Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-104/2020 ~ М-84/2020 от 29.07.2020

УИД 70OS0000-01-2020-000108-54

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 ноября 2020 года Томский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бондаревой Н.А.,

при секретаре Пензиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-104/2020 по административному исковому заявлению Левчугова Владислава Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, администрации Города Томска, Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания,

установил:

Левчугов В.В. обратился в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, администрации Города Томска, Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания.

В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 280,6 кв.м, расположенное по адресу: /__/ кадастровая стоимость которого, установленная по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 11479721,08 руб., значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает его права как налогоплательщика на экономическую обоснованность налогообложения.

С учетом заключения проведенной по делу судебной оценочной экспертизы Левчугов В.В. просил установить кадастровую стоимость нежилого здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 5276 000 рублей; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости названного здания рыночную стоимость в размере 5276000 рублей.

Определениями суда от 31 июля 2020 года и 30 октября 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (далее – ОГБУ «ТОЦИК») и Князев А.В. соответственно.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца Левчугова В.В., его представителя Миронер В.В., представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, администрации Города Томска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, заинтересованных лиц ОГБУ «ТОЦИК», Князева А.В., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представители Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК» в судебное заседание представили заявления, в которых вопрос об установлении кадастровой стоимости оставили на усмотрение суда, указав, что после допроса эксперта и представленного дополнительного заключения не имеют замечаний к заключению судебной экспертизы.

В письменном отзыве Управление Росреестра по Томской области оставило разрешение дела по существу на усмотрение суда, указав, что реализация в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности здания, равной его рыночной стоимости, не влияет на права и законные интересы Управления.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Судом установлено, что Левчугову В.В. на праве общей долевой собственности (доля в праве 55/100) принадлежит нежилое здание (назначение – проходная) с кадастровым номером /__/ расположенное по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м, право собственности на которое зарегистрировано 18 мая 2010 г. Другими участниками долевой собственности в отношении данного объекта недвижимости является Князев А.В. (доля в праве 45/100), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 1 июня 2020 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27 мая 2020 г. кадастровая стоимость указанного нежилого здания составляет 11479721,08 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из положений пункта 7 статьи 378.2 приведенного Кодекса следует, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019 г. № 99-о в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Пунктом 2027 приложения к распоряжению в указанный перечень включено спорное здание с кадастровым номером /__/

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Томской области от 13 марта 2017 г. № 79а установлена дата перехода к проведению на территории Томской области государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 15 марта 2017 года.

Оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания в размере 11479 721,08 руб. утверждена приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 г. № 41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», который принят в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013 г. № 68 «Об утверждении Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области», с учетом уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 ноября 2019 г. № 15-01556/19 об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки, выполненному областным государственным бюджетным учреждением «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» от 7 ноября 2019 г. № 1ГКООН-70-2019.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ, действующей с 1 января 2019 г.) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Приведенные данные указывают на заинтересованность административного истца в установлении кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы в размере, равной рыночной стоимости объекта недвижимости, а данное требование в полной мере согласуется с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого недвижимого имущества равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

В суд административным истцом в подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/ был представлен отчёт № 244-А/2020 от 10 июня 2020 г., составленный ООО «Бюро оценки «ТОККО», в соответствии с которым указанная стоимость по состоянию на 1 января 2019 года в отношении данного объекта недвижимости составила 4440 000 рублей.

В связи с наличием возражений Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК» против принятия в качестве допустимого доказательства данного отчета по административному делу, а также в связи с определением оценщиком рыночной стоимости здания, скорректированной на сумму налога на добавленную стоимость, не являющегося ценообразующим фактором, судом назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Бизнес-Оценка».

Заключением эксперта № 150-с от 20 октября 2020 года с учетом дополнительного заключения от 29 октября 2020 г. рыночная стоимость нежилого здания определена в размере 5 276 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Оценивая заключение эксперта с учетом дополнения в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его достоверным доказательством, полученным по вопросу о действительной рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости, при его составлении требования законодательства об оценочной деятельности и федеральные стандарты оценки соблюдены, указанное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, заключение мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержат противоречий.

