Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.
с участием помощника Чеховского городского прокурора ФИО5,
при секретаре Горбенко Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к ФИО4, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ “Центральное территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении права нанимателя жилого помещения, выселении, вселении в жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчикам и просил: восстановить право ФИО2 нанимателя жилого помещения, нарушенное при выселении ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выселить ФИО3 из жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес>, вселить ФИО3 в жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес> (л.д.39-41). Согласно обоснований иска истец с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, в войсковой части 01181 с местом дислокации в закрытом военном городке <данные изъяты> На основании обменного ордера от ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировался в спорной квартире. Решением Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ истец был признан утратившим право пользования спорной квартирой. Постановлением Президиума Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. При повторном рассмотрении спора, истец войсковая часть 01181 отказался от требований к ФИО2 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу о признании ФИО12 утратившим право пользования жилым помещением прекращено. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в повороте исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ было отказано, определение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с разъяснением о восстановлении прав посредству обращения в суд с иском в общем порядке. Квартира спорная расположена на территории закрытого военного городка, в ноябре 2003 года была распределена семья ФИО13, имеет статус служебного жилья. Истец не имеет иного жилья, так же как не обеспечивался иным жильем, взамен распределенной спорной квартиры, имеет стаж службы в войсковой части более 10 лет. считает, что право постоянного пользования спорной квартирой возникло у истца с даты выдачи ордера с 1986 года, с связи с чем заявлены требования (л.д.39-41). Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по требованиям к ФИО10, действующей в своих интересах и в интересах ФИО11 прекращено, в виду отказа от требований к указанным ответчикам (л.д.148-149).
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 (л.д.66) уточненные исковые требования поддержал по доводам указанным в иске, дополнительно указав, что решением Пресненского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО2 о восстановлении нарушенного права на предоставление от Министерства обороны РФ жилого фонда из фонда социального использования, с обязанием Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предоставить по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> было отказано, решение вступило в законную силу, в удовлетворении жалобы ФИО12 было отказано. Указав, что вселение ответчика в квартиру свидетельствует о выселении истца из спорной квартиры, так же считает, что право истца подлежит восстановлению посредству признания его нанимателем квартиры, вселении в квартиру и выселении ответчика из нее. Так же, указав, что ответчик не имеет иного жилья, так же как не имеет регистрации по месту жительства, данные о проживании истца с 1995 года не могут быть представлены. Указав, что истец имеет право на спорную квартиру, намерений уточнить и дополнить требования не имел, так же как не имеется иных доказательств в обоснование требований, кроме представленных в дело.
Ответчики извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков, в порядке ст.167 ГПК РФ, против чего участники процесса не возражали.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены. При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ, против чего участники процесса не возражали.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, считавшим, что оснований для удовлетворения иска не имеется, суд считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес> (л.д.54).
Судом установлено, что решением Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу : <адрес> (л.д.45).
На основании указанного решения суда ФИО2 был снят с регистрационного учета по указанному месту жительства, что не оспаривалось сторонами.
Судом установлено, что постановлением Президиума Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое судебное рассмотрение (л.д.46).
Определением Чеховского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску войсковой части 01181 к ФИО2 о расторжении договора найма жилого помещения прекращено (л.д.47).
Судом установлено, что после отмены судебного решения, на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, истец в квартиру не вселялся, не проживал в указанном жилом помещении, так же как и не заявлял о восстановлении регистрации по месту жительства в спорной квартире, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами.
Судом установлено, что определением Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО2 о повороте исполнения решения Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску войсковой части 01181 к ФИО2 о признании его утратившим право на жилое помещение было отказано (л.д.48). Определением судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ, определение Чеховского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения (л.д.49-50). согласно обстоятельств установленных судом первой и кассационной инстанций, спорная квартира по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена ФИО8 и членам его семьи, право пользование которых не оспаривалось в суде.
Судом установлено, что на основании постановления Главы Чеховского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № спорная квартира включена в состав служебного жилья (л.д.93), является служебным жилым помещением и расположена в жилом фонде, расположенным на территории закрытого военного городка <адрес> что не оспаривалось сторонами и подтверждается материалами дела (л.д.92-93,90).
Судом установлено, что спорная служебная квартира была предоставлена ответчику ФИО4 и членам его семьи, который с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован и проживает в спорной квартире (л.д.113, 51-52). На момент рассмотрения спора в суде, в спорной квартире зарегистрирован ФИО4, что подтверждается сведениями из УФМС по МО (л.д.112-113).
Судом установлено, что истец обращался в Пресненский районный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о восстановлении нарушенного права на предоставление от Министерства обороны РФ жилого фонда из фонда социального использования, с обязанием Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предоставить по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> решением суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении исковых требований, решение вступило в законную силу согласно определения суда кассационной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.89-91). Суд установил, что оснований для обеспечения истца уволенного с военной службы с 1985 года, квартирой на территории закрытого военного городка за счет Министерства обороны не имеется.
