Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-524/2018 от 15.06.2018

УИД № ******

Дело № ******

Р Е Ш Е Н И Е

«24» июля 2018 года г. Екатеринбург

Судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стекольникова Ж.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Комбинат специализированного обслуживания» Мальца Д.Д. на постановление № ****** заместителя главного государственного санитарного врача в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга, заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга Лосевской О.Л. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Комбинат специализированного обслуживания»,

У С Т А Н О В И Л:

Указанным постановлением должностного лица ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом при рассмотрении документов, представленных ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания», на предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ № ****** (исх. № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ) непосредственно обнаружено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно ДД.ММ.ГГГГ в ЦЕО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области выявлено, что ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» организовано энтомологическое обследование территорий кладбищ, в том числе «Нижне-Исетского», «Елизаветенского», «Широкореченского», «Шарташского», «Кольцовского», на заселенность клещами организацией – ООО «Городская дезинфекционная станция», не аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, что является нарушением п. 1 ст. 42, ст. 11, п.п. 1, 2, 3 ст. 32, п. 2 ст. 25, п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.5, 2.1, 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 10.4.4 СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», п.п. 7.4.1.3, 7.4.1.6 СП 3.1.3310-15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами».

Не согласившись с постановлением должностного лица, законный представитель ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» Мальц Д.Д. обратился в суд с жалобой, в которой просит об его отмене, ввиду незаконности и необоснованности, и прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалобу мотивировал тем, что ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку выступает юридическим лицом, организующим выполнение акарицидной обработки территорий кладбищ и обследования на заселенность клещами, на основании муниципального контракта, заключенного с МКУ «Служба городских кладбищ». Техническим заданием которого, не предусмотрено особых условий выполнения данного вида работ, в частности, привлечения к обследованию территорий кладбищ после обработки аккредитованной организации. Полагает, что ответственность ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» за нарушение условий муниципального контракта наступает перед МКУ «Служба городских кладбищ» и лишь, в связи с их невыполнением либо ненадлежащим выполнением. При этом, поскольку в данном случае имеют место договорные отношения между ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» и ООО «Городская дезинфекционная станция» на выполнение работ по обследованию территории на заклещеванность (услуги энтомолога), акарицидной обработке против клещей и дератизационных работ, нормы, связанные с порядком проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, применению не подлежат. ООО Городская дезинфекционная станция» осуществляет дезинфекционную деятельность на основании СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», согласно которым дезинфекционная деятельность – это работы и услуги, включающие разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг. Услуги Обществом оказываются в соответствии с СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», согласно п. 2.1 которых, дезинсекция включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение, а именно: предварительное санитарно-эпидемиологическое обследование с целью определения наличия членистоногих и их видов, выбор метода борьбы с членистоногими, выполнение инженерно-технических и санитарно-эпидемиологических дезинсекционных мероприятий, контроль во время проведения дезинсекционных мероприятий и после, с целью определения эффективности. Акарицидная обработка и энтомологический контроль осуществляются на основании СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», СП 3.1.3310-15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами» и МУ 3.1.3012-12 «Эпидемиология, профилактика инфекционных болезней. Сбор, учет и подготовка к лабораторному исследованию кровососущих членистоногих в природных очагах опасных инфекционных болезней», в которых не указано, что контроль эффективности акарицидной обработки должна проводить аккредитованная лаборатория. Отношения, возникающие в связи с осуществлением аккредитации: экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности во исполнение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулируются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». При этом плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не взимается.

В судебном заседании защитники ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» Булыкина Г.В. и Медведева О.М. поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям. Просили отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Запретилина М.А. в судебном заседании пояснила, что событие административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Просила отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в частности, наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ответственность по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Как следует из материалов дела, между ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» и МКУ «Служба городских кладбищ» заключен муниципальный контракт, во исполнение которого между ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» и ООО «Городская дезинфекционная станция» договор на выполнение работ по обследованию территории на заклещеванность (услуги энтомолога), акарицидной обработке против клещей и дератизационных работ.

Основанием для привлечения ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» к ответственности по данной статье послужило нарушение им требований статей 42, 11, 25, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», СП 3.1.3310-15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами», что выразилось в организации ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» энтомологического обследования территорий кладбищ, в том числе «Нижне-Исетского», «Елизаветенского», «Широкореченского», «Шарташского», «Кольцовского», на заселенность клещами организацией – ООО «Городская дезинфекционная станция», не аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 09 июня 2013 года.

Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Разделом II СП 3.5.1378-03 установлены требования к организации дезинфекционной деятельности, к которым в том числе относятся: осуществление дезинфекционной деятельности при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (пункт 2.2), соблюдение санитарных правил (пункт 2.3), обязательность прохождения лицами, занимающимися дезинфекционной деятельностью профессиональной подготовки и аттестации, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами (пункт 2.20) и др.

Пунктом 3.6.1 Санитарных правил дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (пункт 3.8.1).

Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (пункт 3.9.1).

Указанные составляющие дезинфекционной деятельности рассматриваются как способы предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу санитарно-эпидемиологических правил, отнесенных Классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14 мая 1996 года, к группе 3.5 «Дезинфектология».

Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия определены как организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Следовательно, дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы применительно к указанному выше Федеральному закону рассматриваются как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в их числе указана медицинская деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 12), особенности лицензирования которой устанавливаются Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена дезинфектология.

При этом п. 3 данного положения установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Таким образом, лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в Перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) медицинская помощь определена как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ).

В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций (п. 5 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 1664н в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 323-ФЗ утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой отсутствуют услуги по проведению дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06 ноября 2001 года № 454-ст, вид деятельности 74.70.3 «Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ», в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, отнесена к подклассу 74.70 «Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств» класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» Раздела К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» дезинфекционная деятельность исключена из лицензируемых видов деятельности и не подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.

Из системного толкования всех вышеназванных норм следует, что что получение лицензии для осуществления дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой, не требуется.

Следовательно, применительно к рассматриваемой ситуации, поскольку ООО «Городская дезинфекционная станция» было поручено проведение работ по дератизации, акарицидной обработке, в том числе организации энтомологического обследования на заселенность клещами территорий кладбищ - «Нижне-Исетского», «Елизаветенского», «Широкореченского», «Шарташского», «Кольцовского», то есть фактически должны были выполняться работы по санитарно-противоэпидемическим мероприятиям, наличие аккредитации у Общества в соответствии с законодательством Российской Федерации и не требовалось.

Таким образом, поскольку не требовалось выполнения работ организацией, аккредитованной в соответствии законодательством Российской Федерации, в частности ООО «Городская дезинфекционная станция» в интересах ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания», в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № ****** заместителя главного государственного санитарного врача в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга, заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга Лосевской О.Л. от ДД.ММ.ГГГГ – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Комбинат специализированного обслуживания» – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Стекольникова Ж.Ю.

12-524/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ЕМУП "Комбинат специализированного обслуживания"
Другие
Д.Д. Мальц
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Стекольникова Жанна Юрьевна
Статьи

КоАП: ст. 6.3

Дело на сайте суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
15.06.2018Материалы переданы в производство судье
15.06.2018Истребованы материалы
29.06.2018Поступили истребованные материалы
18.07.2018Судебное заседание
24.07.2018Судебное заседание
08.08.2018Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
10.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2018Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее