Дело № 2-451/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Койгородок 29 сентября 2015 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Бондаренко В.П.,
с участием помощника прокурора Сюрвасева Г.Л.,
при секретаре Кузнецовой Т.Н.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Койгородского района, в интересах Караличевой Д.М., к ОАО «Коми тепловая компания» в лице Койгородского филиала ОАО «Коми тепловая компания» об обязании произвести перерасчет размера платы за поставленные жилищно-коммунальные ресурсы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Койгородского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Караличевой Д.М., к ОАО «Коми тепловая компания, в лице Койгородского филиала, об обязании произвести перерасчет размера платы за поставленные жилищно-коммунальные ресурсы.
В заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Койгородским филиалом ОАО «Коми тепловая компания» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также законодательства о расчете платы за коммунальные услуги, в ходе которой выявлено, что при рассмотрении Сысольским районным судом гражданского дела было установлено, что система водоснабжения не обеспечивает производство и подачу населению п. Подзь питьевой воды, качество которой соответствует требованиям санитарных правил (вода питьевая производится в отсутствие водоочистных сооружений на водозаборе); качество подаваемой потребителям воды п. Подзь не соответствует гигиеническим требованиям по мутности, общему железу, марганцу, что представляет потенциальную угрозу здоровья населения. Согласно решению суда от 30.04.2013 признаны противоправными действия ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) в интересах потребителей услуг холодного водоснабжения, связанные с подачей потребителю некачественной водопроводной воды без соответствующей очистки, на ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) возложена обязанность в срок до 10.12.2014 провести мероприятия по установке водоочистных сооружений, обеспечивающих качество питьевой водопроводной воды подаваемой потребителям п.Подзь в соответствии с требованиями п. 3.1., п. 3.2., п. 3.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
По состоянию на 30.06.2015 судебное решение не исполнено, водоочистные сооружения не установлены. Населению предоставляется некачественная питьевая вода.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также нормы ГК РФ, Закона № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых дом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 прокурор просит обязать ОАО «Коми тепловая компания» в лице Койгородского филиала в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести Караличевой Д.М. перерасчет размера платы за поставленные ненадлежащего качества коммунальные услуги по холодному водоснабжению, начисленной с 10 декабря 2014 года.
В судебном заседании помощник прокурора Сюрвасев Г.Л. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании истец Караличева Д.М. участие не приняла. Направила заявление, просит рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РК в Койгородском районе Поремская Н.В. с исковым требованием полностью согласна и просит суд удовлетворить исковое требование прокурора Койгородского района.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Коми тепловая компания» в лице Койгородского филиала ОАО «Коми тепловая компания» участие не принял. Направили заявление, просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя. С исковыми требованиями не согласны.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от. 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьей 18 Закона № 52-ФЗ предусмотрены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.
В частности водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены санитарные правила и нормы СанПин 2.1.4.1110-02. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
СанПиН 2.1.4.1110-02 определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2).
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 24 от 26.09.2001 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СанПин 2.1.4.1074-01 2.1.4 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).
Указанные Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
В соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям Санитарных правил.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемической и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В силу п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (п.3.4.1 СанПиН); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (п. 3.4.2 СанПиН); содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (п. 3.4.3 СанПиН).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Согласно ст. 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и, иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых дом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила) при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Согласно п. 2 Приложения № 1 к Правилам при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
В соответствии с п. 101 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к настоящим Правилам. Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
В соответствии с п. 33 Правил потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную Продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно п. 31 Правил исполнитель обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за, коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 150 Правил).
В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона.
Из положение п.п. 149, 150 Правил следует, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района на основании обращения Караличевой Д.М. проведена проверка исполнения Койгородским филиалом ОАО «Коми тепловая компания» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также законодательства о расчете платы за коммунальные услуги, по результатам которой установлено следующее.
Койгородский филиал ОАО «Коми тепловая компания» является обособленным подразделением ОАО «Коми тепловая компания» (далее - Общество), расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Койгородский филиал ОАО «Коми тепловая компания» осуществляет деятельность от имени Общества. Койгородский филиал ОАО «Коми тепловая компания» вправе от имени общества совершать сделки и иные юридические действия, выступать в интересах и от имени Общества на основании доверенности по делам, связанным с деятельностью Койгородского филиала ОАО «Коми тепловая компания» и Общества в целом.