Поскольку экспертной организации были представлены все материалы настоящего административного дела, в том числе отчет, подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО» № 244-А/2020 от 10 июня 2020 г., и возражения относительно данного отчета Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК», суд считает, что результат судебной оценочной экспертизы основан на всестороннем изучении экспертом обстоятельств дела и доводов сторон.

Экспертом-оценщиком в соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299, составлено точное описание объекта оценки его местоположения. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого здания, в частности, его площади, категории, информация о текущем использовании объекта оценки.

Эксперт произвел анализ рынка предложений коммерческой недвижимости г. Томска за анализируемый период, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки.

При проведении оценки объекта недвижимости экспертом использованы предусмотренные законодательством об оценочной деятельности сравнительный подход с применением метода сравнения продаж и доходный подходы оценки, обоснован отказ от применения затратного подхода.

В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611, для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости.

Согласно заключению экспертом подобраны объекты-аналоги с наиболее подходящим местоположением, назначением и типом невидимости.

Подробные характеристики объектов, выбранных в качестве объектов-аналогов, представлены в таблице с их описанием, которое дает надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Отобранные объекты-аналоги относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам.

В заключении присутствуют скриншоты объявлений, где имеется информация об объектах-аналогах, что позволяет делать выводы об авторстве информации и дате ее подготовки, а также проверить используемые экспертом сведения.

Применение экспертом корректировок согласуется с положениями пункта 22 ФСО № 7, согласно которым при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.

В качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов сравнения. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения, с описанием корректировок, обоснованием необходимости и возможности применить поправки к рассчитываемой рыночной стоимости здания, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.

Вопросы, возникшие у представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК» к представленному экспертному заключению, устранены путем допроса эксперта О., которая в судебном заседании дала последовательные и убедительные показания относительно хода и результатов проведенного исследования, мотивировав сделанные в его результате выводы, ответив на поставленные в ходе судебного разбирательства вопросы, а также представленным дополнительным заключением.

При приведенных данных суд не находит оснований для критической оценки заключения эксперта.

В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы определенную в экспертном заключении рыночную стоимость здания, свидетельствовали бы об ее рыночной стоимости в ином размере по состоянию на 1 января 2019 года, административными ответчиками и заинтересованным лицом, вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.

При таких обстоятельствах указанная в заключении эксперта с учетом дополнительного заключения итоговая величина рыночной стоимости нежилого здания в размере 5276 000 руб. подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату направления административного искового заявления в суд – 28 июля 2020 г.

В то же время не подлежит удовлетворению требование административного искового заявления о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части указания кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку в силу положений статьи 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статей 3 и 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившее в законную силу решение суда является актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости подержат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра.

Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером /__/; понуждение органа регистрации прав судебным решением для этого не требуется.

Согласно части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области, а не администрацией Города Томска, следовательно, администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу.

Руководствуясь статьями 175–180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Левчугова Владислава Викторовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/ в размере его рыночной стоимости 5 276000 (пять миллионов двести семьдесят шесть тысяч) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи заявления считать 28 июля 2020 года.

В удовлетворении требований к администрации Города Томска, а также о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Бондарева

Мотивированное решение принято 20 ноября 2020 года.

3а-104/2020 ~ М-84/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Левчугов Владислав Викторович
Ответчики
Управление Росреестра по ТО
Департамент по управлению государственной собственностью ТО
администрация г.Томска
Другие
Князев
Суд
Томский областной суд
Судья
Бондарева Наталия Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud--tms.sudrf.ru
29.07.2020Регистрация административного искового заявления
29.07.2020Передача материалов судье
31.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Подготовка дела (собеседование)
17.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.08.2020Предварительное судебное заседание
15.10.2020Производство по делу возобновлено
15.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Судебное заседание
06.11.2020Судебное заседание
20.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2021Дело оформлено
12.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее