Дело №2а-5863/2023
73RS0001-01-2023-006461-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Махмутовой Д.И., Мухаметзянове Р.З., Багдасарян А.В.,
с участием административного истца Афанасьевой Т.А.,
представителя административных ответчиков Данилушкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Афанасьевой Т.А. к Управлению дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Администрации города Ульяновска о возложении обязанности принять меры для регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на участок дороги, произвести ремонт дороги, обустроить тротуар,
УСТАНОВИЛ:
Афанасьева Т.А. обратилась в суд с административным иском к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Администрации города Ульяновска о возложении обязанности принять меры для регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на участок дороги, произвести ремонт дороги, обустроить тротуар.
В обоснование иска указано, что автомобильная дорога по ул. Молодежная в п. Пригородный г. Ульяновска находится в ненадлежащем состоянии, требующем основательного и незамедлительного ремонта. На дороге имеются многочисленные ямы, деформация асфальтового покрытия, вследствие чего безопасно и беспрепятственно передвигаться к жилым домам по указанной улице невозможно. Неоднократные обращения жителей по вопросу проведения ремонта оставлены без удовлетворения со ссылкой на недостаточность финансирования. Вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
В судебном заседании административный истец Афанасьева Т.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, суду изложила доводы и факты искового заявления. Указала, что ответчики не принимают мер к ремонту дороги. По данному участку дороги ходят также школьники, мамы с маленькими детьми, подвергая себя опасности.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Администрации города Ульяновска, Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска возражал против удовлетворения требований административного иска, указав, что в настоящее время при проведении категорирования объекта транспортной инфраструктуры была присвоена 4 категория, где обустройство тротуара не предусмотрено.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, заинтересованные лица Финансовое управление Администрации города Ульяновска, МБУ «Дорремстрой», УМВД России по Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области участия не принимали, судом извещались.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, дело №2а-2178/17, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Так, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения (п. 1 ч.1 ст. 50).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2011 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2011 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Периодичность проведения диагностики один раз в год.
При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке (пункты 3, 4, 5 Приказа Минтранса России от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»).
В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, автодорога является недвижимым имуществом и регистрация права собственности на неё является обязательной.
В судебном заседании установлено, что автодорога по ул. Молодежной пос. Пригородный г. Ульяновска не соответствует обязательным требованиям Государственного стандарта ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", в соответствии с п. 5.2.4 которого покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Как следует из Справки о проведении проверки эксплуатационного состояния дорог (улиц) в Железнодорожном районе города Ульяновска от 07.07.2023, составленной государственным инспектором дорожного надзора ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области при обследовании ул. Молодежная пос. Пригородный г. Ульяновска, на всем протяжении дороги имеются загрязнения покрытия проезжей части; от дома 2а до дома 44 отсутствует асфальто-бетонное покрытие; в районе дома 22 имеется просадка проезжей части длиной 310 см глубиной 5 см, площадью 6,8 кв.м; в районе дома 28/1 имеется просадка проезжей части длиной 78 см глубиной 5 см, площадью 0,8 кв.м; в районе дома 27 имеются просадки проезжей части длиной 370 см глубиной 4 см, площадью 12,3кв.м и длиной 170 см глубиной 7 см, площадью 3,2 кв.м.
Факт неудовлетворительного состояния автомобильной дороги подтверждается представленными в судебное заседание фотографиями, материалами надзорного производства №955ж-2023, коллективными жалобами жителей п. Пригородный. (л.д. 6-7,8,9-12,13-15,16-19,20-25,57-64).
Допрошенные в судебном заседании свидетели иное лицо и иное лицо также суду пояснили, что автомобильная дорога не подвергалась ремонту на протяжении многих лет. По данному участку дороги, ходят в том числе, школьники, мамы с маленькими детьми, подвергая себя опасности.
Административными ответчиками факт нахождения автомобильной дороги в ненадлежащем состоянии и необходимость проведения ремонта не опровергался.
Таким образом, установлено, что для приведения автомобильной дороги по ул. Молодежная пос. Пригородный г. Ульяновска в нормативное состояние требуется проведение ее ремонта.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22.05.2017 по делу №2а-2178/2017 по административному иску прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска к Администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, понуждении произвести действия по постановке на учет и приведению в надлежащее состояние автодороги, также было установлено, что в реестре муниципального имущества города Ульяновска числится участок дороги по ул. Молодежная протяженностью 450 м с асфальтобетонным покрытием.
Указанным решением суда признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество - Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о постановке на учет участка автодороги протяженностью 400м, расположенного на ул. Молодежная пос. Пригородный г. Ульяновска. На Администрацию города Ульяновска возложена обязанность обратиться в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о постановке на учет участка автодороги протяженностью 400 м, расположенного на ул. Молодежная пос. Пригородный г. Ульяновска в качестве бесхозяйного и привести в соответствие с эксплуатационными требованиями муниципальную автомобильную дорогу по ул. Молодежная пос. Пригородный г.Ульяновска.