Истец при предъявлении иска в суд и рассмотрения спора в суде, намерений уточнить, дополнить требования не имел, так же как не оспаривал статус спорной квартиры, не оспаривал решения и договор найма служебного жилья заключенного с ФИО4, так же как не оспаривал его право пользования спорной квартирой, требования о выселении из квартиры ФИО4 являются не обоснованными, так же как истец не обосновал требования о его вселении в квартиру нанимателем которой является ответчик ФИО4, так же как отсутствуют доказательств и обоснования по требования о восстановлении права истца как нанимателя жилого помещения, которое имеет статус служебного жилья при наличии договорных отношений с иным нанимателем ФИО4, договор ЧС которым не расторгнут, не оспорен в суде ни со стороны истца, ни со стороны иных участников процесса.
Так же, судом установлено, что на момент оформления доверенности на имя представителей истца, согласно данных нотариально удостоверенной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66), указаны сведения о регистрации истца по месту жительства по адресу : <адрес>, так же как имеются сведения о получении истцом паспорта ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66), однако на предложение суда предоставить сведения в отношении проживания истца, его регистрации по месту жительства, пребывания с ДД.ММ.ГГГГ года документы представлены не были, так же как не были представлены документы имелось ли добровольное прекращение права пользования спорной квартирой в период как с 1995 года, так и после прекращения производства по делу, после отказа в повороте исполнения решения суда.
Суд считает, что со стороны истца не были представлены доказательства и обоснования для восстановления прав нанимателя в отношении спорной квартиры, основания для его вселения при наличии договора найма служебного жилья заключенного с ответчиком, а также по основаниям выселения ответчика из служебной квартиры.
Частью 1 статьи 92 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производятся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Действующее законодательство не содержит императивной нормы, возлагающей на администрацию района обязанность по исключению служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", содержащихся в подп. "в" п. 41, следует, что нарушение требований ЖК РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и соответственно договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).
Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. № 752-р, <данные изъяты> является закрытым военным городком.
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения по договору социального найма с федеральным органов исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 установлено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, при их согласии представлением распределенных жилых помещений направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленные в корешке №1 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте "и" пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Согласно п.16 приказа Министра обороны Российской Федерации от 2010 года №1280 решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации возложены функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 1888 было утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которым определены основные задачи и функции Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
На основании Указаний заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2011 года 205/2/10 была организована и проведена передача дел жилищными комиссиями воинских частей и КЭЧ (КЭУ) в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, на основании указанных выше актов полномочия по учету военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, учету, распределению и предоставлению жилья были возложены на территориальные подразделения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Суд считает, что истец в добровольном порядке изменил свое место жительства, не оспаривал предоставление квартиры семье ФИО13, а так же включение квартиры в состав служебного жилья, заключение договор найма специализированного жилья с иными лицами, так же как не представил доказательств по основаниям вселения и восстановления прав нанимателя спорной квартирой, при их утрате, учитывая заключение договора с 1996 года с иными лицами с отношении спорной квартиры. Так же, суд считает, что истцом избран не правильный способ защиты нарушенного права, учитывая установленные судом обстоятельства предоставления спорной квартиры, имеющей статус служебного жилья, расположенной на территории закрытого военного городка иным лицам, наличие прав нанимателя спорной квартиры у ответчика ФИО13, право которого не оспорено в суде.
Согласно, статье 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.
Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, учитывая отсутствия у сторон дополнительных доказательств по делу в обоснование заявленных требований и возражений, а также отсутствие ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу, позиции участников процесса о возможности рассмотрения делу с учетом имеющихся материалов дела, руководствуясь ЖК РСФСР, ЖК РФ, Конституции РФ, ФЗ “О статусе военнослужащих”, ст.ст.56,57,2, 167,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО4, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ “Центральное территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении права нанимателя жилого помещения, выселении, вселении в жилое помещение, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца с даты вынесения решения суда в окончательном виде.
Председательствующий: подпись Е.Н.Колотовкина
Решение суда в окончательном виде составлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна
Р Е Ш Е Н И Е
(резолютивная часть)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.
с участием помощника Чеховского городского прокурора ФИО5,
при секретаре Горбенко Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к ФИО4, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ “Центральное территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении права нанимателя жилого помещения, выселении, вселении в жилое помещение,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО4, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ “Центральное территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении права нанимателя жилого помещения, выселении, вселении в жилое помещение, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца с даты вынесения решения суда в окончательном виде.
Председательствующий: Е.Н.Колотовкина