Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-654/2013 от 08.02.2013

Дело № 2-654/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2013 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска в составе председательствующего судьи Пахомова А.В., при секретаре судебного заседания Писаревой Н.В., с участием в деле истцов Старостина В.В., Старостина А.В., истицы-представителя истца Старостина А.В. – Старостиной М.А., действующей по доверенности № 3-1903 от 08 июня 2012 года, ответчика – Администрации городского округа Саранск, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старостиной М.А., Старостина В.В. и Старостина А.В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>, и обязании Администрации городского округа Саранск утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1950 кв.м на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>,

установил:

Старостина М.А., Старостин В.В. и Старостин А.В. обратились в суд с иском о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>, и обязании Администрации городского округа Саранск утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1950 кв.м на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование своего иска указали, что им принадлежит на праве долевой собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>: Старостину А.В. - 2/3 доли, Старостиной М.А. - 1/6 доли, СтаростинуВ.В. - 1/6 доли. 05 сентября 2012 года они обратились вАдминистрацию городского округа Саранск с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом от 13 сентября 2012 года № Пр-7078 ответчиком отказано в согласовании схе­мы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду того, что раз­меры запрашиваемого земельного участка больше допустимых размеров земельного участка (более 1500 кв.м), предоставляемого гражданам, со ссылкой на Правила землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как частейгородского округа Саранск, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425, и пункт 2.2.54 Местных нормативов градостроительного проектирования го­родского округа Саранск, утверждённых решением Совета депутатов городского округа Са­ранск от 28 октября 2008 года № 193. Считают, что отказ Администрации городского округа Саранск в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1950 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным. Просили суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>, и обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1950 кв.м на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец Старостин В.В., представитель истца Старостина А.В. – Старостина М.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

В судебное заседание истец Старостин А.В. и представитель ответчика – Администрации городского округа Саранск не явились по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, при этом ФИО1 представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие Администрации городского округа Саранск.

Заслушав объяснения истцов, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Старостину А.В. принадлежит 2/3 доли на осно­вании свидетельства о праве на наследство по завещанию и свидетельства о праве на наслед­ствопо закону (свидетельство огосударственной регистрации № от 21 ноября 2011 года (л.д. 37).

Старостиной М.А. принадлежит 1/6 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону (свидетельство о государственной регистрации № от 05 октября 2011 года (л.д. 35).

СтаростинуВ.В. принадлежит 1/6 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону (свидетель­ство о государственной регистрации № от 05 октября 2011 года (л.д. 36).

Вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 2559,62 кв.м, с кадастровым номером №, что следует из кадастровой выписки на земельный участок (л.д. 38).

05 сентября 2012 года истцы обратились вАдминистрацию городского округа Саранск с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>.

Письмом от 13 сентября 2012 года № Пр-7078 ответчиком отказано в согласовании схе­мы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду того, что раз­меры запрашиваемого земельного участка больше допустимых размеров земельного участка (более 1500 кв.м), предоставляемого гражданам, со ссылкой на Правила землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как частейгородского округа Саранск, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425, и пункт 2.2.54 Местных нормативов градостроительного проектирования го­родского округа Саранск, утверждённых решением Совета депутатов городского округа Са­ранск от 28 октября 2008 года № 193 (л.д. 34).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15, со статьей 28 Земельного кодекса РФ (далее - Земельный кодекс РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в соб­ственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собст­венности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исклю­чением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управ­лении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указан­ные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». Согласно донному перечню с заявлением о приобретении прав на земельный участок также предоставляется кадастровый паспорт земельного участка либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

Из пояснений истцов следует, что обратиться в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о при­обретении прав на земельный участок по адресу: <адрес>, они не могут в связи с тем, что не осуществлен государственный кадастровый учет вышеуказанного зе­мельного участка.

В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фак­тического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом крас­ных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естест­венных границ земельного участка.

Ни пункт 4 статьи 28, ни статья 36 Земельного Кодекса РФ не содержат такого основа­ния для отказа в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, как несоответствие земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, максимально до­пустимому размеру земельного участка.

Кроме того, в статье 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указан необходимый перечень документов, которые являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекраще­ния, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по уста­новленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект не­движимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не тре­буется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание дан­ного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих до­кументов.