Вместе с тем, сведений об исполнении решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22.05.2027 суду не представлено, срок для предъявления его к исполнению истек.
Также из материалов дела следует, в частности, подтверждено техническим паспортом от 10.06.2023, что на дату рассмотрения дела общая протяженность указанной дороги составляет 828 метров. (л.д.92-93)
Надлежащих доказательств в подтверждение того, что протяженность автомобильной дороги составляет 950 метров, как указывает административный истец, суду представлено.
Принимая во внимание, что в реестре муниципального имущества города Ульяновска числится участок автомобильной дороги по ул. Молодежная пос. Пригородный г.Ульяновска только протяженностью 450 метров, на основании приведенных выше положений, суд приходит к выводу о том, что именно на администрации города Ульяновска лежит непосредственная обязанность по принятию комплекса необходимых мер государственной регистрации права собственности на оставшийся участок протяжностью 378 метров (828-450), находящийся в пределах границ муниципального образования.
Указанные нарушения в деятельности администрации города Ульяновска, как исполнительного органа местного самоуправления, затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанные автомобильные дороги общего пользования, не гарантируют реализацию их права на охрану жизни, здоровья, препятствуют развитию инфраструктуры не обеспечивают сохранности муниципальной собственности.
При этом суд принимает во внимание, что Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска согласно п. 4.1.2, 4.1.4, 4.1.6 Положения об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами порядке действия по приобретению имущества в собственность муниципального образования "город Ульяновск" и приему в собственность муниципального образования "город Ульяновск" имущества, созданного за счет средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск"; подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, находящихся на территории муниципального образования "город Ульяновск"; выступает заявителем при государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и перехода права на недвижимое имущество, составляющее казну муниципального образования "город Ульяновск", и сделок с ним (за исключением регистрации права собственности на земельные участки, перехода права собственности на земельные участки и сделок с ними).
Таким образом, суд считает необходимым обязать Администрацию города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска принять меры для регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на автомобильную дорогу по ул. Молодежная в п. Пригородный г. Ульяновска протяженностью 378 метров в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований о возложении обязанности принять меры для регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на автомобильную дорогу по ул. Молодежная в п. Пригородный г. Ульяновска протяженностью 950 метров следует отказать.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, не соблюдены, а покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по приведению спорной дороги в соответствие с эксплуатационными требованиями, предусмотренными п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, с учетом ее принадлежности к 4 технической категории автомобильных дорог на администрацию города Ульяновска совместно с Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, которое согласно Положению об Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска осуществляет обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск", капитального ремонта, ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, расположенных в границах муниципального образования "город Ульяновск".
Рассматривая административные исковые требования Афанасьевой Т.А. о возложении на административных ответчиков обязанности обустроить тротуар, суд руководствуется следующим.
Приказом Минтранса России от 16.11.2002 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода, относятся работы по устройству, в том числе, тротуаров (подпункт "в" подпункта 4 пункта 4 приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402).
Согласно пункту 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
В соответствии с п. 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-20074.5.1.1. тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. (К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.).
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м. (п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007)
Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна. (п. 4.5.1.4. ГОСТ Р 52766-2007)
На дорогах и улицах в населенных пунктах вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ 33128 или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м. (п. 4.5.1.9. ГОСТ Р 52766-2007)
Вместе с тем, учитывая отнесение спорной автомобильной дороги к 4 технической категории, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих техническую возможность обустройства тротуара на спорной автомобильной дороге при существующей застройке территории, с соблюдением прав всех собственников расположенных рядом объектов недвижимости.
Кроме того, возложение судом на администрацию муниципального образования обязанности обустроить пешеходный тротуар вдоль автомобильной дороги является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Такое решение противоречит статьям 12, 130 Конституции Российской Федерации, статьям 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда, иное означает нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и неправомерное вмешательство в деятельность органа исполнительной власти, наделенного соответствующими полномочиями. В связи с чем административные исковые требования обустроить тротуар удовлетворению не подлежат.
Таким образом, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Афанасьевой Т.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска принять меры для регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на автомобильную дорогу по ул. Молодежная в п. Пригородный г. Ульяновска протяженностью 378 м в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию города Ульяновска, Управление дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска привести в соответствие с эксплуатационными требованиями, предусмотренными п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, автомобильную дорогу по ул. Молодежная пос. Пригородный г.Ульяновска.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Афанасьевой Т.А. о возложении обязанности принять меры для регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на автомобильную дорогу по ул. Молодежная в п. Пригородный г. Ульяновска протяженностью 950 м, обустроить тротуар- отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Бахарева
Срок изготовления мотивированного решения: 09.01.2024