Койгородский филиал ОАО «Коми тепловая компания», согласно уставной деятельности, оказывает коммунальные услуги, в частности услуги холодного водоснабжения населению п. Подзь Койгородского района Республики Коми.
Указанная услуга оказывается на основании заключенных договоров с потребителями.
Так, между ОАО «Коми тепловая компания» в лице Койгородского филиала ОАО «Коми тепловая компания» («Поставщик») и Караличевой Д.М. («Потребитель») заключен договор холодного водоснабжения.
Согласно условиям договора поставщик обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором.
Поставщик несет ответственность за несвоевременное предоставление услуг и предоставление услуг ненадлежащего качества в соответствии с действующим законодательством и в рамках действующего договора.
Потребителями услуги холодного водоснабжения п. Подзь заключены договоры с ОАО «Коми тепловая компания» путем совершения конклюдентных действий, в частности потребители оплачивают предоставляемую услугу холодного водоснабжения, что подтверждается счетами и квитанциями на оплату выставленных счетов и является публичным.
Согласно п. 3.2 Положения «О Койгородском филиале ОАО «Коми тепловая компания», основным предметом деятельности Филиала является, в том числе, эксплуатация котельных, скважин, водоочистных сооружений, тепловых и электрических сетей; производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды; оказание услуг по водоотведению; удаление и обработка сточных вод, твердых отходов и аналогичной деятельности; деятельность по обеспечению работоспособности водопроводных, канализационных сетей и сооружений.
Решением Сысольского районного суда от 30.04.2013 установлено, что система водоснабжения не обеспечивает производство и подачу населению п. Подзь питьевой воды, качество которой соответствует требованиям санитарных правил (вода питьевая производится в отсутствие водоочистных сооружений на водозаборе); качество подаваемой потребителям воды п. Подзь не соответствует гигиеническим требованиям по мутности, общему железу, марганцу, что представляет потенциальную угрозу здоровья населения. Признаны противоправными действия ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал ОАО «Коми тепловая компания») в интересах потребителей услуг холодного водоснабжения, связанные с подачей потребителю некачественной водопроводной воды без соответствующей очистки. На ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал ОАО «Коми тепловая компания») возложена обязанность в срок до 10.12.2014 провести мероприятия по установке водоочистных сооружений, обеспечивающих качество питьевой водопроводной воды подаваемой потребителям п. Подзь в соответствии с требованиями п. 3.1., п. 3.2., п. 3.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
По состоянию на 30.06.2015 судебное решение не исполнено, водоочистные сооружения не установлены. Населению предоставляется некачественная питьевая вода.
Не исполнение требований санитарных правил со стороны ОАО «Коми тепловая компания» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации, права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Установлено, что Караличева Д.М. является пенсионером по старости, юридически безграмотна и не имеет денежных средств на оплату услуг адвоката, так как проживает на пенсию, в связи с чем обратилась в прокуратуру района в целях получения помощи в обращении в суд с заявлением о перерасчете оплаченных ею коммунальных услуг по холодному водоснабжению.
Прокуроры при подаче искового заявления освобождены от уплаты государственной пошлины. Учитывая, что иск подан в интересах потребителя, то есть физического лица, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу бюджета муниципального района «Койгородский» в сумме 300 рублей.
Учитывая изложенное, суд, руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Койгородского района удовлетворить.
Обязать ОАО «Коми тепловая компания» в лице Койгородского филиала ОАО«Коми тепловая компания» в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести Караличевой Д.М., <данные изъяты>, перерасчет размера платы за поставленные ненадлежащего качества коммунальные услуги по холодному водоснабжению, начисленной с 10 декабря 2014 года.
Взыскать с Койгородского филиала ОАО «Коми Тепловая Компания» госпошлину в пользу бюджета муниципального района «Койгородский» в сумме 300(триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд РК (с. Койгородок, ул. Мира, д. 1а) в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Бондаренко В.П.
Решение изготовлено в окончательной форме 30.09.2015г.