Таким образом, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на ка­дастровом плане является необходимым условием последующей постановки участка на када­стровый учет.

Согласно пункту 2 статьи 33 Земельного кодекса РФ максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Из Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как частейгородского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425, и пункта 2.2.54 Местных нормативов градостроительного проектирования го­родского округа Саранск, утверждённых решением Совета депутатов городского округа Са­ранск от 28 октября 2008 года № 193, следует, что максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам, составляет 1500 кв.м.

Однако, согласно абзацу 6 Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как частей городского округа Саранск, действие данных Правил распространяется на территорию генплана в границах населенных пунктов – города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга – и часть территории за пределами этих границ на землях городского округа Саранск, предусмотренных генпланом под новое строительство.

Следовательно, данные ограничения по размеру предоставляемых участков распростра­няются на правоотношения, возникшие после его вступления в законную силу со дня офици­ального опубликования и только на вновь предоставляемые земельные участки.

Согласно архивной справке Государственного казенного архивного учреждения «Цен­тральный государственный архив Республики Мордовия» от 13 апреля 2011 года №С-102 в нехозяйственных книгах колхозников, рабочих и служащих села Посол за 1955-1957 годы значится хозяйство ФИО2 по адресу: <адрес>, в составе которого имеется 0,25 га земли.

ФИО3, муж Старостиной М.А., унаследовал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на осно­вании свидетельства о праве на наследство по закону от 08 апреля 1999 года и свидетельства о праве на наследство по закону от 18 января 2010 года. Право пользования земельным участком по тому же адресу в полном объеме перешло к Старостину А.В.

После смерти ФИО3 право собственности на жилой дом и право пользования земельным участком перешло к истцам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Рос­сийской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположен­ными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совер­шены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 года №1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бес­платно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.

Исходя из этого истцы вправе приобрести в общую долевую собственность находя­щийся в их правомерном фактическом пользовании земельный участок в соответствии с пра­вилами статьи 36 Земельного кодекса РФ. Иное означало бы ущемление их права иметь иму­щество в собственности, гарантированного статьей 35 Конституции РФ, что недопустимо.

Согласно пункту 3 статьи 9, пункту 4 статьи 35 и статье 31 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177, к вопросам местного значения муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в му­ниципальной собственности. Для решения вопросов местного значения Администрация го­родского округа Саранск управляет муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом депутатов.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа Саранск является Администрация городского округа Саранск, которая, в соответствии со статьей 53 Устава, вправе передавать имущество, находящееся в муниципальной собствен­ности, во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Мордовия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, перепрофилировать, совершать шиле сделки в соответствии с федеральным законода­тельством и в порядке, определяемом Советом депутатов.

При таких обстоятельствах обязанность утвердить и выдать схему расположения зе­мельного участка должна быть возложена на Администрацию городского округа Саранск, ко­торая является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

На основании вышеизложенного суд находит исковые требования Старостиной М.А., Старостина В.А. и Старостина А.В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>, и обязании Администрации городского округа Саранск утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1950 кв.м на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Как следует из материалов дела, исковое заявление оплачено истцами государственной пошлиной в размере 400 руб. (л.д.33), что соответствует требованиям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Администрации городского округа Саранск в пользу истцов подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, по 133 руб. 33 коп. в пользу каждого.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Старостиной М.А., Старостина В.В. и Старостина А.В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>, и обязании Администрации городского округа Саранск утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1950 кв.м на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1950 кв.м на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Старостиной М.А. государственную пошлину в размере 133 (ста тридцати трёх) рублей 33 (тридцати трёх) копеек.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Старостина В.В. государственную пошлину в размере 133 (ста тридцати трёх) рублей 33 (тридцати трёх) копеек.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Старостина А.В. государственную пошлину в размере 133 (ста тридцати трёх) рублей 33 (тридцати трёх) копеек.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов

1версия для печати

2-654/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Старостина Мария Алексеевна
Старостин Алексей Владимирович
Старостин Владислав Владимирович
Ответчики
Администрация го Саранск
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Пахомов Александр Владимирович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
08.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.02.2013Передача материалов судье
11.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2013Судебное заседание
19.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2013Дело оформлено
07.05.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее