. Иного жилья не имеют.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №-р Т.А. составом семьи <данные изъяты> человека, были приняты на учет граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда.
Распоряжением первого заместителя Главы Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу было отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, в связи с отсутствием оснований для включения в список.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Поскольку заявитель Чернышов В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста 23 лет не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в настоящее время предусмотренные законом основания для предоставления ему жилья отсутствуют.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Не противоречат изложенному и положения ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции от 29 февраля 2012 года, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Однако в каждом конкретном случае при возникновении спора надлежит устанавливать причины, по которым лицо, имевшее право на обеспечение жилым помещением по соответствующему договору найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на соответствующий учет. При наличии обстоятельств, указывающих на объективные и исключительные причины, не позволившие гражданину до 23 лет обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, право такого гражданина может быть восстановлено в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что таких объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет, не имеется.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что до достижения 23 лет истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не относился к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 32 - летнего возраста, требования истца удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд принимает во внимание, что истец был усыновлен семьей Чернышовых, в связи с чем, статус ребенка, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он утратил.
Доводы истца о том, что он обладал статусом лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до усыновления, в связи с чем, органы опеки должны были включить его в списки, суд не принимает во внимание, поскольку С.В. был усыновлен, право утратил.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Чернышова В. Н. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.06.2016г.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья